Дело № 2-174/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2023 года с.Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кара-Сала В.Д.,
при секретаре Дак А.Б.,
с участием прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва Монгуш В.Ч., истца Комбу Б.А.,
ответчика Ондара А.М.,
переводчике Амаш А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комбу Б. А. к Ондару А. М. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате преступления,
УСТАНОВИЛ:
Комбу Б.А. обратилась в суд с иском к Ондару А.М. указывая, что приговором Чеди-Хольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Ондар А. М. по ч. 1 ст.105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В связи со смертью брата она понесла невосполнимые моральные страдания, боль утраты близкого человека, убитого таким жестоким образом в цветущем возрасте, нарушил ее покой, по сей день находится в глубокой депрессии, обострились семейные проблемы. В связи со смертью брата она понесла материальные расходы на погребение и организацию похорон и поминок с учетом сложившихся обычаев: погребение - 87 410 рублей, услуги на погребение - 12 800 рублей, одежда - 22 680 рублей, товары бытовых и хозяйственных нужд - 3 334 рублей, бензин - 3 761,77 рублей, продукты - 34 670,22 рублей, мясо баранины - 3*7000=21 000 рублей, молодняк - 40 000 рублей. В связи с похоронами скот приобретался для приготовления угощений и раздачи отварного мяса для родственников и людей, приехавших попрощаться с ее братом в течение 3 дней, а также на проведение поминок после похорон. Общая сумма расходов составила 224 453,99 рублей. В результате преступного деяния Ондара А.М., причиненный моральный вред которая оценивается в 600 000 рублей. Просит взыскать с Ондара А.М. в ее пользу материальный ущерб в размере 224 453,99 рублей, компенсацию морального вреда в размере 600 000 рублей.
Истец Комбу Б.А. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, указав, что во время похорон израсходовали 224 453,99 рублей и в связи со смертью брата ей причинен моральный вред.
Ответчик Ондар А.М. с исковыми требованиями не согласился.
Суд, выслушав истца, прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению с учетом принципа разумности и справедливости, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно Конституции Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7). Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 ГК РФ неимущественные права и нематериальные блага защищаются в предусмотренных ГК РФ и другими законами случаях и порядке, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага и характер последствий этого нарушения.
Статья 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные имущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Статья 151 ГК РФ устанавливает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных
страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) 5 и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 годаЫ 33).
Приговором Чеди-Хольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Ондар А.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, назначено наказание 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1094 ГК РФ, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
В подтверждение своих требований о взыскании материального ущерба, истец представила суду следующие документы:
Согласно расписке Х. от ДД.ММ.ГГГГ, она получила 13 ноября от Комбу Б. А. наличными в счет оплаты за 3 головы мелкого рогатого скота в сумме 21 000 рублей, одну голову крупного рогатого скота в сумме 40 000 рублей.
Товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> гроба, венков и иные принадлежностей, услуг на погребение на сумму 76 500 рублей, 12 800 рублей, 10 910 рублей.
Товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение у индивидуальных предпринимателей <данные изъяты> одежду и обувь на суммы 15 900 рублей, 4 780 рублей, 550 рублей, 250 рублей.
Товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение у индивидуальных предпринимателей <данные изъяты> ООО «Намзырай», <данные изъяты> средств гигиены, свечей, товары бытовых нужд на суммы 300 рублей, 615 рублей, 1308 рублей, 426 рублей, 685 рублей.
Товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение у индивидуальных предпринимателей <данные изъяты>, СПК «Бора-Шай», База РПС склад 11, <данные изъяты> ООО Торговая сеть Командор, База РПС склад 116, <данные изъяты> продуктов питания на суммы 5103 рублей, 1153 рублей, 3 085,40 рублей, 12 554,82 рублей, 8 800 рублей, 760 рублей, 355 рублей, 1194 рублей, 435 рублей.
Товарные чеки от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> АЗС «Горняк» горюче-смазочных материалов на суммы 1799,77 рублей, 200 рублей, 1020 рублей, 740 рублей.
Общая сумма произведенных расходов, согласно представленных документов составила 223 223,99 рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме. Судом не принят во внимание чеки о приобретении спиртных напитков и сигарет, а также чек о совершении операции на сумму 1200 рублей, поскольку не представлен товарный чек с указанием наименования товара.
Истец Комбу Б.А. просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 600 000 рублей.
В результате совершенного Ондаром А.М. преступления, Комбу Б.А. причинены нравственные страдания, в связи с потерей брата, тем самым причинен моральный вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей истца.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего возмещению, суд исходит из предоставленных доказательств и принимает во внимание все заслуживающие внимание обстоятельства, такие как степень физических и нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, имущественное положение ответчика.
С учетом, фактического обстоятельства дела, имущественного положения ответчика и требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, суд определяет в сумме 300 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комбу Б. А. к Ондару А. М. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате преступления, удовлетворить частично.
Взыскать с Ондара А. М. в пользу Комбу Б. А. материальный ущерб в размере 223 223 (двести двадцать три тысячи двести двадцать три) рублей 99 копеек и компенсацию морального вреда в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 года.
Председательствующий