Судья Куркин Д.П. №2-68/2022
Докладчик Скипальская Л.И. Дело №33-1430/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Пужаева В.А.,
судей Селезневой О.В., Скипальской Л.И.,
при секретаре Чудаевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 августа 2022 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, встречному иску ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» об аннулировании задолженности по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, возложении обязанности доставлять счета на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 19 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчикам.
В обоснование иска указано, что ФИО3, ФИО4, несовершеннолетние ФИО2 и ФИО1 являются собственниками (по 1/4 доли каждый) жилого помещения по адресу: <адрес>. ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия с момента подписания соглашения №7247 от 11 августа 2017 г. до 31 декабря 2027 г. На территории с. <адрес> обязательства регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет с 1 мая 2018 г. С 1 ноября 2018 г. ФИО3, ФИО4, несовершеннолетние ФИО2 и ФИО1 являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором. Несмотря на то, что ответчики ежемесячно уведомлялись о наличии и размере задолженности, долг не погашен.
Истец просил взыскать с ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1: задолженность в сумме 11 787 руб. 47 коп. за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 ноября 2018г. по 30 сентября 2021 г.; расходы по уплате госпошлины - 472 рубля; почтовые расходы - 96 руб. 50 коп., в долевом порядке (т. 1 л.д. 1-2, т. 2 л.д. 48, 81).
ФИО3 обратился в суд с встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск», указав, что по адресу: <адрес>, он и его семья не проживают, в связи с чем, ТКО, в том числе и бытовые, не могли образовываться. Квитанции с 1 мая 2018 г. по 30 сентября 2021 г. ему не приходили, счета не выставляли, он, в итоге, их не оплачивал. Квитанции стали приходить с момента возникновения спора. ООО «РЕМОНДИС Саранск» нарушен Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных». Считает, что договор оферты следует признать незаконным.
Просил суд: аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с <дата> по 30 сентября 2021 г. в сумме 11 787 руб. 47 коп., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 472 рублей, почтовых расходов в размере 96 руб. 50 коп.; обязать оператора доставлять счета на оплату услуг ТКО до 10 числа, следующего за истекшим месяцем; взыскать с ООО «РЕМОНДИС Саранск» компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей (т. 1 л.д. 76-80).
Определением судьи Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 7 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП «Почта России» (АО «Почта России») (т. 1 л.д. 144-145, 158).
Решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 19 мая 2022 г. исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» к ФИО3, ФИО4, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами удовлетворены.
Взыскано в солидарном порядке с ФИО3, ФИО4 в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск»: задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 ноября 2018ёг. по 30 сентября 2021 г. в сумме 11 787 руб. 47 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 472 рублей, почтовые расходы в размере 96 руб. 50 коп.
Исковые требования ФИО3 к ООО «РЕМОНДИС Саранск» об аннулировании задолженности по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, возложении обязанности доставлять счета на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований ООО «РЕМОНДИС Саранск» отказать, вынести по делу новое решение. Ссылается на то, что: суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; не был доказан факт разноса квитанций на оплату услуг ТКО по адресной доставке до потребителя непосредственно на <адрес>; акт приёма-передачи бланков не доказывает адресную доставку согласно договору возмездного оказания услуг от 15 мая 2018 г. №372-1 между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и УФПС РМ - филиал ФГУП «Почта России»; доставка платёжных документов согласно договору оферты от 4 апреля 2018 г. должна производиться до 1 числа, следующего за истекшим месяцем, а оплата - до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, однако ООО «РЕМОНДИС Саранск» грубо нарушает условия договора оферты; оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» нарушены персональные данные.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ФИО4, ФИО2, представителя АО «Почта России», надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания (т.2 л.д. 76, 77, 79); представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие ФИО4, ФИО2 (т. 2 л.д. 87, 88).
Заслушав объяснения представителя истца (ответчика по встречному иску) ООО «РЕМОНДИС Саранск» ФИО10 поддержавшей исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск», в удовлетворении встречного иска ФИО3 просившей отказать, ответчика (истца по встречному иску) ФИО3, просившего исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» оставить без удовлетворения, встречный иск удовлетворить, исследовав доказательства по делу, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.
Выявленное судом апелляционной инстанции нарушение норм процессуального права, выразившееся в не привлечении несовершеннолетнего ФИО2, достигшего четырнадцатилетнего возраста, к участию в деле, в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвёртой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
На основании частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Частями 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1 статьи 24.7 №89-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО1 на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли в праве) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Запись регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №13-13-02/0292014-452 от 26 декабря 2014 г. (т. 1 л.д. 30-31, 59, 60, 61, 62).
Отдельные лицевые счета по начислению платы за услугу по обращению с ТКО на каждого члена семьи ФИО12 не заводились.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28 сентября 2021 г., устава ООО «РЕМОНДИС Саранск» следует, что одним из видов деятельности организации является деятельность по приёму, перевозке, обработке, вторичной переработке и удалению любых видов отходов, а также оказание других, связанных с этим услуг (т. 1 л.д. 13-17, 25-29).
По результатам конкурсного отбора, проведённого Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, на территории Республики Мордовия ООО «РЕМОНДИС Саранск» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО, в связи с чем, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» 11 августа 2017 г. заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия №72/47 на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г. Дополнительным соглашением №1 к соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО №72/47 от 11 августа 2017 г., заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» 29 декабря 2017 г., стороны пришли к соглашению о поэтапном начале исполнения региональным оператором своих обязательств в полном объёме. Так, региональный оператор обязан приступить к исполнению своих обязательств (дата начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО) на территории Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г. (т. 1 л.д. 18-21, 22).
Таким образом, ответчики ФИО12, являясь собственниками жилого помещения и потребителями коммунальных услуг, в силу прямого указания закона должны нести расходы по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключив соответствующий договор с региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск», в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (статьи 426, 167 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании пункта 1 статьи 433 ГК РФ договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.
Из требований пункта 1 статьи 435 ГК РФ следует, что офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признаётся офертой (публичная оферта) (пункт 2 статьи 437 ГК РФ).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Таким образом, в силу статьи 426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (вместе с «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами») и постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Из содержания пункта 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Следовательно, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 г., договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий (абз.2 пункта 148 (1)).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (абз.1 пункта 148 (2) Правил №354).
Собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148 (4) и подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, путём подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления ТКО органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.
Подачу документов в месте нахождения исполнителя может осуществить один из сособственников при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченный представитель любого из сособственников при предъявлении оформленной в установленном порядке доверенности. Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать его заявителю. Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, в 2 экземплярах. При наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, их рассмотрение осуществляется в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил (пункт 148 (15) Правил №354).
Во исполнение вышеуказанных норм права 8 сентября 2017 г. региональный оператор известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, 4 апреля 2018 г. предложение (публичная оферта) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия и текст типового договора были размещены региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» в региональной газете «Известия Мордовии», являющейся источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия в силу пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (т. 1 л.д. 23), а также на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора - оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1.), права и обязанности сторон (пункт 5.1.), срок начала оказания услуг (п.2.5.), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и об иных условиях, предусмотренных статьёй 432 ГК РФ, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. №641.
В пункте 1.5. опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование предоставленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Согласно пункту 2.5. опубликованной публичной оферты дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц <адрес> региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.
Таким образом, предложение регионального оператора было размещено 4 апреля 2018 г., заявления собственников жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, возражений в установленный срок от ответчиков не поступило, следовательно, с 20 апреля 2018 г. договор, который по юридической природе является публичным, считается заключенным на условиях типового договора, фактические договорные отношения с потребителем у регионального оператора сложились с момента начала осуществления ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказания услуг по вывозу ТКО в качестве единственного регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия.
В этой связи оснований для удовлетворения требования ФИО11 о признании договора публичной оферты (договора) на оказание услуг по обращению с ТКО незаконным не имеется.
Факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО юридическим и физическим лицам, в том числе в <адрес> <адрес>, подтверждается схемой размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов на территории Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, утверждённой постановлением администрации района №457 от 26 ноября 2018 г., из которой следует, что на <адрес> расположена контейнерная площадка (т. 1 л.д. 49, 50-51).
Таким образом, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что с 1 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, и с этой даты Общество оказывает услуги по обращению с ТКО всем, без исключения, жителям <адрес>.
ФИО3, не оспаривая факт оказания услуги по обращению с ТКО ООО «РЕМОНДИС Саранск» жителям <адрес>, указывает на то, что квитанции на оплату ТКО с 1 мая 2018 г. по 30 сентября 2021 г. ему не приходили, поэтому он их не оплачивал, по адресу: <адрес>, его семья не проживает.
Судебная коллегия считает данные доводы несостоятельными и подлежащими отклонению.
Так, в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что по смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, чтобы лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для её акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объёме. Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями потребителей, применительно к договорам оказания услуг по обращению с ТКО, могут быть: фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для накопления отходов, оплата услуг регионального оператора по выставляемому счету и т.д.).
Из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО) осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закреплённый законодательно, является обязательным, как для Потребителя (в данном случае ФИО12), так и для Регионального оператора.
Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека. Доказательств того, что потребители не образовывали ТКО и не пользовались услугами регионального оператора, истцом по встречному иску не представлено.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 10 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Судом установлено, что ФИО12 договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией не заключали, доказательств отсутствия нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твёрдых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не представили. Соответствующим закону способом обращения с твёрдыми коммунальными отходами является передача накопившихся (образовавшихся) в период жизнедеятельности ответчиков по первоначальному иску твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Оборот таких отходов должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению потребителя.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
ФИО12 не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, без нарушения санитарного законодательства, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности их семьи, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчёте указанных в платёжных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что действующее законодательство не возлагает на регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Раздел 7 Публичной оферты (Договора) содержит положение о возможности составления потребителем услуги акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, однако, стороной истца по встречному иску не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющегося доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО, следовательно, услуги по обращению с ТКО оказаны региональным оператором надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов (в том числе платёжных документов в электронной форме, размещённых в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Аналогичные требования содержатся в пункте 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354.
Согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчётным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платёжных документов.
Из содержания приведённых норм следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платёжный документ, который организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана представить потребителям.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. №454, платёжный документ рекомендуется представлять потребителям услуг на бумажном носителе, за исключением случаев, когда договором управления многоквартирным домом, письменным соглашением между потребителями услуг и организацией, производящей расчёты, прочими документами согласована иная форма предоставления потребителю платёжного документа. При этом к иному способу предоставления потребителю платёжного документа относится: возможность печати платёжного документа самостоятельно потребителем с использованием доступа в личный кабинет на интернет-портале; предоставление платёжного документа по адресу электронной почты потребителя услуг; возможность печати платёжного документа посредством информационных терминалов и другие.
Судом установлено, что между сторонами соглашение о порядке предоставления платёжного документа в ином, кроме бумажного носителя, виде не заключалось.
Согласно договору возмездного оказания услуг №372-1 от 15 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» (заказчик) и УФПС Республики Мордовия - филиала ФГУП «Почта России» (исполнитель) заключили договор, по которому исполнитель по поручению заказчика принимает на себя обязательства по оказанию услуг по адресной доставке квитанций потребителям: по населённым пунктам с населением свыше ста тысяч человек в течение 3-х рабочих дней со дня передачи квитанций в Почтамт, по остальным населённым пунктам в течение 7 рабочих дней со дня передачи квитанций в Почтамт (т. 1 л.д. 114-118).
Согласно сообщению УФПС Самарской области от 25 апреля 2022 г. в соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 17 июня 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, приём платы за коммунальные услуги, приём платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешённую законодательством Российской Федерации. Таким образом, доставка платёжных документов гражданам, потребителям коммунальной услуги, не является ни универсальной услугой почтовой связи, ни иной услугой почтовой связи. Доставка платёжных документов до потребителей по адресам, указанным в них, осуществляется путём вложения платёжных документов в почтовые ящики собственников помещений, расположенные в подъездах и/или лестничных площадках многоквартирных домов, почтовые ящики в частных домах. Платёжные документы потребителей коммунальных услуг не приписываются к производственной документации и их хранение не осуществляется (т. 1 л.д. 155).
Актами приёма-передачи бланков ООО «РЕМОНДИС Саранск» в отделение Почты России за октябрь - декабрь 2018 года, февраль - декабрь 2019 года, январь - декабрь 2020 года, февраль - апрель, июнь - октябрь 2021 года подтверждается передача платёжных документов для рассылки потребителям <адрес>, в том числе, с почтовым индексом 431670 (Большое Игнатово) (т. 1 л.д. 165-203).
На оператора законодателем возложена обязанность по предоставлению исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчётным периодом, за который производится оплата, платёжных документов, содержащих все необходимые реквизиты.
При таких обстоятельствах, требование истца об обязании оператора доставлять счета на оплату услуг ТКО до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, удовлетворению не подлежит.
Редакция договора на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованная региональным оператором на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в газете «Известия Мордовии», соответствует императивно закреплённым в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641», требованиям к содержанию Договора на обращение с ТКО.
В соответствии со статьёй 426 ГК РФ данный договор является публичным, поэтому условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, то есть для всех жителей <адрес> Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, в число которых входит и ФИО3 Доказательств расторжения договора, либо признания его недействительным, суду не представлено.
К региональному оператору ФИО3 с требованием заключить с ним иной договор на условиях, отличных от типовых, не обращался, необходимые для этого документы в полном объёме не представлял.
Принимая во внимание, что самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должны обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО, в том числе ФИО12, подтверждается материалами дела, судебная коллегия считает, что в данном случае договор между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ФИО3 заключен путём совершения конклюдентных действий, и не может согласиться с встречными исковыми требованиями ФИО3 об аннулировании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 1 ноября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. в сумме 11 787 руб. 47 коп., а также обязании оператора доставлять счета на оплату услуг ТКО до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем, отказывает в удовлетворении данных встречных исковых требований.
Условия публичного договора должны быть одинаковыми для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (статья 426 ГК РФ).
Стороной истца по встречному иску не представлено достаточных, достоверных и допустимых доказательств, позволяющих признать поименованный выше публичный договор незаконным.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является по своей природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Расчётный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу, что предусмотрено пунктом 148 (27) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В силу пункта 148 (28) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определённой в пределах утверждённого единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, определённом Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 148 (34) этого же постановления размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Разрешая заявленные исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск», судебная коллегия исходит из того, что ответчики по первоначальному иску ФИО12 являются сособственниками в праве общей долевой собственности на жилое помещение (по 1/4 доли) с 26 декабря 2014 г., ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказывает услуги по вывозу ТКО, в связи с чем, региональным оператором на имя ФИО3 (отдельные лицевые счета по начислению платы за услугу по обращению с ТКО на каждого собственника жилого помещения не заводились) направлялись платёжные извещения по оплате услуг по обращению с ТКО, в соответствии с действовавшими объёмом оказанной услуги и тарифами в соответствующие периоды; в период с 1 ноября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. ответчики не выполняли обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, вследствие чего, за ними образовалась задолженность (т. 1 л.д. 3), при этом с заявлениями о перерасчёте платы в связи с временным отсутствием по месту жительства либо постоянным выбытием кого-либо из членов семьи в установленные сроки к истцу не обращались. Доказательств в подтверждение обратного не представлено.
Представленный ООО «РЕМОНДИС Саранск» расчёт задолженности на сумму 11 787 руб. 47 коп. ФИО12 по существу не оспаривали; иного расчёта в заседание судебной коллегии не представили; добровольно задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг не погашена.
Проверив указанный расчёт, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчиков по первоначальному иску в пользу истца, определена ООО «РЕМОНДИС Саранск» верно.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Как разъяснено в пунктах 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей собственности на жилое помещение. В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного проживания с ним.
Из материалов дела усматривается, что долевыми собственниками жилого дома являются также несовершеннолетние ответчик ФИО2 <дата> года рождения, и ФИО1 <дата> года рождения.
Из анализа вышеуказанных норм права и разъяснений следует, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг пропорционально долям указанных несовершеннолетних лиц в праве общей долевой собственности на жилое помещение возлагается на их законных представителей - ФИО3, приходящегося ФИО2 и ФИО1 отцом, и ФИО4, приходящейся ФИО2 и ФИО1 матерью.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении искового требования регионального оператора о взыскании задолженности по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО в следующем порядке:
с ФИО3, как законного представителя несовершеннолетнего собственника ФИО2, в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежит взысканию сумма задолженности - 5893 руб. 74 коп., что соответствует 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение (по 1/4 доле своей и несовершеннолетнего сына);
с ФИО4, как законного представителя несовершеннолетнего собственника ФИО1, в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежит взысканию сумма задолженности - 5893 руб. 74 коп., что соответствует 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение (по 1/4 доле своей и несовершеннолетней дочери).
Довод ФИО11 о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» воспользовалось его персональными данными без его согласия, отклоняется.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
На основании статьи 7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 17 Федерального закона «О персональных данных», если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона №152-ФЗ обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В соответствии с пунктом 148 (1) Правил №354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «е» пункта 148 (11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в указанных случаях.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».
Таким образом, исходя из совокупности приведённых положений закона, судебная коллегия полагает, что действия ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обработке персональных данных ответчиков без согласия последних не противоречат закону, поскольку данная обработка была необходима для исполнения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, одной из сторон которого являлись ответчики по первоначальному иску ФИО12.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. (ред. от 6 февраля 2007 г.) №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объёма, причинённых истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворённого иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Между тем доказательств того, что действиями ООО «РЕМОНДИС Саранск» ФИО3 причинены физические или нравственные страдания, не представлено. В связи с этим указанные требования удовлетворению не подлежат.
Разрешая спор, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований ФИО3 об аннулировании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, обязании оператора доставлять счета на оплату услуг ТКО до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, взыскании с ООО «РЕМОНДИС Саранск» компенсации морального вреда и судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых аргументов, которые повлекли бы удовлетворение встречных исковых требований.
Приложенные к апелляционной жалобе копии квитанции и акта приёма-передачи бланков не свидетельствуют о нарушении прав ФИО3 ООО «РЕМОНДИС Саранск».
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно платёжным поручениям истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 472 рублей (с учётом 232 рублей при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа) (т. 1 л.д. 4, 7).
Указанные денежные средства подлежат взысканию в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» с ФИО3, ФИО4, являющихся в спорный период законными представителями несовершеннолетних ФИО2, ФИО1: по 236 рублей с каждого (ФИО3 и ФИО4), что соответствует 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение (по 1/4 доле своей и каждого несовершеннолетнего ребёнка).
Согласно абзацу 8 статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесённые сторонами.
Из материалов дела следует, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» понесены почтовые расходы по отправке ответчикам искового заявления в сумме 96 руб. 50 коп., что подтверждается кассовым чеком (т. 1 л.д. 33, 34). Указанные почтовые расходы также подлежат взысканию в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» с ответчиков ФИО3, ФИО4, являющихся законными представителями несовершеннолетних ФИО2, ФИО1: по 48 руб. 25 коп. с каждого (ФИО3 и ФИО4), что соответствует 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение (по 1/4 доле своей и каждого несовершеннолетнего ребёнка).
Руководствуясь статьями 194-198, пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 19 мая 2022 г. отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> (паспорт <№> выдан МВД по <адрес> <дата>, код подразделения <№>), ФИО4 <дата> года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (430034, Республика Мордовия, г.Саранск, ул. 1-я Промышленная, д.3, ОГРН 1111327001400, ИНН 1327013715): задолженность по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 ноября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. в сумме 5893 (пять тысяч восемьсот девяносто три) рубля 74 копейки, государственную пошлину в сумме 236 (двести тридцать шесть) рублей, почтовые расходы в сумме 48 (сорок восемь) рублей 25 копеек, с каждого.
Встречные исковые требования ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск об аннулировании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 1 ноября 2018 г. по 30 сентября 2021 г. в сумме 11 787 руб. 47 коп., судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 472 рублей, почтовых расходов в сумме 96 руб. 50 коп., обязании оператора доставлять счета на оплату услуг ТКО до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, взыскании с ООО «РЕМОНДИС Саранск» компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи О.В. Селезнева
Л.И. Скипальская
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 августа 2022г.
Судья Л.И. Скипальская