Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-371/2024 ~ М-287/2024 от 23.04.2024

Дело № 2-1-371/2024

УИД: 64RS0030-01-2024-000599-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 июня 2024 года город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ястребовой О.В.,

при секретаре Токаревой Т.В.,

с участием представителя истца помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Гогнадзе В.З.,

представителя ответчика администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Ушакова К.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Козыревой Натальи Викторовны к Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить возможностью технологического присоединения земельного участка к инженерным сетям,

установил:

заместитель Ртищевского межрайонного прокурора с учетом уточнения требований обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области в интересах Козыревой Н.В. с иском к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить возможностью технологического присоединения земельного участка к инженерным сетям.

В обоснование исковых требований указано Ртищевской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Козыревой Н.В. по исполнению земельного законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным семьям администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области. Проверкой установлено, что Козыревой Н.В., как матери, имеющей 3-х и более детей, администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области в рамках реализации полномочий, предусмотренных Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Предоставленный Козыревой Н.В. земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой, возможности технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, а также отсутствует улично-дорожная сеть с твердым покрытием. Таким образом, права Козыревой Н.В. на получение меры социальной поддержки, соответствующей ее целям, нарушаются ввиду того, что использовать земельный участок по целевому назначению (для ведения индивидуального жилищного строительства) не представляется возможным.

Просил прекратить право собственности Козыревой Н.В. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Возложить на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области обязанность обеспечить многодетную семью Козыревой Н.В. земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения, а также строительство улично-

дорожной сети с твердым покрытием. В дальнейшем в суд поступило заявление об уточнении просительной части иска, в котором прокурор просил суд прекратить право собственности Козыревой Н.В. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Возложить на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области обязанность обеспечить многодетную семью Козыревой Н.В. земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения.

В судебном заседании представитель истца - помощник Ртищевского межрайонного прокурора Гогнадзе В.З. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Соистец Козырева Н.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель ответчика администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Ушаков К.В. в судебное заседание не возражал против заявленных требований.

Третьи лица Отдел по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, Ртищевский МУП «Водоканал», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки представителя не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии ответчика и в отсутствии иных лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне и в полном объеме исследовав собранные по делу доказательства предоставленные сторонами, приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Каждому гарантирована судебная защита (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Пункт 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено то, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.

Защита нарушенных прав осуществляется судом (ст. 11 ГК РФ).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (ч.1 ст.7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч.2 ст.7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляет неотъемлемую часть конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации (ч.1 ст.38, ст.64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

    В числе вопросов местного значения городского поселения в ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ закреплены, в частности: вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Направление деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований- выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства.

В силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (п. 3 ч. 2 ст. 30 данного Кодекса).

В таких регламентах, как следует из п. 4 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Таким образом, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подп.3 и 4 п. 17).

В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ.

Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности» установлен специальный порядок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан.    

Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.    

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

    Судом установлено, что истец Козырева Н.В. относится к категории матерей (семей) имеющих трех и более детей, в связи с чем, на основании заявления Козыревой Н.В. от 30 января 2015 года администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области постановлением № 258 от 09 февраля 2015 года был предоставлено бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером: , площадью 700,00 кв.м., с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 6).

Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок коммунальной инфраструктурой в сфере водоснабжения, не оснащен, чем, по мнению суда, нарушаются права истца. Многодетная семья не имеет возможности распоряжаться в полном объеме своим земельным участком. Указанное ответчиком не отрицается.

    В соответствии с подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года

N 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Во исполнение данного Указа Президента России приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, пунктом 20 которого рекомендовано в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, определить в том числе полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков (подпункт 10), по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка (подпункт 11).

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки, семьям, имеющим трех и более детей, относятся к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия, как субъекта, так и органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства в рамках указанной программы.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

В настоящее время, администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенного земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.

В свою очередь, в ходе рассмотрения настоящего дела, администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области, не представлено доказательств осуществления фактических действий по обеспечению земельного участка, предоставленного истцу объектами инфраструктуры.

При таких обстоятельствах суд считает, поскольку спорный земельный участок не обеспечен объектами инфраструктуры, в частности не обеспечено технологическое присоединение к сетям водоснабжения, многодетная семья не имеет возможности распоряжаться в полном объеме своим земельным участком, что влечет нарушение прав многодетной семьи на использование земельного участка, предоставленного как мера государственной поддержки многодетных семей, по назначению, суд считает, что исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить многодетную семью земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения; прекращении права собственности на земельный участок, являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Козыревой Натальи Викторовны к Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить возможностью технологического присоединения земельного участка к инженерным сетям, удовлетворить.

Прекратить право собственности Козыревой Натальи Викторовны (паспорт 63 23 , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>) на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Возложить на Администрацию Ртищевского муниципального района <адрес> (ИНН: 6446006530) обязанность обеспечить многодетную семью Козыревой Натальи Викторовны (паспорт 63 23 , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>) земельным участком с возможностью технологического присоединения к сетям водоснабжения.

        Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2024 года.

    Судья подпись

2-371/2024 ~ М-287/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Ртищевского межрайонного прокурора
Козырева Наталья Викторовна
Ответчики
Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области
Другие
Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области
Суд
Ртищевский районный суд Саратовской области
Судья
Ястребова О.В.
Дело на странице суда
rtishevsky--sar.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Подготовка дела (собеседование)
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее