Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23.01.2024 город Пыть-Ях
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Котельникова А.У., при секретаре Тимощенко И.А., с участием представителя истца помощника прокурора г. Пыть-Яха Новожиловой В.С., представителя ответчика Алямовской Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Пыть-Яха в интересах неопределенного круга лиц к потребительскому дачному кооперативу «Майский» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области противопожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
прокурор города Пыть-Яха обратился в суд с иском о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области противопожарной безопасности, мотивируя тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов и территорий населенных пунктов от пожаров, в результате которой было установлено, что в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в РФ на схеме с обозначением дачных участков расположенной при въезде в ПДК «Майский» не содержатся сведения о въездах, подъездах, пожарных проездах и источниках противопожарного водоснабжения. Кроме того, в нарушении ст. 4, ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ территория ПДК «Майский», а также находящиеся в нем здания и сооружения не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В ходе судебного заседания представитель истца помощник прокурора г. Пыть-Яха Новожилова В.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Алямовская Т.Ф. исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ей разъяснены и понятны.
Основанием для обращения прокурора послужили результаты проведенной проверки требований противопожарного законодательства по поручению прокуратуры ХМАО - Югры от 21.06.2023, в связи с масштабными пожарами в регионе.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также - Федеральный закон № 69-ФЗ).
Как следует из статьи 1 названного Федерального закона, обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, а их невыполнение или ненадлежащее выполнение является нарушением требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
В силу статьи 37 того же Федерального закона руководители организации обязаны, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Кроме того, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 123-ФЗ) под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Под пожарной безопасностью объекта защиты понимается состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Как следует из статьи 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Пунктом 71 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020, установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №217-ФЗ) товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных Федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе обеспечения пожарной безопасности территории садоводства или огородничества.
В силу изложенных выше положений, а также статей 4, 14, 24, 25, 26 Федерального закона № 217-ФЗ на ПДК «Майский» распространяются требования, предусмотренные статьями 6, 63, 68 Федерального закона № 217-ФЗ, пунктом 71 Правил противопожарного режима в РФ.
Таким образом, мероприятия по обеспечению территории садоводческого объединения запасом воды и достаточным количеством противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения могут быть возложены, в том числе, и на потребительский дачный кооператив.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Представитель ответчика Алямовская Т.Ф., являясь председателем ПДК «Майский», реализуя свое процессуальное право, добровольно признала заявленные исковые требования в полном объеме, о чем представила соответствующее письменное заявление, в котором она указала, что последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое приобщено к делу.
Согласно ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку признание настоящего иска ответчиком в данном случае не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд полагает возможным принять признание иска ответчиком. На основании изложенного, руководствуясь статьями 39,173,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора г. Пыть-Яха о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области противопожарной безопасности удовлетворить.
Возложить на потребительский дачный кооператив «Майский» обязанность устранить нарушения законодательства в области противопожарной безопасности, а именно в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить схему с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения при въезде на территорию ПДК «Майский», а также установить источники противопожарного водоснабжения на территории ПДК «Майский», а именно приобрести не менее двух пожарных резервуаров, к которым оборудовать подъезды с площадками (пирсами), размером не менее 12х12 метров, с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий подпись А.У. Котельников
Верно:
Председательствующий А.У. Котельников
Оригинал решения находится в Пыть-Яхском городском суде
в гражданском деле № 2-67/2024.
УИД: 86RS0012-01-2023-001281-81
Решение не вступило в законную силу.