УИД: 78RS0№-75 КОПИЯ
Дело № 23 июля 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Васильевой М.Ю.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску «ПАО «Сбербанк России» к ФИО5, ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору в порядке ответственности по долгам наследодателя,
Установил:
Истец обратился в суд с иском к ФИО5, ФИО1 с требованиями о взыскании задолженности по кредитному договору по долгам наследодателя ФИО2, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО2 был заключен кредитный договор (кредитная линия) о предоставлении лимита денежных средств в сумме 10 000 рублей (в дальнейшем лимит был увеличен) с уплатой процентов за пользование кредитными средствами в размере 19% годовых. ДД.ММ.ГГГГ заемщик ФИО2 умер. Истец считает, что в права наследования после смерти заемщика вступили ответчики по делу, с которых просит взыскать сумму образовавшейся задолженности в размере 634 618,93 рублей, в том числе, сумма основного долга – 549 395,97 рублей, проценты по кредиту – 85 222,96 рублей.
Стороны, а также третьи лица, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323 ГК РФ). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО2 был заключен кредитный договор (кредитная линия) о предоставлении лимита денежных средств в сумме 10 000 рублей (в дальнейшем лимит был увеличен) с уплатой процентов за пользование кредитными средствами в размере 19% годовых. ДД.ММ.ГГГГ заемщик ФИО2 умер.
Наследниками первой очереди являются: ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3.
При этом, истом не доказано, а судом не добыто доказательств того, что наследники (ответчики по делу) приняли какое-либо имущество, принадлежащее заемщику до смерти.
Так, автомобиль Форд Куга, г.р.з. В 663 ВЕ 198 согласно брачному договору между супругами ФИО9 является единоличной собственностью супруги ФИО5, а потому не подлежит включению в наследственную массу, равно как и квратира, расположенная по адресу: Санкт – Петербург. <адрес>, литера А, кВ. 15.
Таким образом, установлено, что наследственное имущество после смерти ФИО4 никто из наследников по закону не принимал. Наследников по завещанию судом не установлено.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по договору о предоставлении кредита в размере 634 618,93 рублей, в том числе, сумма основного долга – 549 395,97 рублей, проценты по кредиту – 85 222,96 рублей.
Долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, признаются все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника, независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства. Смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками, в связи с чем наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства, в том числе по кредитному договору - обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее.
Согласно выписке по счету, уплата денежных средств Банку в соответствии с условиями кредитного договора, не осуществляется. Размер задолженности наследодателя ответчиком не оспаривался, предоставленный истцом расчет соответствует условиям договора и установленным обстоятельствам ненадлежащего исполнения обязательств по возврату денежных средств, в связи с чем задолженность наследодателя ФИО8 по кредитному договору признается долгом наследодателя, по которому наследники, принявшие наследство, отвечают в пределах стоимости перешедшего к нему имущества.
Поскольку судом такие наследники не установлены, оснований для взыскания задолженности заемщика с ответчиков по делу у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В требованиях иска ПАО «Сбербанк России» отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года