Дело № 2-158/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года с. Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Седена А.Б.,
при секретаре судебного заседания Сайды Ч.Л.,
с участием истца заместителя прокурора Овюрского района Ооржака Б.А.,
представителя ответчика Монгуша О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Овюрского района, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами путем создания площадок накопления твердых коммунальных отходов, имеющих подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, контейнеры и бункеры для накопления твердых бытовых отходов на местах, утвержденных Администрацией района (реестром и схемой мест их размещения).
В обоснование иска указано, что прокуратурой Овюрского района проведена проверка законодательства в части создания условий для обеспечения жителей Овюрского района местами накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой установлено, что Постановлением Администрации Овюрского района от 27 февраля 2020 года № 84 утвержден реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Овюрского района. По состоянию на октябрь 2023 года фактически в общественных местах установлены 5 контейнеров и 2 сеточных контейнера, остальные контейнеры и бункеры для накопления твердых коммунальных отходов в указанных в реестре местах отсутствуют. Также места, указанные в реестре не имеют твердого асфальтового или бетонного покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Отсутствие мест по содержанию твердых бытовых отходов создает угрозу безопасности и здоровья жителей муниципального района в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебном заседании прокурор поддержала иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика признал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время Администрацией района проводится работа по изысканию финансовых средств на установку контейнеров и бункеров, а также по обустройству контейнерных площадок согласно требованиям.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, однако в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из п. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), действующих с 1 марта 2021 года, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 5 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 № 1101 ВХ-1 «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в рамках проводимой прокуратурой Овюрского района проверки, 24 октября 2023 года прокурором района председателю Администрации района направлено требование о предоставлении в прокуратуру района сведения об общем количестве площадок накопления твердых коммунальных отходов согласно утвержденному реестру, о количестве установленных площадок, о количестве мест, имеющих асфальтовое твердое покрытие и ограждения в срок до 26 октября 2023 года.
На требование прокуратуры Администрацией района 26 октября 2023 года предоставлены реестр и схема мест размещения контейнерных площадок для размещения твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Овюрского кожууна, утвержденные Постановлением Администрации Овюрского района от 27 февраля 2020 года № 84, а также письмо министру жилищно-коммунального хозяйства
Из данного реестра видно, что на территории Овюрского кожууна должны быть установлены 40 площадок для размещения твердых коммунальных отходов, где должны быть установлены 81 контейнера.
7 июня 2022 года председатель Администрации Овюрского кожууна обращался с письмом министру жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва с просьбой выделить бункеры для отходов в количестве 17 штук.
Каких-либо доказательств, опровергающих исковые требования, представителем ответчика не представлено.
С учетом того, что Администрация не выполнила обязательства по созданию всего объема мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, имеющиеся площадки размещены на поверхности земли и не имеют ограждений, сложившаяся ситуация с ненадлежащим предоставлением бытовых услуг влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ для выполнения ответчиком вышеуказанных действий суд полагает необходимым установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем обустройства контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов согласно реестру и схеме контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в общественных местах на территории Овюрского кожууна Республики Тыва, утвержденных Постановлением Администрации Овюрского кожууна от 27 февраля 2020 года № 84 в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, имеющих твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 года.
Судья А.Б. Седен