Дело № 2-351/2023
УИД 59RS0014-01-2023-000314-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Малыгиной Ю.Ю.,
с участием прокурора Тетеновой И.В.,
истца Безгодова С.В.,
представителя ответчика Постаноговой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района, в интересах Безгодова Сергея Васильевича к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение по договору найма,
установил:
прокурор Верещагинского района, действующий в интересах истца Безгодова С.В., обратился в суд с иском к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью жилого помещения не менее 28 кв.м., при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м., в пределах территории Верещагинского городского округа.
Исковое требование мотивировано тем, что Безгодов С.В. обратился к прокурору района о проведении проверки соблюдения ответчиком жилищного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Безгодов С.В., имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать была лишена родительских прав решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец, своего жилья не имеет, включен в список подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма как лицо, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, в виду отсутствия свободных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании прокурор, принимавший участие в судебном заседании на удовлетворении исковых требований, по доводам изложенным в иске, настаивал.
Истец Безгодов С.В. просит удовлетворить исковые требования, так как у него собственного жилья нет, он проживает с тремя малолетними детьми. Денежных средств на приобретения жилья у него нет, он не работает, так как он осуществляет уход за ребенком инвалидом.
Представитель ответчика администрации Верещагинского городского округа Постаногова Л.В. исковые требования признала частично. Обязанность предоставить истцу жилое помещение, прямо предусмотрена действующим законодательством, истец включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Верещагинскому городскому округу, но жилых помещений на территории округа - нет. В настоящее время проводиться работы по приобретению в собственность Верещагинского городского округа жилых помещений, жилье будет предоставлено после его приобретения.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без своего участия. Согласно, представленного отзыва, в соответствии с п.6.6 ч.6 ст.6 закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей-оставшихся без попечения родителей» осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Истец включен в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, и подлежит обеспечению жилыми помещениями, специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения. Обращают внимание суда, что в Закон Пермского края от 29.12.2004 № 1939-419 были Законом Пермского края от 05.04.2022 №66-ПК внесены изменения и исключен абзац о том, что жилая площадь не может быть менее 14 кв.м.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без своего участия, поддерживает позицию изложенную в отзыве Министерства социального развития Пермского края.
Представитель третьего лица Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в том числе путем, размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», мнение по заявленным требованиям не высказал.
Суд, выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п.1 и п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Исходя из анализа положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 1-5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В случае отсутствия по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа жилых помещений с письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, им предоставляются жилые помещения на территории другого муниципального образования Пермского края. Получение согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями не по месту жительства и согласование с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление жилого помещения, осуществляются в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Безгодов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО5 решением Кудымкарского городского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Безгодов С.В. обучался в ГОУ НПО «<данные изъяты> №», по окончании учебного заведения истцу выдано свидетельство АГ №. Безгодов С.В. женат, имеет троих малолетних детей.
По сведениям регистрирующих органов, на праве собственности истец жилья не имеет, жилым помещением по договору социального найма, и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.
Согласно постановлению администрации Верещагинского городского округа Пермского края от 26.12.2022 № 254-01-01-2871 Безгодов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По сведениям управления имущественных, земельных, градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края в настоящее время свободные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду для детей-сирот в муниципальной собственности Верещагинского городского округа отсутствуют, номер очередности истца на 16.02.2023 - 164.
Закон Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон №88-ПК) определяет правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия, дети-сироты).
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона №88-ПК органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке;
6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Законом №88-ПК определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий.
Согласно ст. 6 Закона №88-ПК финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд (ст.12 Закона №88-ПК).
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п "Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края" утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с данным Порядком, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункта 1.3 Порядка жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального или городского округа Пермского края.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края, в данном случае на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку на дату вынесения решения истец жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства, закончил учебное заведение, достиг 18 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить обязанность на администрацию Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН 119595804) предоставить Безгодову Сергею Васильевичу (СНИЛС №) благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодным для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Анисимова
Мотивированное решение изготовлено – 19.05.2023.