Дело <номер изъят>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи ФИО1, при ведении протокола судебного заседания ФИО2, в отсутствие представителей административного истца прокурора <адрес изъят> и административного ответчика МУП «Дербентгорснаб», просившие рассмотреть дело без их участия, а также в отсутствие представителя заинтересованного лица МБОУ «Общеобразовательная школа <номер изъят>», рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес изъят> к муниципальному автономному учреждению «Дербентгорснаб» с требованиями обязать устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно: калорийность питания привести в соответствии действующим нормам; в рацион питания четыре дня из десяти дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), включены колбасные изделия, пищевой продукт не входящий в среднесуточный набор пищевой продукции для организации питания детей с 7 до 18 лет (приложение <номер изъят> таб. <номер изъят> СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»); в рацион питания включить хлеб ржаной; в меню-требовании указывать цены на продукты питания; меню привести в соответствии предоставляемой продукции; меню-требования привести в соответствии предоставляемой продукции; разработать номенклатуру, объем, периодичность лабораторно-инструментальных исследований по программе производственного контроля по данной образовательной организации, (п. 2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-20), предъявить результаты производственного лабораторного контроля,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес изъят> обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению «Дербентгорснаб» с требованиями обязать устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно: калорийность питания привести в соответствии действующим нормам; в рацион питания четыре дня из десяти дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), включены колбасные изделия, пищевой продукт не входящий в среднесуточный набор пищевой продукции для организации питания детей с 7 до 18 лет (приложение <номер изъят> таб. <номер изъят> СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»); в рацион питания включить хлеб ржаной; в меню-требовании указывать цены на продукты питания; меню привести в соответствии предоставляемой продукции; меню-требования привести в соответствии предоставляемой продукции; разработать номенклатуру, объем, периодичность лабораторно-инструментальных исследований по программе производственного контроля по данной образовательной организации, (п. 2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-20), предъявить результаты производственного лабораторного контроля.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой города совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес изъят> проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в сфере организации питания в образовательных организациях <адрес изъят> и <адрес изъят>, в ходе которой установлено следующее.
Так, ранее в 2021 году специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес изъят> проведена проверка в МБОУ «Общеобразовательная школа- интернат <номер изъят>» в ходе которой выявлены следующие нарушения:
по данным ведомости контроля среднесуточная калорийность питания за период с 11.01.2021г по 10.02.2021г составила 2 199 при норме 2350 ккал ( для детей от 7-11 лет), 2720 ккал для детей от 12 и старше, Среднесуточное содержание белков- 72 гр. (при норме 77-90 гр), жиров-73 (при норме 79-92, углеводов-312 (при норме 335-383 гр). Среднесуточная калорийность питания не соответствует требованиям СанПиН 2.3./2.4. 3590-20, п. 8.1.2.З., приложение <номер изъят>, табл <номер изъят>);
по данным журнала «Бракераж готовой кулинарной продукции» в рационе питания четыре дня из десяти дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ),
включены колбасные изделия, пищевой продукт не входящий в среднесуточный набор пищевой продукции для организации питания детей с 7 до 18 лет (приложение <номер изъят> таб. <номер изъят> СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»);
в рационе питания отсутствует хлеб ржаной;
вместе с тем в меню-раскладке полдника, утвержденное и полученное ДД.ММ.ГГГГ, значится кондитерское изделие - пряники, фактически получены вафли. Сумма по стоимости рациона питания от ДД.ММ.ГГГГ выведена равной 149,79 к на 1 воспитанника, определить с учетом цены на пряники или вафли выведена сумма, не представляется возможным, в меню-требовании не указаны цены на продукты питания, в меню не указана цена на фактически полученный продукт-вафли. Стоимость бюджетного финансирования на 4-х разовое питание определена в 137 руб., отсутствует информация о ценах на пищевые продукты.
фактически исполненное меню директором школы не визируется;
отмечено несоответствие меню, представленном МАУ «Дербентгорснаб от ДД.ММ.ГГГГ и результатами оценки готовой пищи бракеражной комиссией по бракеражному журналу. По меню, представленному МАУ « Дербентгорснаб» от ДД.ММ.ГГГГ в рационе завтрака значится блюдо- каша из хлопьев овсяных «Геркулес» с изюмом и курагой, в бракеражном журнале- каша манная молочная, в обед по меню- каша гречневая, тефтели куриные с соусом, по бракеражу- овощное рагу с курицей, на ужин по меню- овощное рагу с курицей, компот, хлеб, по бракеражу- пшеничная каша, котлеты куринные, салат капустный (по меню, вывешенном в обеденном зале - салат из моркови с яблоками), по меню, представленном МАУ « Дербентгорснаб» салата на ужин нет, хлеб (компота нет), на полдник по меню -кефир, пряник, по бракеражу- кефир, вафли;
несоответствие меню-требования и результатов проведенного бракеража отмечено и на ДД.ММ.ГГГГ, так по меню, представленное МАУ «Дербентгорснаб» на ДД.ММ.ГГГГ на завтрак какао с молоком, по бракеражу-чай сладкий, по меню-вермишель со слив маслом, сосиска отварная, по бракеражу-каша овеян молочная с изюмом и курагой, по меню сыр порциями, по бракеражу яйцо отварное, сыр отсутствует, на полдник по меню- сок, пряник, по бракеражу - печенье, кефир, на ужин по меню курица отварная, капуста тушенная, чай, хлеб, по бракеражу- плов с курицей, компот из сухофруктов, хлеб;
не представлена разработанная номенклатура, объем, периодичность лабораторно-инструментальных исследований по программе производственного контроля по данной образовательной организации, (п. 2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 20), не предъявлены результаты производственного лабораторного контроля;
ЭЦ рациона обеда, отобранного ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям СанПиН 2.3./2.4. 3590-20, приложение <номер изъят>, табл. <номер изъят>. Согласно результатам лабораторного исследования, ЭЦ обеда составила 630 ккал, при норме 705-822 (Протокол лабораторных исследований <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ).
Помощник прокурора <адрес изъят> ФИО3 просил рассмотреть иск в его отсутствие, а также удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МАУ «Дербентгорснаб» ФИО4 Исковое заявление заместителя прокурора поддержала, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица, МБОУ «Общеобразовательная школа- интернат <номер изъят>» <адрес изъят>, надлежаще извещенный, в суд не явился.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав участников процесса, проверив и исследовав материалы дела, в силу ч.2 ст.12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, разъяснив лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупредив о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, создав условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой города совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес изъят> проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в сфере организации питания в образовательных организациях <адрес изъят> и <адрес изъят>.
В 2021 году специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес изъят> проведена проверка в МБОУ «Общеобразовательная школа- интернат <номер изъят>» в ходе которой выявлены следующие нарушения:
по данным ведомости контроля среднесуточная калорийность питания за период с 11.01.2021г по 10.02.2021г составила 2 199 при норме 2350 ккал (для детей от 7-11 лет), 2720 ккал для детей от 12 и старше, Среднесуточное содержание белков- 72 гр. (при норме 77-90 гр), жиров-73 (при норме 79-92, углеводов-312 (при норме 335-383 гр). Среднесуточная калорийность питания не соответствует требованиям СанПиН 2.3./2.4. 3590-20, п. 8.1.2.З., приложение <номер изъят>, табл. <номер изъят>);
по данным журнала «Бракераж готовой кулинарной продукции» в рационе питания четыре дня из десяти дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ),
включены колбасные изделия, пищевой продукт не входящий в среднесуточный набор пищевой продукции для организации питания детей с 7 до 18 лет (приложение <номер изъят> таб. <номер изъят> СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»);
в рационе питания отсутствует хлеб ржаной;
вместе с тем в меню-раскладке полдника, утвержденное и полученное ДД.ММ.ГГГГ, значится кондитерское изделие - пряники, фактически получены вафли. Сумма по стоимости рациона питания от ДД.ММ.ГГГГ выведена равной 149,79 к на 1 воспитанника, определить с учетом цены на пряники или вафли выведена сумма, не представляется возможным, в меню-требовании не указаны цены на продукты питания, в меню не указана цена на фактически полученный продукт - вафли. Стоимость бюджетного финансирования на 4-х разовое питание определена в 137 руб., отсутствует информация о ценах на пищевые продукты.
фактически исполненное меню директором школы не визируется;
отмечено несоответствие меню, представленном МАУ «Дербентгорснаб от ДД.ММ.ГГГГ и результатами оценки готовой пищи бракеражной комиссией по бракеражному журналу. По меню, представленному МАУ « Дербентгорснаб» от ДД.ММ.ГГГГ в рационе завтрака значится блюдо- каша из хлопьев овсяных « Геркулес» с изюмом и курагой, в бракеражном журнале - каша манная молочная, в обед по меню- каша гречневая, тефтели куриные с соусом, по бракеражу- овощное рагу с курицей, на ужин по меню- овощное рагу с курицей, компот, хлеб, по бракеражу-пшеничная каша, котлеты куриные, салат капустный ( по меню, вывешенном в обеденном зале -салат из моркови с яблоками), по меню, представленном МАУ « Дербентгорснаб» салата на ужин нет, хлеб (компота нет), на полдник по меню - кефир, пряник, по бракеражу- кефир, вафли;
несоответствие меню-требования и результатов проведенного бракеража отмечено и на ДД.ММ.ГГГГ, так по меню, представленное МАУ «Дербентгорснаб» на ДД.ММ.ГГГГ на завтрак какао с молоком, по бракеражу-чай сладкий, по меню-вермишель со слив маслом, сосиска отварная, по бракеражу - каша овеян молочная с изюмом и курагой, по меню сыр порциями, по бракеражу яйцо отварное, сыр отсутствует, на полдник по меню- сок, пряник, по бракеражу - печенье, кефир, на ужин по меню курица отварная, капуста тушенная, чай, хлеб, по бракеражу- плов с курицей, компот из сухофруктов, хлеб;
не представлена разработанная номенклатура, объем, периодичность лабораторно-инструментальных исследований по программе производственного контроля по данной образовательной организации, (п. 2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- 20), не предъявлены результаты производственного лабораторного контроля;
ЭЦ рациона обеда, отобранного ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям СанПиН 2.3./2.4. 3590-20, приложение <номер изъят>, табл. <номер изъят>. Согласно результатам лабораторного исследования, ЭЦ обеда составила 630 ккал, при норме 705-822 (Протокол лабораторных исследований <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ).
Выявленные правонарушения являются нарушением п. 4.6.2, 2.4.6.1, 2.4.6.2 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п. 2.1, 2.19, 3.2, 3.8, 3.13, 8.1.4 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», «МР ДД.ММ.ГГГГ-20. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации», ст.17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные нарушения не устранены.
В силу ст.28 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности и создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ст.41 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с постановлением администрации ГО «<адрес изъят>» «О создании МАУ «Дербентгорснаб» обязанность в сфере организации питания в образовательных учреждениях <адрес изъят> возложена на МАУ «Дербентгорснаб».
В соответствии с постановлением администрации ГО «<адрес изъят>» «О передаче имущества пищеблоков в безвозмездное пользование МАУ «Дербентгорснаб» имущества пищеблоков образовательных учреждениях <адрес изъят> передано в безвозмездное пользование МАУ «Дербентгорснаб».
В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Таким образом, требования заместителя прокурора <адрес изъят> основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора г. Дербент к муниципальному автономному учреждению «Дербентгорснаб» с требованиями обязать устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно: калорийность питания привести в соответствии действующим нормам; в рацион питания четыре дня из десяти дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), включены колбасные изделия, пищевой продукт не входящий в среднесуточный набор пищевой продукции для организации питания детей с 7 до 18 лет (приложение <номер изъят> таб. <номер изъят> СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»); в рацион питания включить хлеб ржаной; в меню-требовании указывать цены на продукты питания; меню привести в соответствии предоставляемой продукции; меню-требования привести в соответствии предоставляемой продукции; разработать номенклатуру, объем, периодичность лабораторно-инструментальных исследований по программе производственного контроля по данной образовательной организации, (п. 2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-20), предъявить результаты производственного лабораторного контроляудовлетворить.
Обязать МАУ «Дербентгорснаб» устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно:
калорийность питания привести в соответствии действующим нормам;
в рацион питания четыре дня из десяти дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), включены колбасные изделия, пищевой продукт не входящий в среднесуточный набор пищевой продукции для организации питания детей с 7 до 18 лет (приложение <номер изъят> таб. <номер изъят> СанПиН 2.3./ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»);
в рацион питания включить хлеб ржаной;
в меню-требовании указывать цены на продукты питания;
меню привести в соответствии предоставляемой продукции;
меню-требования привести в соответствии предоставляемой продукции;
разработать номенклатуру, объем, периодичность лабораторно-инструментальных исследований по программе производственного контроля по данной образовательной организации, (п. 2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-20), предъявить результаты производственного лабораторного контроля.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ, решение судом принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Галимов М.И.