Дело № 2-813/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2023 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Праксина А.А.,
при секретаре Трущенковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности,
установил:
СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указав, что 29.11.2022 СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области об изъятии из оперативного управления Учреждения имущества находящегося в государственной собственности Смоленской области: водонапорной башни - кадастровый № <номер>; насоса ЭВЦ 8-25-110; насосной станции - кадастровый № <номер>; трубопровода холодного водоснабжения - кадастровый № <номер>; бака для водонапорной башни ЦСВ-150. Ответом от <дата> № <номер> Департамент имущественных и земельных отношений ссылаясь на пункт 3.5 раздела 3 Порядка утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер> предложил Учреждению представить в их адрес обращение принимающей стороны и обоснование необходимости изъятия имущества. В пункте 1 Распоряжения Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм указано, что органам исполнительной власти Смоленской области, областным государственным унитарным предприятиям и областным государственным учреждениям имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. Обеспечить до <дата> передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с областным законом в порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области», Положением «О порядке передачи жилищного фонда, объектов инженерных сетей жилищно-коммунального назначение, социально культурного назначения в муниципальную собственность», утвержденным постановлением администрации Смоленской области от <дата> № <номер> «О порядке передачи жилого фонда, объектов и инженерных сетей жилищно-коммунального назначения, объектов социально-культурного назначения в муниципальную собственность». Распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм весь жилой фонд д. Мощинки был передан в Стабенское сельское поселение <адрес>. Однако объекты жизнеобеспечения (очистные сооружения, канализация и насосная станция) одновременно с жилыми домами переданы не были. Распоряжением <адрес> от <дата> № <номер>-р/адм за Учреждением были закреплены на праве оперативного управления очистные сооружения, насосная станция и канализация, а приказом Департамента имущественных и земельных отношений № <номер> от <дата> были переданы Учреждению в оперативное управление. Штатным расписанием Учреждения не предусмотрено наличие специалистов по обслуживанию данных объектов, а так же у Учреждения отсутствует ремонтная база и специальная техника. Пунктом 2.1 1 Учреждения утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм определено, что Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными настоящим 1, путем оказания услуг в сфере социальной поддержки и защиты граждан. Выполнение Учреждением функций жилищно-эксплуатационной организации по отношению к холодному водоснабжению противоречит п. 2.1 1. Еще в июне 2006 года Учреждение обращалось в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> о передаче неиспользуемых Учреждением очистных сооружений в муниципальную собственность, но ответа получено не было.
На основании изложенного просит суд: обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области изъять из оперативного управления Смоленского областного государственного бюджетного учреждения « 1 психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» имущество находящееся в государственной собственности <адрес>: водонапорную башню - кадастровый № <номер>; насос ЭВЦ 8-25-110; насосную станцию - кадастровый № <номер>; трубопровод холодного водоснабжения - кадастровый № <номер>; бак для водонапорной башни ЦСВ-150.
Представитель истца Смоленского областного государственного бюджетного учреждения « 1 психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» 4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором считал иск не подлежащим удовлетворению, указав что спорные очистные сооружения в д.<адрес> являются государственной собственностью Смоленской области.
Представители третьих лиц Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Департамента Смоленской области по социальному развитию, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения извещены своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ПС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Смоленской области от <дата> № <номер>-з "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области" от имени Смоленской области как собственника принадлежащего ей имущества могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти Смоленской области в рамках их компетенции, установленной Уставом Смоленской области, областными законами, иными областными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 названной статьи к числу органов государственной власти Смоленской области, осуществляющих полномочия в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, отнесена Администрация Смоленской области.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Закона Смоленской области от 27.02.2002 № 22-з "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области" имущество Смоленской области закрепляется за областным государственным учреждением на праве оперативного управления.
Областное государственное бюджетное учреждение без согласия Смоленской области как собственника государственного имущества Смоленской области, от имени которой выступает Администрация Смоленской области, не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником государственного имущества Смоленской области или приобретенным областным государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему из областного бюджета на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Из материалов дела усматривается, что Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» создано решением исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов от <дата> № <номер> как областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением».
Распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм «О приведении в соответствие с федеральным и областным законодательством наименования и учредительных документов областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» переименовано в смоленское областное государственное учреждение "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением».
Распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм создано смоленское областное государственное автономное учреждение «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением" путем изменения типа существующего смоленского областного государственного учреждения "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением».
Распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм смоленское областное государственное автономное учреждение «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» реорганизовано в форме присоединения к нему смоленского областного государственного автономного учреждения "Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий».
Распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм создано смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» путем изменения типа смоленского областного государственного автономного учреждения "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением».
Согласно пункту 1.2 Устава Учреждения, утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от <дата> № <номер>-р/адм Учреждение является бюджетной унитарной некоммерческой организацией по типу - психоневрологический интернат, по виду - стационарное учреждение социального обслуживания и создано для оказания услуг в сфере социальной поддержки и защиты граждан.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область (пункт 1.4 Устава).
Согласно пунктам 1.5 Устава органами, осуществляющими функции и полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по социальному развитию. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют Администрация и Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Согласно пункту 3.1 Устава за СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» в целях обеспечения его деятельности Администрацией Смоленской области закрепляется на праве оперативного управления имущество.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных федеральным законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия Администрации.
Согласно п. 4.4 Устава СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» не вправе без согласия Администрации распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Администрацией или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Администрацией на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Таким образом, Администрация Смоленской области осуществляет от имени Смоленской области полномочия собственника в отношении спорного недвижимого имущества.
На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 20.12.2006 № 1125-р/адм «О закреплении объектов государственной собственности Смоленской области» за Учреждением на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества — водонапорной башни - кадастровый № <номер>; насоса ЭВЦ 8-25-110; трубопровода холодного водоснабжения - кадастровый № <номер>; бака для водонапорной башни ЦСВ-150, насосная станция, общая площадь 8,2 кв.м, адрес: <адрес>, <адрес> кадастровый № <номер>.
Постановлением Администрации Смоленской области от <дата> N 537 утвержден Порядок изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного областными государственными учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение этого имущества (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.2 названного Порядка решение об изъятии из оперативного управления областного государственного учреждения (далее -учреждение) излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области, закрепленного за учреждением либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (далее также - имущество), принимается уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86, названный Департамент является уполномоченным исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области.
В силу пункта 1.5 Порядка решение об изъятии из оперативного управления учреждения имущества принимается:
- в случае выявления излишнего, неиспользуемого или используемого не
по назначению имущества;
- при наличии оснований для передачи имущества в федеральную или
муниципальную собственность;
- в случае наличия предложения отраслевого органа о включении
имущества в областной прогнозный план приватизации государственного
имущества Смоленской области;
- в иных случаях, установленных федеральным и областным
законодательством.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что спорное имущество является излишним, не используемым по назначению, и не предназначенным для целей деятельности, отраженным в уставе СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением».
В соответствии с пунктом 2.7 Устава предусмотрено право СОГБУ Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. При этом, предусмотрена возможность предоставления на платной основе гражданам и юридическим лицам услуг по питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, теплоснабжению, снабжению электроэнергией, газом, паром и горячей водой.
Согласно п. 3.5 Порядка изъятие имущества из оперативного управления учреждения в возможно при наличии обращения учреждения об изъятии у него имущества из оперативного управления, согласованного с отраслевым органом и содержащего сведения об имуществе, подлежащем изъятию, и обоснования необходимости изъятия имущества, а также одного из следующих документов в зависимости от варианта дальнейшего использования имущества:
- обращения учреждения, областного государственного казенного
предприятия, областного унитарного предприятия, согласованного с отраслевым
органом, о закреплении за ним на праве оперативного управления
(хозяйственного ведения) имущества, изымаемого из оперативного управления
учреждения, содержащего сведения об имуществе, подлежащем изъятию, а
также обоснование необходимости закрепления имущества;
- обращения уполномоченного федерального органа государственной
власти Российской Федерации (уполномоченного органа местного
самоуправления) о передаче имущества, находящегося в государственной
собственности Смоленской области, в федеральную (муниципальную)
собственность;
- предложения отраслевого органа о включении имущества в областной
прогнозный план приватизации государственного имущества Смоленской
области.
<дата> СОГБУ «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области об изъятии из оперативного управления СОГБУ «Жуковский ПНИ» имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области – водонапорная башня, насос ЭВЦ 8-25-110, насосная станция, трубопровод холодного водоснабжения, бак для водонапорной башни ЦСВ-150.
Согласно ответу Департамента для рассмотрения Департаментом вопроса об изъятии имущества из оперативного управления Учреждения необходимо в соответствии с п. 3.5 раздела 3 Порядка представить в адрес Департамента обращение принимающей стороны, а также обоснование необходимости изъятия имущества.
Доказательств такого обращения, согласованного с отраслевым органом, истцом в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением» к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий А.А. Праксин
Мотивированное решение составлено 04.09.2023.