37RS0010-01-2023-003669-68
Дело № 2-441/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2024 г. город Иваново
Ленинский районный суд города Иванова в составе:
председательствующего по делу судьи Добриковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО5,
с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО6,
представителя ответчиков ФИО7,
третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Иск мотивирован тем, что ФИО2, вместе со своей супругой ФИО3 и дочерью ФИО4 ранее проживали по адресу: <адрес> на условиях социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежал Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и был закреплен на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ Филиал «Западный». Данные обстоятельства подтверждаются решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3, ФИО2, ФИО4 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении и по встречному иску ФИО3, ФИО2, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес>(инв. 18) по <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу» <адрес> (инв. 18,лит.А10) по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с аварийностью указанного дома ФИО2. ФИО3 и ФИО4 было предоставлено другое жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>, в связи с чем заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Т00937-31/2/23между Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации, в лице начальника территориального отдела «Ивановский» «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (наймодателем) и ФИО2 (нанимателем), составлен акт приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании договора социального найма. Желая воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения, ФИО2 направил заявление на приватизацию с необходимыми документами в Министерство обороны Российской Федерации - в Территориальный отдел «Ивановский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ Филиал «Западный». Истцом были подготовлены следующие документы: договор № передачижилого помещения в собственность граждан, заявление от ФИО2 о передаче в собственность <адрес>%, заявления от ФИО3 и ФИО4об отказе от участия вприватизации, заявка-договор №-Д/1818 на выполнение услуг по сборудокументов для приватизации, договор социального найма на приватизируемую квартиру, Акты — приложения к Договору социального найма, справки МФЦ и поквартирная карточка, справка ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ФГБУ«ЦЖКУ»МО РФ по ВДВ) жилищно-коммунальная служба №, выписка из ЕГРН,технический паспорт на квартиру, согласие лиц на обработку персональных данных. Согласно ответу ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры(комплекса)» Министерства обороны РФ Филиал «Западный» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу рекомендовано вновь обращаться в Территориальный отдел «Ивановский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральноеуправление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ. Истец расценивает данный ответ, как отказ от решения указанного вопроса.
На основании изложенного, ФИО2 просит суд признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>; прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, закрепленную за Министерством обороны Российской Федерации, расположенную по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО1 в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец – ФИО2 и его представитель ФИО6, исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, истец дополнил, что он, и члены его семьи не участвовали в приватизации. Изначально было принято решение, что в приватизации спорной квартиры будет участвовать только ФИО2, ФИО3 и ФИО4 отказались от участия в приватизации, написав соответствующие заявления.
Представитель ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела «Ивановский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Филиал «Западный» – по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, по договору купли-продажи от 1993 года помещения Муниципального бюджетного учреждения культуры «Парк культуры и отдыха «Харинка» были проданы Министерству обороны РФ. На основании решения Советского районного суда <адрес> за истцами признано право пользования жилым помещении на основании договора социального найма. На основании ЖК РФ и межведомственной комиссии жилой дом был признан аварийным, в связи с чем, истцу и членам его семьи было предложено несколько вариантов для переселения, их удовлетворил вариант жилого помещения по адресу <адрес>, мкр. Московский, <адрес>. В рамках приватизации было направлено соответствующее заявление. Непосредственно решение по приватизации военного специализированного имущества, находящегося в специализированном фонде Министерства обороны РФ регламентируется Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации. В соответствии с положениями указанного приказа, ответчик уполномочат решать вопрос о приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации с обязательным соблюдением требований установленных вышеуказанным Порядком (направлении заявления с приложением необходимых документов в уполномоченный орган). Филиалом «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о передаче жилого помещения в порядке приватизации истцам вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче жилого помещения гражданам в порядке приватизации, в связи с подачей заявления лицом, не указанным в п. 1 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации, а также в связи с не предоставлением документов, согласно установленному перечню документов, предусмотренных пунктом 4 указанного Порядка. Полагая данный отказ законным и обоснованным, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, в судебном заседании поддержала заявленные требования своего супруга ФИО2, пояснила, что действительно она и их дочь ФИО4 отказались от участия в приватизации спорной квартиры в пользу ФИО2 При этом, они с дочерью участия в приватизации не принимали. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4, Администрация <адрес>, ФГУП «Ростехинвентаризция-Федеральное БТИ», Управление Росреестра по <адрес>, о дате и времени рассмотрения дела извещены в порядке гл. 10 ГПК РФ, причины неявки неизвестны.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ,в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении отказано, встречные исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального наймаудовлетворены; за ФИО2, ФИО3, ФИО4 признано право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О созданиимежведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда в целях помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> (инв. 18) по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу» <адрес> (инв. 18, лит.А10) по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника территориального отдела «Ивановский» филиала «Западный» Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации и ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения Т009 №. Согласно условиям данного договора, ФИО2 и членам его семьи, состоящей из трех человек (истец, его супруга ФИО3, дочь – ФИО4), предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 60,2 кв.м, по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>, в бессрочное владение и пользование.
ФИО2, его супруга – ФИО3, и их дочь ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>, несут бремя содержания квартиры, оплачивают коммунальные услуги.
Данное жилое помещение предоставлено ФИО2 и членам его семьи Министерством обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Ивановский» филиала «Западный» Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где ранее проживали ФИО9, которое является непригодным для проживания и в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, истцы, занимая жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес> на условиях социального найма, приобрели в силу закона право пользования и право на приватизацию указанного жилого помещения.
Указанная квартира является собственностью Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ находится в оперативном управлении у ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ.
Доказательств, подтверждающих, что <адрес>, в микрорайоне Московский <адрес> является служебной, материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о приватизации данной квартиры, предоставив необходимый пакет документов, в том числе: договор № передачи жилого помещения в собственность граждан, заявление от ФИО2 о передаче в собственность <адрес>%, заявления от ФИО3 и ФИО4 об отказе от участия в приватизации, заявка-договор №-Д/1818 на выполнение услуг по сбору документов для приватизации, договор социального найма на приватизируемую квартиру, акты—приложения к Договору социального найма, справки МФЦ и поквартирная карточка, справка ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ФГБУ «ЦЖКУ»МО РФ по ВДВ) жилищно-коммунальная служба №, выписка из ЕГРН, технический паспорт на квартиру, согласие лиц на обработку персональных данных.
ДД.ММ.ГГГГ ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Западный» направляло в адрес истца ответ, в котором было предложено обратится с указанным заявлением в подведомственную организацию по месту нахождения приватизируемого жилого помещения.
Решением филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказано в передаче жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес> порядке приватизации по причине подачи заявления лицом, не указанным в п.1 Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны РФ в порядке приватизации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также по причине непредставления указанных в п.4 Порядка документов.
С данным решением истец не согласен, считает его не соответствующим закону. Кроме того, представителем истца указано на формальный подход к решению данного вопроса, поскольку с заявлением о приватизации спорной квартиры обратился только ФИО2, ФИО3 и ФИО4 отказались от участия в приватизации, однако филиалом «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ был рассмотрен вопрос о возможности приватизации спорного жилого помещения всеми членами семьи ФИО9, которым на основании решения было отказано в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в том числе по причине непредставления указанных в п. 4 Порядка документов.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст.11 Закона).
Из разъяснений, содержащихся в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», следует, что в соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Статьей 4 названного закона определен перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. При этом, согласно ст.8 названного закона, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
В нарушение положений ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>, занимаемое истцами по договору социального найма, не может быть приватизировано, то есть относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации в соответствии с положениями закона.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений,он вправе обратиться в суд (ст.8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно разъяснениям, данным в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Из материалов дела следует, что ФИО2 свое право на участие в приватизации не использовал, ФИО3 и ФИО4 отказались от участия в приватизации, что подтверждается соответствующими документами, исследованными в судебном заседании.
Таким образом, истец имеет право приобрести безвозмездно в собственность занимаемое им по договору социального найма жилое помещение, находящееся в государственной собственности.
Гражданские права в силу п. 3 ст. 1 ЖК РФ могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суды не должны ограничиваться формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию жилого помещения собственника, иначе будут умаляться предусмотренные ст. 46 Конституции РФ право граждан на судебную защиту и противоречить требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
Принимая во внимание, что занимаемое истцом на условиях договора социального найма жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес> является объектом государственной собственности, оно не является специализированным (служебным, общежитием и т.п.), истец ранее не участвовал в приватизации, в ином порядке, с учетом получения отказа от ответчика, он не имеет возможности реализовать свое право, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за ФИО2 права собственности в целом на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 60.2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>, в порядке приватизации.
Тот факт, что ФИО2 не состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, не являются военнослужащим и членом семьи военнослужащего, обстоятельством, влияющим на возможность реализации предусмотренного у него действующим законодательством права на приватизацию жилого помещения, находящегося на праве оперативного управления у ответчика, являться не может.
Статьей 235 ГК РФ, регламентирующей основания прекращения права собственности, предусмотрено, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ на спорную квартиру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО2 (ИНН №) право собственности в целом на квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 60.2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>, в порядке приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 60.2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, мкр. Московский, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Добрикова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2024 г.