Дело (№)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года (адрес)
Центральный районный суд (адрес) под председательством судьи Березиной О.В., при секретаре Головцовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лица, обратился в Центральный районный суд (адрес) с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и направить на утверждение, ссылаясь на то, что истцом проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения в виде не обеспечения проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», в установленный срок. Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Данные требования применяются в отношении железнодорожных тоннелей, мостов и эстакад, которые не относятся к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащими категорированию. Рассматриваемый железнодорожный мост не относится к объектам, не подлежащим категорированию. Согласно подпункту «д» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммункационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте в письменном виде. Истцом установлено, что (дата) Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», внесен в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта с реестровым номером ЖМН603620 с присвоением 3 категории транспортной безопасности. В этой связи у субъекта транспортной инфраструктуры в силу пункта 5 Требований возникла обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости указанному объекту транспортной инфраструктуры. Уведомление Федерального агентства железнодорожного транспорта от (дата) № УТБ-7/22/13781 о присвоении объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» категории также получено ОАО «РЖД» (дата). Таким образом, оценка уязвимости должна была быть проведена и ее результаты представлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в срок не позднее (дата).Вместе с тем, в нарушение подпункта «д» пункта 5 Требований в целях обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры оценка уязвимости в трехмесячный срок со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта сведений о присвоении категории не проведена, ее результаты на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта субъектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» до настоящего времени не представлены. По результатам проведенной Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проверки (дата) начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности за (№)/Прдп78-23. По результатам рассмотрения вышеуказанного представления выявленные нарушения не устранены, руководством Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер ЖМН603620 до настоящего времени не проведена. Согласно представленным сведениям Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от (дата), выявленные Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой нарушения до настоящего времени не устранены, результаты проведенной дополнительной оценки уязвимости в ДВТУ Росжелдорнадзора не представлены. Исполнение субъектом транспортной инфраструктуры обязанности соблюдать Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, не ставится законодателем в зависимость от наличия у юридического лица достаточных денежных средств для проведения соответствующих мероприятий, и не дает право субъекту транспортной инфраструктуры ставить под угрозу безопасность объекта и лиц, его обслуживающих. Обеспечение безопасности объекта транспортной инфраструктуры является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности. Непринятие ответчиком мер по обеспечению исполнения требований законодательства о транспортной безопасности влечет за собой угрозу применения к объекту транспортной инфраструктуры акта незаконного вмешательства, возможности причинения вреда в будущем, опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лица, что также свидетельствует о его недостаточной защищенности. В связи с чем, истец просит возложить на ответчика обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер ЖМН603620, и направить ее на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Определением Центрального районного суда (адрес) от (дата) настоящее гражданское дело передано на рассмотрение в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре, по месту нахождения большинства доказательств.
Протокольным определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.
В судебном заседании помощник Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Андрейчук А.Б., действующая на основании должностных полномочий, настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Шаповалов О.П., действующий на основании нотариальной доверенности, исковые требования не признал, представил письменный отзыв, согласно которого оценка уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник проводится в рамках централизованного договора на оказание услуг по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости ОТИ Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от (дата) (№), срок оказания услуг (дата). В связи с вступлением в силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от (дата) (№) «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта», приказа от (дата) (№) «Об утверждении порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» Федеральное агентство железнодорожного транспорта запросили сведения об объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (вокзалы, мосты, станции) для проведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Письмом от (дата) ОАО «РЖД» предоставило сведения по форме ОТИ-4 начальнику Управления безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта об объектах транспортной инфраструктуры (мосты, эстакады, туннели).В свою очередь Федеральным агентством железнодорожного транспорта в адрес ОАО «РЖД» направлено уведомление от (дата) за № УТБ -7/22/13781 о присвоении объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги категории. В связи с этим ОАО «РЖД» и АО «Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом информации автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» заключен договор на оказание услуг по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Таким образом, ОАО «РЖД» в связи с изменениями законодательства в области транспортной безопасности проводило исчерпывающие мероприятия по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник. Однако, в связи с тем, что дополнительная оценка уязвимости ОТИ по договору в настоящее время проводится по всей сети дорог в соответствии с техническим заданием к настоящему договору с разыми сроками исполнения по отдельным объектам, где сумма затрат по договору составляет 159 144 000 рублей. Просил суд в случае удовлетворения требований прокурора предоставить дополнительный срок исполнения решения суда до 6 месяцев.
Представитель третьего лица Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд по неизвестной причине не явился. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.
Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о транспортной безопасности в виде не обеспечения проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Проверкой установлено, что (дата) Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ указанному железнодорожному мосту изменена категорию транспортной безопасности со 2 на 3. Уведомлением Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ от (дата) № УТБ-7/22/13781 ответчик был извещен об изменении указанному железнодорожному мосту со 2 на 3 категорию, (дата) данное уведомление получено ОАО «РЖД». (дата) Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором Дальневосточной транспортной прокуратуры в адрес ОАО «РЖД» внесено представление (№)/Прдп78-23 об устранении выявленных нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, по результатам рассмотрения которого должных мер по устранению выявленных нарушений ответчиком принято не было. Дополнительная оценка уязвимости указанного железнодорожного металлического моста до настоящего времен не проведена и результаты на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ не направлены. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Положения п. 10 ст. 1 Федерального закона от (дата) № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяют, что транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
При этом, основными задачами обеспечения транспортной безопасности, согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона являются, в частности, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры, как это определено в п. 9 ст. 1 названного Федерального закона, признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Положениями пп. "в" п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе: в) тоннели, эстакады, мосты.
Приказом Минтранса России от (дата) (№) определены объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта. в указанном Приказе отмечено, что не подлежат категорированию мосты длиною менее 46 метров, только при условии не отнесения их к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры, не имеющих вертикально-подъемных или раскрывающихся пролетных строений. Вместе с тем, ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств того, что спорный мост не относится к особо опасным, технически сложным объектам и при этом не имеет вертикально-подъемных или раскрывающихся пролетных строений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (№) "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с пп. «с» п. 5 вышеуказанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры.
Положениями ч.ч. 1-2 ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлено количество категорий объектов транспортной инфраструктуры, а также критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренного ст. 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
В силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судом были предприняты меры к истребованию от сторон доказательств в подтверждение их доводов и возражений, были изучены материалы дела.
В ходе судебного разбирательства ответчиком не предоставлено суду каких-либо документальных доказательств, опровергающий или ставящих под сомнение требования истца, а равно и не представлено доказательств обеспечения проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер ЖМН603620, в связи с изменением его категории безопасности и направления ее на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ, либо тому, что данный объект не подлежит категорированию, в связи с чем, суд свои выводы основывает на предоставленных истцом письменных доказательствах.
Поскольку непринятие ответчиком мер по обеспечению исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в виде проведения дополнительной оценки уязвимости данного металлического моста влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к определению степени защищенности данного объекта транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства, свидетельствует об уклонении субъекта транспортной инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, вследствие чего возникает угроза неустойчивого функционирования и безопасности объектов в целом неопределенного круга лиц, суд полагает требования истца в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению, и как следствие этому, возложение на ответчика обязанности обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер ЖМН603620 и направить ее на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Поскольку для исполнения решения суда необходимо произвести значительный объем работ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для его исполнения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуретранспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры - удовлетворить.
Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 63, 8 м.) через реку Воспорухан на 3220 км. перегона Туюн-Стланник Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер ЖМН603620, и направить ее на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам (адрес)вого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Березина
Мотивированное решение суда изготовлено 21.11.2023