УИД:№ 92RS0002-01-2021-004100-23Дело № 12-263/2022 |
РЕШЕНИЕ
04 апреля 2022 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя Блейз И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Реал тай» Турбал Инны Николаевны на постановление по делу об административном правонарушении
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю советника государственной службы Российской Федерации 1 класса Белостоцкой Ю.В. от 17 мая 2021 года №132 директор ООО «Реал тай» Турбал И.Н. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, Турбал И.Н. обратилась с жалобой. Доводы жалобы мотивированы тем, что в валютном законодательстве РФ не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидента обращаться в уполномоченные банки и открывать счета в уполномоченных банках, в том числе для зачисления на них резидентами (работодателями) заработной платы. Указанное выше свидетельствует об отсутствии в действия Турбал И.Н. состава административного правонарушения.
Турбал И.Н., в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель налоговой службы против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 30.3 Кодекса РФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что первоначально жалоба была подана в установленный срок, возвращена в связи с недостатками оформления, имеются основания для восстановления срока.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно оспариваемому постановлению, ООО «Реал Тай», директором которого является Турбал И.Н., использовало наемный труд гр. ФИО2 на основании трудового договора №8 от 01.04.2018г.,, гр. ФИО3 на основании трудового договора №12 от 18.03.2019г., гр. ФИО4 на основании трудового договора №11 от 09.01.2019г.
В период с 01.06.2019 по 30.06.2019 обществом работникам выплачена заработная плата в наличной форме, при этом, согласно действующему валютному законодательству, данные выплаты нерезиденту должны были быть осуществлены через банковский счет.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 18 марта 2021 года №, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю Василенко О.А. проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО «Реал Тай».
Предмет проверки: соблюдение ООО «Реал Тай» установленного Федеральным законом № 173-Ф3, иными актами органов валютного регулирования, порядка осуществления выплат заработной платы работникам - нерезидентам.
По результатам проведенной проверки главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю Василенко О.А. составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства от 19 марта 2021 года №, согласно которому ООО «Реал Тай», являясь резидентом РФ, в период с 01 апреля 2019 года по 01 февраля 2021 года использовало труд наемных работников-нерезидентов.
Согласно пп. 1.1 п. 1 трудовых договоров граждане Тайланда принимаются на работу в ООО «Реал Тай», в должности массажистов с окладом 83 500 руб. в месяц.
Пунктом 3.7 договора установлено, что заработная плата работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя либо путем перечисления на счет работника в банке каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии с письмом Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю № 33/1636 от 02 марта 2021 (вх. № 11132 от 16 марта 2021), у иностранных граждан отсутствует вид на жительство и паспорт гражданина РФ.
В соответствии с положениями п.п. 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ граждане Тайланда являются нерезидентами Российской Федерации.
За выполненную работу, согласно трудовому договору, по платежной ведомости иностранному гражданину - нерезидентам выплачена заработная плата в наличной форме за расчетный период с 01.06.2019 по 30.06.2019 в размере
ФИО2 – 41750 рублей
ФИО4 - 41750 рублей,
ФИО10 – 41750 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ под резидентами понимаются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии - с законодательством этого государства. Нерезидентом признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее вида на жительство в Российской Федерации (подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Факт выплаты ООО «Реал Тай» заработной платы работнику-нерезиденту с нарушением требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-Ф3 и ее получения указанным лицом подтверждается следующими документами:
- платежной ведомостью; - расходным кассовым ордером; - заявлением о выплате заработной платы в наличной форме; - письмами Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю.
Установлено, что в отношении генерального директора ООО «Реал Тай» Турбал И.Н. вынесено ряд постановлений о привлечении к административной ответственности по каждому факту выплаты заработной платы гражданам Таиланда.
Согласно положениям п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, состоит в осуществлении незаконных валютных операций, то есть законодателем не установлена ответственность за совершение одной незаконной валютной операции.
Принимая во внимание, что нарушения валютного законодательства выявлены в ходе проведения одной проверки, их совершение инкриминируется одному лицу, выявленные правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, суд полагает, что раздельное рассмотрение таких дел с последующим вынесением постановлений по каждой выплате привело к созданию их искусственной множественности.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о совершении не отдельных самостоятельных оконченных правонарушений, а длящегося правонарушения, которое выразилось в выплате заработной платы: нерезидентам в нарушение валютного законодательства.
Субъективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения, в частности направленность его умысла на нарушение валютного законодательства при выплате заработной платы в наличной форме нерезиденту - работнику общества, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не была исследована.
Таким образом, следует прийти к выводу, что выявленные нарушения валютного законодательства необходимо рассматривать как однородные, подлежащие квалификации в рамках одного состава административного правонарушения, выявленного в ходе проведения проверки, что свидетельствует о незаконности квалификации административным органом выявленного длящегося административного правонарушения, как нескольких правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 названного Кодекса, составляет два года.
Учитывая изложенное, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении начал исчисляться с 30 июня 2019 года и соответственно истек 29 июня 2021 года.
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса, в том числе пунктом 6 указанной статьи.
Из содержания пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Турбал Инны Николаевны подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу Турбал Инны Николаевны удовлетворить, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю советника государственной службы российской Федерации 1 класса Белостоцкой Ю.В. от 17 мая 2021 года №132 – отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья И.Г.Блейз