Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1493/2022 ~ М-1005/2022 от 18.03.2022

Дело № 2-1493/2022; УИД: 42RS0005-01-2022-002326-50

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Заводский районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего- судьи Бобрышевой Н.В.

       при секретаре- Казанцевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

                                                                                               19 апреля 2022 года

гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к Журавлеву Олегу Юрьевичу о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (далее- ГКУ Центр занятости населения города Кемерово) обратился в суд с иском к Журавлеву О.Ю. о взыскании незаконно полученных денежных средств.

Исковые требования мотивирует тем, что Журавлев О.Ю. обратился в ГКУ Центр занятости населения города Кемерово с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного и предъявил все необходимые для этого документы, предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В связи с отсутствием подходящей работы Журавлеву О.Ю. был присвоен статус безработного и назначено пособие по безработице.

При постановке на учет Журавлеву О.Ю. были разъяснены права и обязанности безработного, о чем имеются его личные подписи в карточке учета безработного, на листке с перечнем обязанностей безработного и заявлении о назначении пособия по безработице, в том числе его обязанность незамедлительно информировать службу занятости о своих действиях по трудоустройству, сообщать обо всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице.

Журавлев О.Ю. вставая на учет в Центр занятости предоставил справку <данные изъяты> от <данные изъяты> о том, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» давало ему право как безработному получать пособие в течение 6 месяцев.

В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Журавлев О.Ю. получил пособие в сумме 79162,36 рублей.

<данные изъяты> Журавлев О.Ю. снят с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

<данные изъяты> ГКУ Центр занятости населения в адрес управления образования администрации <данные изъяты> направлен запрос о проверке подлинности справки о том, что Журавлев О.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно сообщению администрации <данные изъяты> справка <данные изъяты> от <данные изъяты> Управлением образования не выдавалась.

Таким образом, Журавлев О.Ю. получил без законных на то оснований пособие по безработице в сумме 79162,36 рублей, что является его неосновательным обогащением.

На основании изложенного, истец просит взыскать с Журавлева О.Ю. незаконно полученные денежные средства в размере 79162,36 рублей.

Истец ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты> о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представитель в суд не явился, согласно просительной части просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 5).

Ответчик Журавлев О.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, и возражений по иску не представил.

При таких обстоятельствах, исходя из задач судопроизводства, принципа правовой определенности, общего правила, закрепленного в ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд расценивает неявку представителя истца и ответчика, как их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и использования иных процессуальных прав, и считает, что их неявка не является препятствием для рассмотрения дела по существу. В связи с чем, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В п. 5 ст. 9 Федерального закона от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице (ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О занятости населения в Российской Федерации»).

Выплата пособия по безработице осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (п. 2 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно п. 1 ст. 34.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О занятости населения в Российской Федерации» впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 34.1 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О занятости населения в Российской Федерации» лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по истечении шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 настоящего Закона.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> Журавлев О.Ю. обратился с письменным заявлением в ГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>», в котором просил зарегистрировать его в целях поиска подходящей работы и в дальнейшем при невозможности предоставления органами занятости подходящей работы- в качестве безработного. Назначенную выплату пособия по безработице просит перечислять на его лицевой счет <данные изъяты> (л.д. 9, 10).

В заявлении о постановке на учет ответчик указал, что не имеет трудовой книжки, не работает, последний вид деятельности- выпускник школы, предоставил в органы службы занятости подлинные документы, содержащие достоверные сведения об имеющемся трудовом стаже, среднем заработке по последнему месту работы и иные данные, необходимые для регистрации в качестве безработного. На заявлении имеется запись о том, что ответчик относится к категории «сироты».

В сведениях о гражданине (л.д. 7) указано на то, что Журавлев О.Ю. относится к категории «сироты», данные сведения подписаны ответчиком без каких-либо замечаний.

Как указывает истец, к заявлению ответчиком была приложена справка <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданная заместителем начальника Управления образования Администрации <данные изъяты> (л.д. 14), согласно которой Журавлев О.Ю. в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании представленных ответчиком документов, включая справку <данные изъяты> от <данные изъяты>, приказом ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>Д508/1905 Журавлев О.Ю. признан безработным с <данные изъяты> (л.д. 11).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты> от 31 года № января 2019 года <данные изъяты>П510/1905 Журавлеву О.Ю. назначено пособие по безработице с <данные изъяты> на срок 6 месяцев, в размере 37856,80 рублей с <данные изъяты> по <данные изъяты> (л.д. 12).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>Д1080/1905 Журавлев О.Ю. с <данные изъяты> снят с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 13).

Согласно справке от <данные изъяты>, составленной ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты>, за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Журавлеву О.Ю. выплачено пособие по безработице в размере 79162,36 рублей (л.д. 6).

В связи с возникшими сомнениями в достоверности сведений, содержащихся в справке <данные изъяты> от <данные изъяты> сведений, ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты> <данные изъяты> направлен запрос заместителю начальника управления образования администрации <данные изъяты>, в котором просило проверить факт отнесения Журавлева О.Ю. согласно справке к числу лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15).

Согласно сообщению от <данные изъяты> <данные изъяты> справка от <данные изъяты> <данные изъяты> Журавлеву О.Ю. не выдавалась (л.д. 16).

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, судом также сделан запрос в управление образования администрации <данные изъяты> (л.д. 22), согласно ответу от <данные изъяты> суду сообщено, что <данные изъяты>3, которая подписала справку <данные изъяты> от <данные изъяты>, действительно занимала должность заместителя начальника управления образования администрации <данные изъяты> на <данные изъяты>, однако при визуальном осмотре копии справки <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что подпись <данные изъяты>3, оттески печати и штампа управления образования вероятнее всего отличается от оригинальной подписи, печати и штампа. Управление образования администрации <данные изъяты> информацией об отнесении Журавлева О.Ю. к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не располагает (л.д.27).

Согласно п. 1.1 Положения об управлении образования администрации <данные изъяты>, утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, управление образования администрации <данные изъяты> является отраслевым структурным подразделением администрации <данные изъяты> и создано с целью реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере образования.

Согласно п. 2.14.1, п. 2.14.5 Положения <данные изъяты> на управление образования администрации <данные изъяты> возложено выполнение отдельных государственных полномочий: социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся (обучающихся и (или) воспитывающихся) в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открытие и ежемесячное зачисление денежных средств для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специальные накопительные банковские счета и пр.

Согласно п. 1.1.1 Положения <данные изъяты> управление образования администрации <данные изъяты> осуществляет полномочие органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних от имени администрации <данные изъяты>.

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно п. 1 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 3 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Исходя из приведенных положений закона, орган опеки и попечительства выполняет функции по учету, осуществлению защиты прав и законных интересов детей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данном случае, исходя из официальных сообщений начальника управления образования администрации <данные изъяты>, исполняющего функции органа опеки и попечительства, следует, что Журавлев О.Ю., <данные изъяты> года рождения, к числу детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей никогда не относился, каких-либо документов по этому поводу у Управлении не имеется, при этом справка <данные изъяты> от <данные изъяты> Журавлеву О.Ю. не выдавалась.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные суммы, должно лежать на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Под недобросовестностью понимаются, прежде всего, противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.

Применительно к положениям ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации получателя пособия следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения ответчика в ГКУ Центр занятости населения <данные изъяты>, Журавлев О.Ю. достоверно знал о том, что он не относится к числу детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на это представил справку <данные изъяты> от <данные изъяты>, которая органом опеки и попечительства никогда не выдавалась, содержит подпись, печать и штамп, отличающиеся от оригинальной подписи, печати и штампа заместителя начальника управления образования администрации <данные изъяты>, обстоятельства ее выдачи суду неизвестны. При этом на момент подачи заявления ответчик подтвердил подлинность предоставляемых ему сведений.

С учетом изложенного, в поведении и действиях ответчика судом усматривается недобросовестность, в связи с чем, полученное им пособие по безработице в размере 79162,36 рублей является неосновательным обогащением, подлежащим взысканию в порядке ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2574,87 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к Журавлеву Олегу Юрьевичу о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Журавлева Олега Юрьевича в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово неосновательное обогащение в сумме 79162 (семьдесят девять тысяч сто шестьдесят два) рубля 36 копеек.

Взыскать с Журавлева Олега Юрьевича государственную пошлину в бюджет в сумме 2574 (две тысячи пятьсот семьдесят четыре) рубля 87 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд города Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 26 апреля 2022 года.

Председательствующий (подпись)                           Н.В. Бобрышева

копия верна:

Подлинный документ подшит в деле № 2-1493/2022 Заводского районного суда города Кемерово.

Председательствующий:                                             Н.В. Бобрышева

Помощник судьи                                                          Д.А. Иванова

2-1493/2022 ~ М-1005/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово
Ответчики
Журавлев Олег Юрьевич
Суд
Заводский районный суд г. Кемерово
Судья
Бобрышева Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
zavodskiy--kmr.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2022Подготовка дела (собеседование)
05.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2023Дело оформлено
03.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее