Дело № 2-2685/2022
УИД 26RS0030-01-2022-003592-80
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
29 ноября 2022 года ст. Ессентукская
Судья Предгорного районного суда Ставропольского края Дышекова Ю.Н., при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края в порядке заочного производства без использования средств аудио-фиксации, гражданское дело по исковому заявлению Администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края к ФИО1 о признании права собственности на невостребованные земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения,
установил:
администрация Предгорного муниципального округа Ставропольского края обратилась в суд с иском к ФИО1 о прекращении права общей долевой собственности на земельную долю и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований указала на то, что в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном вышеуказанным законом порядке невостребованными. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» производилась приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. В порядке реализации вышеуказанных актов, Главой администрации <адрес> издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земель, находящихся в пользовании колхоза имени <адрес>» и ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земель, находящихся в пользовании колхоза имени <адрес>». Решением общего собрания трудового коллектива хозяйства были утверждены списки лиц, наделяемых земельными долями в ТОО «Новая Заря» (СПК «Ильина» с определением размера доли каждого собственника 3,56 га на человека. Согласно списку лиц, имеющих право на земельный пай, право на земельную долю размером по 3,56 га приобрел, в том числе и ФИО1 (далее ответчик). Ответчик спорную земельную долю надлежащим образом не оформила, сведений в ЕГРП о праве собственности на эту земельную долю не имеется, каких-либо сделок с недвижимым имуществом не совершено. В соответствии со статьей 12.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по вышеуказанным основаниям (далее - список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. С целью выявления невостребованных земельных долей, администрацией Суворовского сельсовета был заключен договор на проведение инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ и проведена работа по выявлению неиспользуемых и невостребованных земельных долей. Во исполнение требований, закрепленных в главе 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерального и Федеральном законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления (истец) предварительно предпринял действия, указанные в пункте 5 статье 13 указанного Федерального закона.В соответствии с нормами статьи 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», администрация Суворовского сельсовета составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, который был опубликован в газете «Искра» № (12303) от ДД.ММ.ГГГГ и размещен на информационных щитах, расположенных на территории Суворовского сельсовета по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, а также на официальном сайте Администрации МО Суворовского сельсовета в сети «Интернет». С момента публикации вышеуказанного списка, в течение 4-х месяцев принимались, в письменной форме, возражения лиц, считающих, что они, или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. По СПК «Ильина» (ТОО «Новая Заря») инициализировано, не воспользовавшиеся правом на долю 140 человек. Итого: площадь невостребованных земельных долей по СПК «Ильина» (ТОО «Новая Заря») составляет 4 980 000 кв.м (498,4 га). <адрес> невостребованных земельных долей согласно списку двух СПК составляет 10 524 600 кв.м (1052,46га) без учета неугодий, разросшихся лесополос и т.д. Списки невостребованных земельных долей администрацией муниципального образования Суворовского сельского совета <адрес> опубликованы для дальнейшего утверждения общим собранием пайщиков в соответствии со статьей 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Сообщение и уведомление № о проведении общего собрания было опубликовано администрацией муниципального образования Суворовского сельского совета <адрес> в общественно-политической газете «Искра» № (12351) от ДД.ММ.ГГГГ собрание назначено на ДД.ММ.ГГГГ. На собрание ДД.ММ.ГГГГ явились и зарегистрировались два участника общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Вновь сообщение и уведомление о проведении общего собрания опубликовано администрацией муниципального образования Суворовского сельского совета <адрес> в общественно-политической газете «Искра» № (12363) от ДД.ММ.ГГГГ собрание назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Список невостребованных земельных долей был вынесен на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Поскольку на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ присутствовало участников долевой собственности, составляющих менее чем 50% от общего числа участников, а также владеющих менее 50% долей, собрания было неправомочным, а решение по вопросам повестки дня непринятыми. Таким образом, истец полагает, что решение по вопросу о невостребованных земельных долях (утверждение списка невостребованных земельных долей) считается не принятым. Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, среди правообладателей земельного участка, с кадастровым номером №, назначение: земли сельскохозяйственного назначения - ответчик не значится. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанногоФедерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ДД.ММ.ГГГГ администрация Суворовского сельсовета Постановлением № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей» самостоятельно утвердила список невостребованных земельных долей по месту расположения вышеуказанных земельных участков, находящегося в долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, в числе которых находится ответчик по настоящему исковому заявлению. Список состоит из 140 человек. Согласно ответу администрации МО Суворовского сельсовета <адрес>, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило, что по земельному участку с кадастровым номером № расположенному: <адрес>, в границах земель СПК им. Ильина (МО Суворовского сельсовета) из земель ТОО «Новая Заря» сведение в реестре федерального имущества отсутствуют. Министерство имущественных отношений <адрес> на запрос Администрации МО Суворовского сельсовета <адрес>, сведения по земельному участку с кадастровым номером № расположенный: <адрес>, в границах земель СПК им. Ильина (МО Суворовского сельсовета) из земель ТОО «Новая Заря» в реестре государственного имущества <адрес> не значится. На запрос от администрации МО Суворовского сельсовета <адрес> в отдел ЗАГС управления ЗАГС <адрес>, поступил ответ, что согласно статье 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», сведения содержащиеся в запросе являются персональными, относятся к категории конфиденциальных. Информация не может быть предоставлена. В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными. Принимая во внимание длительность периода времени в течение которого собственники земельных долей не распорядились ими в порядке, установленном действующим законодательством, считают обоснованными требования органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, о прекращении права нынешнего собственника в отношении земельной доли, признанной невостребованной, и признании права муниципальной собственности на эту земельную долю, поскольку это прямо предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения. Собственники земельных долей, и их наследники имели достаточно времени для совершения действий по оформлению на свое имя права собственности на земельную долю в установленном законом порядке. В этой связи им достаточно было обратиться в администрацию сельского поселения с возражениями об исключении их, и их наследодателей из списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Признание права собственности на невостребованные земельные доли за муниципальным образованием необходимо для исключения выпадения земельных участков из налогооблагаемой базы, и реализации принципов земельного законодательства о платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, и приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. При определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. При таких обстоятельствах, истец считает, что имеются все основания для признания права муниципальной собственности на спорную невостребованную земельную долю, принадлежащую ответчику. Право местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О местном самоуправлении в <адрес>», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Предгорного муниципального района <адрес> и об организации местногосамоуправления на территории <адрес>», в также на основании Решения Думы Предгорного муниципального округа первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Предгорный муниципальный округ <адрес>» и Решения Думы Предгорного муниципального округа первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес>» полномочия в отношении невостребованных земельных долей Суворовского сельсовета перешли к Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа <адрес>, которое является структурным подразделением администрации Предгорного муниципального округа.
Ссылаясь на положения статей 129, 130, 210, 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, 16, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» просит прекратить право общей долевой собственности на земельные доли в размере по 3,56 га на пайщика ФИО1, в земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общей площадью 4 980 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах земель СПК им. Ильина (МО Суворовского сельсовета); признать за Предгорным муниципальным округом <адрес> право общей долевой собственности на невостребованные земельные доли в размере 3,56 га, в земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общей площадью 4 980 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах земель СПК им. Ильина (МО Суворовского сельсовета).
Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда <адрес>, а также заказным письмом с уведомлением.
Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 о дате и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом по последнему известному месту жительства путём направления заказных писем с уведомлением. Судебные извещения возвращены в суд с отметкой «истёк срок хранения». Известить ответчика иными способами по имеющимся в материалах дела его данным, суду не представилось возможным.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных требований в суд не поступало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание сторон в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 2 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в списки лиц, имеющих право на получение земельной доли», в собственность бесплатно включались: работники хозяйства, временно отсутствующие работники (стипендиаты хозяйства, военнослужащие срочной службы и т.д.), работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории хозяйства, пенсионеры, проживающие на его территории, лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации муниципального образования Суворовского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка невостребованных земельных долей», утвержден список невостребованных долей на земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:1963 (из земель ТОО «Новая Заря» в границах бывшего СПК им. Ильина), в числе которых находится ФИО1.
В газете «Искра» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», муниципальное образование известило участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № о том, что земельные доли собственников могут быть признаны невостребованными. Также в указанной газете указано, что в случае несогласия включения в указанный список, могут быть поданы возражения.
Из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ следует, кворум на собрании не имеется, собрание не может принимать решения по вопросу повестки дня.
Из материалов дела усматривается, что информация о проводимых мероприятиях по выявлению невостребованных долей ТОО «Новая Заря» <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» опубликовывалась в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и на информационных щитах.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, выданной Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, среди правообладателей земельного участка, с кадастровым номером 26:29:000000:1963, назначение: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства ФИО1 не значится.
Согласно закону РСФСР № «О земельной реформе» от ДД.ММ.ГГГГ, земли сельскохозяйственных предприятий переданы в коллективно – долевую собственность граждан – работников (членов) этих предприятий.
Таким образом, все работники сельскохозяйственных предприятий, бесплатно получили от государства права на землю, став собственниками.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до ДД.ММ.ГГГГ осуществить реорганизацию и привести свою организационно – правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозам, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования – до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о переходе к частной, коллективной договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» коллективы всех сельскохозяйственных предприятий обязаны в кратчайшие сроки принять решение о переходе к коллективно – долевой собственности на землю, а также провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с действующим законодательством. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе были созданы комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе.
Также были установлены основные принципы приватизации земли: кто имеет право на пай, как устанавливается его размер и как можно им распорядиться.
Эти положения уточнены Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и принятым на его основе Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, исполнительный орган власти – администрация района (глава органа районного самоуправления) после получения документов в месячный срок принимала решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли; устанавливала сроки подготовки, оформления и выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли. Срок выдачи свидетельств собственникам земельных долей не должен был превышать 1 месяца со дня принятия районной администрацией решения об их выдаче.
Регистрацией, оформлением и выдачей свидетельства на право собственности на земельные доли лицам, имеющим право на их получение, был наделен районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Свидетельства собственникам земельных долей выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России».
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю» от ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по выдаче членам сельскохозяйственных организаций и другим гражданам – собственникам земельных долей свидетельств на право собственности на земельные доли должны были быть завершены в 1996 году. Выдача и регистрация этих свидетельств производилась бесплатно.
Как следует из списка лиц, имеющих право на выделение земельной доли в составе земель ТОО «Новая Заря», ФИО1 выделена в собственность земельная доля в праве общей долевой собственности в земельном участке в размере 3,56 га.
В силу пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании статьи 284 Гражданского кодекса российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из – за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Установлено, что на протяжении многих лет (более трех лет подряд) собственник земельной доли не распоряжался ею и не принимал никаких мер по надлежащему использованию находящейся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Это обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в судебном заседании на основании совокупности исследованных доказательств полностью нашел подтверждение тот факт, что земельная доля обоснованно отнесена к категории невостребованных земельных долей, что является основанием для признания права муниципальной собственности на нее.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона, земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» позволяет признать невостребованной долю гражданина (физического лица), принадлежащую на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, либо сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Судом установлено, что во исполнение требований, закрепленных в главе 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральном законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления (истец) предварительно предпринял действия, указанные в пункта 5 статьи 13 Федерального закона: установление списка собственников невостребованных земельных долей; публикация в средствах массовой информации сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников; при условии отсутствия с момента публикации информации заявления владельца земельной доли о намерении воспользоваться правами участника долевой собственности.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
С даты утверждения списка невостребованных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
На основании пункта 7 статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Истцом в соответствии с требованиями закона опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей со списком граждан, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу.
Со дня опубликования сообщения, обратившихся за правом на земельную долю, не имеется.
Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, судом установлено, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю.
Так, истцом в соответствии с требованиями закона опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу, однако до настоящего времени ни кто, включая ответчика и возможных наследников ответчика, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.
Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.
Право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Принимая во внимание, что материалами дела достоверно подтверждено соблюдение истцом предусмотренного статьей 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения порядка признания земельной доли невостребованной, в связи с чем, у суда имеются все основания для признания права муниципальной собственности на спорную невостребованную земельную долю, принадлежащую Киселёвой Т.А..
Следовательно, исковые требования Администрации Предгорного муниципального округа <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 98, 194 – 199, 233-237 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края к ФИО1 о признании права собственности на невостребованные земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности на земельную долю в размере по 3,56 га на пайщика ФИО1, <данные изъяты> в земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общей площадью 4 980 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Предгорным муниципальным округом Ставропольского края право муниципальной собственности в праве общей долевой собственности на невостребованные земельные доли в размере 3,56 га, в земельном участке с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общей площадью 4 980 000 кв.м, распложенного по адресу: <адрес>
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течениеодного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение суда вступает в законную силу по истечении предусмотренного частью второй статьи 237 настоящего Кодекса срока на его обжалование, если оно не было обжаловано.
В случае подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда в порядке, установленном частью первой статьи 237 настоящего Кодекса, и отказа в удовлетворении этого заявления заочное решение, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке, вступает в законную силу по истечении срока на его апелляционное обжалование, а в случае обжалования в апелляционном порядке заочное решение суда вступает в законную силу после рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции, если оно не было отменено.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.Н. Дышекова