Дело № 2-853/2023 09 ноября 2023 г.
29RS0010-01-2023-001347-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием истца Климова В.А., представителя ответчиков Жгилёва А.Н., старшего помощника прокурора г. Коряжмы Стрекаловского Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда 09.11.2023 гражданское дело по исковому заявлению Климова В. А. к УМВД России по Архангельской области и ОМВД России «Котласский» о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании неполученного заработка и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Климов В.А. обратилась в Коряжемский городской суд с исковым заявлением к УМВД России по Архангельской области и ОМВД России «Котласский» о признании незаконным приказа № л/с от 28.08.2023 об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании неполученного заработка по день вынесения решения суда и компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил службу в должности инспектора ОВ ДПС Госавтоинспекции ОМВД России «Котласский» дислокация в г. Коряжме. 28.08.2023 приказом руководителя ОМВД России «Котласский» уволен с занимаемой должности по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних. Однако какого-либо проступка он не совершал, оснований для увольнения по указанным основаниям у работодателя не имелось.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Мардаровский М.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания суду не представил.
Истец Климов В.А. полагал возможным рассмотреть дело при данной явке, заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Жгилёв А.Н. полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в удовлетворении искового заявления просил отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Прокурор Стрекаловский Д.А. полагал, что оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Заслушав истца, представителя ответчиков и прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Порядок прохождения службы сотрудников органов внутренних дел урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 07.02.2011№ 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Нормы ТК РФ применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из оснований расторжения контракта, заключенного с сотрудником органа внутренних дел, является совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Из материалов дела следует, что Климов В.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора (дорожно-патрульной службы) (дислокация город Коряжма) отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД России «Котласский». Приказом начальника ОМВД России «Котласский» от 28.08.2023 № л/с истец уволен по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Из представления от 28.08.2023 следует, что причиной увольнения истца послужило нарушение Климовым В.А. служебной дисциплины 14.07.2023, установленное материалами служебной проверки.
Как следует из материала служебной проверки, начальником ОРЧ СБ УМВД России по Архангельской области подан рапорт из которого следовало, что инспектор ОВ ДПС ГИБДД ОМВД лейтенант полиции Климов В.А. и старший инспектор того же взвода старший лейтенант полиции Мардаровский М.А. ... в дневное время при несении службы по охране общественного порядке и безопасности дорожного движения в г. Коряжме при помощи СГУ и специальных звуковых сигналов остановили автомобиль ... под управлением Б. с признаками алкогольного опьянения, однако, впоследствии составили административные материалы в отношении иного лица (Н.), являющегося пассажиром данного транспортного средства, в результате чего водитель Б. избежал установленной законом административной ответственности.
Заключением служебной проверки от 28.08.2023 установлена вина в нарушении 14.07.2023 служебной дисциплины лейтенанта полиции Климова В.А., выразившимся в ненадлежащем выполнении п. 3.7 должностного регламента (должностной инструкции), п. 143.2 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 30.09.2022 № 725дсп, п. 33 Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.05.2023 № 264, п. 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.06.2020 № 460, п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Климов В.А. представить к увольнению со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 28.08.2023 истец ознакомлен с представлением об увольнении, приказом об увольнении по вышеуказанному основанию и с ним проведена беседа.
Квалифицируя действия истца по нарушению служебной дисциплины при несении службы 14.07.2023 как совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов полиции, ответчик пришел к правильному выводу о наличии оснований для увольнения Климова В.А. по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел предопределяет специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел. Исходя из положения ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе, государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила, в частности повышенные требования к личным и нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.
Согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время, должен воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб авторитету полиции.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что на службу, в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел должен обладать не только деловыми, но также личными качествами, позволяющими ему исполнять возложенные но него обязанности.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены основные обязанности сотрудника органов внутренних, в частности сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской, обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 18 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство (действие распространяется на сотрудников органов внутренних дел в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Из п. 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.06.2020 № 460, в части несоблюдения этического требования, следует служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.
Пунктом 3.7 должностного регламента (должностной инструкции) в обязанности инспектора (дорожно-патрульной службы) (дислокация город Коряжма) отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД России «Котласский» входит в том предотвращение и пресечение административных правонарушений, выяснение причин и обстоятельств, способствующих их совершению, в пределах своих прав и компетенции принимает к нарушителю меры административного воздействия, оформляет административные материалы и принимает по ним обоснованное решение.
Пунктом 143.2 Наставления по организации деятельности дорожно- патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного приказом МВД России от 30.09.2022 № 725дсп, предусмотрены меры по пресечению административного правонарушения.
Пунктом 33 Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.05.2023 № 264, предусмотрены меры при осуществлении наблюдения за дорожным движением сотрудником, в том числе по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения, выявлению и устранению в пределах компетенции Правил дорожного движения и иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти. Честь сотрудника полиции - это категория, характеризующая особые требования к личным, служебным и нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел. Данная личностная категория не может присутствовать у сотрудника лишь в служебное время и отсутствовать во внеслужебное. Учитывая, что деятельность органов внутренних дел, в том числе отдельных сотрудников, является публичной, поскольку они наделены властными полномочиями, проступки, порочащие честь сотрудников органов внутренних дел, даже если они совершены вне рамок исполнения служебных обязанностей, неизбежно порождают недоверие и негативное отношение к указанным органам со стороны населения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 № 7-П, определения от 21.12.2004 № 460-0 и от 16.04.2009 № 566-0). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает но себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности (Определение Конституционного суда от 19.06.2012 № 1174-0).
Следовательно, при осуществлении служебной деятельности, сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (п. 2 ч. 1 ст.13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О полиции»), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.
Из содержания ч. 4 ст.7 ФЗ «О полиции», п. 12 ч.1 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 13, ч.1 ст. 49, п.6 ч.1 ст.50, п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ № 342-Ф3 в их системной взаимосвязи, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года, следует, что в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего предъявляемым требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой, меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел.
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по указанному основанию является проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность.
При этом юридически значимым обстоятельством является совершение действий, нарушающих профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения сотрудника полиции, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне ее, подрывающих деловую репутацию, авторитет органов внутренних дел.
Как установлено судом и подтверждается материалам проверки Климов В.А. своими действия нарушил п. 3.7 должностного регламента (должностной инструкции), п. 143.2 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, п. 33 Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, п. 6.3 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», что в совокупности является нарушением служебной дисциплины.
Именно указанные обстоятельства нанесли ущерб не только репутации истца, как сотрудника полиции, но и авторитету федерального органа исполнительной власти в целом.
Истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, должен был осознавать свои действия, следовательно, осознавая все вышеуказанное, он сознательно пошел на нарушение действующих норм, что, безусловно порочит честь сотрудника органов внутренних дел, как лица, поведение которого должно быть безупречным в любых ситуациях, в том числе и во внеслужебное время.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт совершения Климовым В.А. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, является доказанным, следовательно, оснований для признания оспариваемого приказа об увольнении незаконным нет. Приказ издан уполномоченным на то должностным лицом и с соблюдением установленной процедуры увольнения сотрудника органов внутренних дел по данному основанию.
Таким образом, Климов В.А. уволен со службы по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел законно и обоснованно, а также с соблюдением установленного порядка проведения служебной проверки и увольнения со службы.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных Климовым В.А. исковых требований не имеется в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Климова В. А. (паспорт №) к УМВД России по Архангельской области (ИНН № и ОМВД России «Котласский» (ИНН №) о признании незаконным приказа от 28.08.2023 № л/с об увольнении, восстановлении на работе, взыскании неполученного заработка и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 09.11.2023.
Председательствующий А.П. Спиридонов