УИД: 66RS0025-01-2019-001291-89 г/д 2-878/2019
решение составлено
20.11.2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Верхняя Салда 14 ноября 2019 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Исаевой О.В.
при секретаре судебного заседания Бияновой М.С.
с участием представителя ответчика Холкина М.А.
представителя отделения надзорной деятельности Верхнесалдинского городского округа, городского округа Нижняя Салда УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Койновой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Нижней Саплды в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Свердловской области «Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М.Е. Черепановых» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М.Е. Черепановых» в срок до 01.03.2020 в здании, расположенном в г.<адрес>, привести автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения людей о пожаре в исправное состояние; провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений; очистить второй эвакуационный выход из спортзала от кирпича; провести проверки источников наружного противопожарного водоснабжения и их работоспособности; помещения различных классов функциональной пожарной безопасности (архив, склады, электрощитовая) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. В здании, расположенном в г<адрес> автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения людей о пожаре привести в исправное состояние; провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений; выполнить покрытие пола в холл на 2-ом этаже классом опасности не ниже чем КМ2.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру поступила справка из отделения надзорной деятельности и профилактической работы Верхнесалдинского городского округа, городского округа Нижняя Салда УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области о результатах обследования образовательных учреждений. Установлено, что в филиале ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М.Е. Черепановых» выявлены многочисленные нарушения пожарной безопасности в нарушение ч. 1 ст. 88, ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 33, 55, 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». Нарушение правил пожарной безопасности может привести к пожару в учреждении и причинению вреда жизни и здоровью лиц, находящихся в нем.
В судебное заседание прокурор г.Нижней Салды не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д.65). В предварительном судебном заседании помощник прокурора г.Нижней Салды Иванова М.А. заявленные требования и доводы, изложенные в обоснование иска, поддержала.
Представитель ответчика заявленные требования признал в части, не согласен с требованиями о возложении обязанности по очистке второго эвакуационного выхода из спортзала от кирпича, поскольку фактически второй эвакуационный выход из спортзала отсутствует, не заложен кирпичом. Законодательство предусматривает наличие эвакуационного выхода из помещения, в котором одновременно пребывает более 50 человек, тогда как в спортзале одновременно в силу Федерального закона об образовании не может находиться более 25 человек. Также не согласен с требованиями в части проведения проверок источников наружного противопожарного водоснабжения и их работоспособности, поскольку данные источники образовательному учреждению не принадлежат. Кроме этого, предложенный прокурором срок для устранения выявленных нарушений является неразумным, неисполнимым в силу необходимости выделения денежных средств Министерством образования.
Представитель отделения надзорной деятельности Верхнесалдинского городского округа, городского округа Нижняя Салда УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области в судебном заседании пояснил, что требования прокурора являются законными и обоснованными. В ходе обследования образовательных учреждений в филиале ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж им. Е.А. и М.Е. Черепановых» выявлены нарушения противопожарной безопасности, указанные в справке и в исковом заявлении. Относительно заявленных требований в части проведения работ по очистке второго эвакуационного выхода из спортзала от кирпича поддерживает доводы представителя ответчика, поскольку данное требование также будет исключено из предписания, выданного в адрес образовательного учреждения по доводам, изложенным представителем ответчика. Требования в части проведения проверки источников наружного противопожарного водоснабжения подлежат удовлетворению, поскольку данная обязанность возлагается на руководителя учреждения. Вблизи учреждения имеется водоисточник, к которому устроен подъезд с площадкой (пирс), подлежащий приведению в соответствии с требованиями о противопожарном режиме. Сведениями о закреплении данных пирсов за образовательным учреждением не располагают. Разумным сроком для устранения выявленных нарушений полагает 01.09.2020, поскольку все нарушения должны быть устранены к началу учебного года.
Судом, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее- Федеральный закон № 69).
Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме".
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
В силу ст. 6, 73 Федерального закона № 69-ФЗ органы государственного пожарного надзора вправе осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями и гражданами, их требования являются обязательными к исполнению всеми гражданами и организациями; а руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные распоряжения должностных лиц органов пожарного надзора.
В соответствии с п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статья 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из способов или комбинацией способов, указанных в данной правовой норме.
В соответствии со ст. 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Статьей 46 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что средства пожарной автоматики предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (статья 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Статьей 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
В соответствии со статьей 91 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.
В соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 и от 20.06.2003 N 323 в соответствии с Законом о пожарной безопасности утверждены Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03) и Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03). Данные нормы пожарной безопасности введены в действие с 14.07.2003 и устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации, а также требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре в зданиях и сооружениях.
В части 1 статьи 151 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что требования названных нормативных документов подлежат обязательному исполнению в части не противоречащей положениям данного Федерального закона.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 утвержден "Свод правил "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" СП 3.13130.2009".
В соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности разработан СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (введен в действие с 01.05.2009), который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (пункт 1.1).
Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке (пункт 1.2).
В данном случае оборудование здания образовательного учреждения автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими устройствами пожаротушения не относится к работам, которые влекут за собой реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений или сооружений, а относится к мероприятиям, связанным с текущей противопожарной эксплуатацией объекта.
Из материалов дела следует, что автоматические установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неработоспособном состоянии и не пригодны к дальнейшей эксплуатации.
Неисправность системы оповещения людей о пожаре в здании с массовым пребыванием людей свидетельствует о ее фактическом отсутствии, что создает прямую угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей скорейшего оповещения и безопасной эвакуации. Дальнейшая эксплуатация объектов с выявленными нарушениями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей
Следовательно, на руководителя образовательного учреждения возлагается обязанность принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с требованиями данных нормативных актов, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей при возникновении пожара.
По результатам проверки в отношении образовательного учреждения составлена справка, в которой изложены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не обеспечено проведение повторной огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) (ППР п. 21).
В соответствии с п. 21 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.
Нормы и правила СНиП 21-01-97 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Из материалов дела следует, что огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения выполнена в нарушение требований нормативных актов. Документы, подтверждающие своевременную, качественную обработку, не представлены, что является нарушением п. 21 Правил противопожарного режима, СНиП 21-01-97.
Представителем ответчика факт допущения указанного нарушения не оспаривался.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела вышеуказанные нарушения не устранены, следовательно, заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению, поскольку дальнейшая эксплуатация помещений с нарушениями пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара, выполнение требований, предусмотренных СНиП 21-01-97, является обязательным.
Частями 1, 3 статьи 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пунктами 5.14.74, 7.4 СНиП 21-01-97 установлено, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что помещения с различным классом функциональной пожарной опасности (помещение электрощитовой, архив, склады) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости или противопожарной преградой, что является нарушением п. 7.4 СНиП 21-01-97.
При таких обстоятельствах на ответчика подлежит возложению обязанность разделения помещений различного класса функциональной пожарной опасности (электрощитовая, архив, склады) противопожарными преградами с установкой соответствующего типа заполнения проемов в противопожарной преграде.
Из справки о проведении обследования помещений, расположенных в здании по <адрес>, в холле 2-го этажа покрытие полов из деревянных досок выполнено из горючих материалов с неизвестными показателями пожарной безопасности, что является нарушением ч. 6 ст. 134, таблицы 28 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Согласно СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации, а также функционирования систем противопожарной защиты.
Судом установлено, что сведения, характеризующие показатели пожарной опасности на материалы, отсутствуют, тогда как класс пожарной опасности строительных материалов для холла должен быть не более КМ2, из трудногорючих или негорючих материалов, что свидетельствует о нарушении ответчиком Таблицы 28 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 6.25 СНиП 21-01-97.
Непринятие ответчиком своевременных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности ставит под угрозу благополучие и безопасность неопределенного круга лиц.
Ввиду допущения ответчиком нарушений обязательных требований пожарной безопасности, учитывая, что неустранение данных нарушений противоречит закону и представляет угрозу безопасности жизни, здоровья граждан, суд приходит к выводу об обязанности ответчика устранить выявленные нарушения.
Разрешая заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности очистить второй эвакуационный выход из спортзала от кирпича, суд приходит к следующим выводам.
Из справки должностного лица следует, что ответчиком нарушены п. 33 Правил противопожарного режима, а именно заложен кирпичом второй эвакуационный выход из спортзала.
В соответствии с п. 33 Правил противопожарного режима, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Из технического паспорта здания учебного корпуса № ...., расположенного в г.<адрес>, следует, что на 1-ом этаже здания расположен спортивный зал площадью 127,2 кв.м., из которого имеется вход в раздевалку, в кабинет, в складское помещение. Из экипировки поэтажного плана по состоянию на 25.12.2007 не следует, что из помещения спортзала имелся второй эвакуационный выход.
Пунктом 33 Правил противопожарного режима не установлено каких-либо требований к эвакуационным выходам.
В силу части 8 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
СНиП 21-01-97 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Положения пункта 6.11 СНиП 21-01-97 воспроизводят приведенные выше положения части 8 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, которыми установлено, в зависимости от каких параметров определяется, в частности, количество эвакуационных выходов из помещений с этажей.
Требования к эвакуационным выходам помещений установлены в пункте 6.12 СНиП 21-01-97. Аналогичные требования содержатся в п. 4.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", согласно которому не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек.
Из пояснений представителя ответчика следует, что данное помещение (спортзал) эксплуатируется для оказания образовательных услуг и используется для одновременного пребывания в нем не более 25 человек, поскольку в силу законодательства об образовании занятия по дисциплинам проводятся в форме групповых занятий не более 25 человек из обучающихся данного класса (курса).
Доказательств того, что занимаемое ответчиком помещение спортзала предназначено для одновременного пребывания более 50 человек, что является необходимым условием для создания второго эвакуационного выхода, в материалах дела не имеется, на нахождение соответствующего количества человек в данном помещении, как непосредственно на момент проверки, так при подаче прокурором иска, не указывалось.
При таких обстоятельствах требования прокурора в данной части не подлежат удовлетворению.
Также судом не установлено предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности проведения проверки источников наружного противопожарного водоснабжения и их работоспособности.
В обоснование данных требований истец ссылается на нарушение ответчиком п. 55 Правил противопожарного режима.
В соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Согласно п. 2 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истцом не указано, какой именно вид источника наружного противопожарного водоснабжения обязан проверять ответчик, так же как и его работоспособность. Не указанн его вид и в справке проверяющего органа, предписании, выданного в адрес ответчика.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 введен в действие "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
Настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Согласно п. 3.1 СП 8.13130.2009 к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
Под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой. Пожарные гидранты не могут функционировать сами по себе, они установлены на водопроводных сетях холодного водоснабжения и являются неотъемлемой частью водопроводной сети, представляют собой единое сооружение.
Водозаборное сооружение - гидротехническое сооружение для забора воды из природного или искусственного источника с целью использования ее для нужд водоснабжения, пожаротушения. Водоисточник - место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения. Резервуар - инженерное сооружение емкостного типа, предназначенное для хранения запаса воды. Резервуары, как правило, могут быть металлические, железобетонные.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) в населенных пунктахв с числом жителей до 5000 человек.
В силу п. 15 ст. 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 69 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" обеспечение надлежащего состояния, в том числе, источников наружного противопожарного водоснабжения возлагается на соответствующие администрации в случае, если данные источники наружного противопожарного водоснабжения находятся в муниципальной собственности.
В материалах дела не имеется доказательств о передаче ответчику администрацией городского округа <адрес> какого-либо комплекса имущества для водоснабжения и водоотведения в виде пожарного гидранта с водопроводными сетями, водозаборного сооружения либо иного вида источника наружного противопожарного водоснабжения.
Законодательство не предусматривает право на вменение обязанностей по содержанию в надлежащем состоянии какого-либо источника наружного противопожарного водоснабжения лицу, не являющемуся его собственником или законным владельцем. Даже тот факт, что какой-либо вид источника наружного противопожарного водоснабжения находится в непосредственной близости от эксплуатируемого учреждением здания, не является доказательством наличия у него каких-либо вещных прав на данный вид источника и не влечет признание его неотъемлемой частью данного здания, так как действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности по содержанию имущества на лицо, не являющееся его собственником или законным владельцем.
Указание в Правилах противопожарного режима на обязательность обеспечения совершения определенных действий руководителем организации не выражает волю законодателя определить таким образом исключительный субъект правонарушения, которое может быть совершено при невыполнении руководителем правила, содержащегося в конкретном пункте Правил, а, учитывая содержание п. 1 Правил содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Под руководителем организации, обязанным выполнять требования названных в п. 55 Правил противопожарного режима, следует понимать руководителя организации, осуществляющей постоянную эксплуатацию и использование вида источника наружного водоснабжения.
Следовательно, обязанность по содержанию данных источников возлагается на лицо, которому на праве собственности или ином праве они принадлежат.
При таких обстоятельствах заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия доказательств передачи ответчику каких-либо противопожарных гидрантов или водных объектов, используемых для целей пожаротушения. При этом суд также учитывает, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Отсутствие финансирования на цели пожарной безопасности не может являться основанием к установлению длительного срока, поскольку действующее законодательство не ставит осуществление деятельности в области пожарной безопасности в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.
Исходя из объяснений представителя ответчика, мнения представителя ГУ МЧС России по Свердловской области, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, объективно влияющих на возможности ответчика по устранению выявленных нарушений законодательства в области противопожарной безопасности, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2020.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░.░. ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░.░. ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 01.09.2020 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░.░. ░ ░.░. ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ 01.09.2020 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 2-░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░2.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░