Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000464-15
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2023 года по делу № 2-339/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
с участием истца Игнатовой А.Н.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Игнатова Ю.В.,
представителя ответчика Удоратиной О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Игнатовой А.Н. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения,
установил:
Игнатова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» (далее – администрация района) об отмене решения об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты с момента обращения. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с составом семьи два человека по категории: «молодая семья». ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о том, что постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Считает, что данное решение принято неправомерно, поскольку адрес её регистрации: Республика Коми, <адрес>. Жилое помещение относится к частному жилищному фонду. Кроме нее в жилом помещении зарегистрированы и проживают мать и бабушка. По данному адресу она не проживает, совместное хозяйство с матерью и бабушкой не ведет, своими финансовыми средствами распоряжается самостоятельно. Её супруг Игнатов Ю.В. зарегистрирован по адресу: Республика Коми, <адрес>. Жилое помещение относится к частному жилищному фонду. Кроме супруга в жилом помещении зарегистрированы и проживают его родители и племянник. По данному адресу супруг не проживает, совместное хозяйство с родителями не ведет, своими финансовыми средствами распоряжается самостоятельно. Фактически она с супругом проживает по адресу: Республика Коми, <адрес>. Данное жилое помещение они снимают с 2021 года. Нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения но договору социального найма на территории <адрес> она и её супруг не являются. В собственности жилье не имеют. Ранее государственной поддержкой за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья не пользовались. В связи с этим просит отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий», возложить обязанность поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи два человека с ДД.ММ.ГГГГ по категории «молодая семья».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Игнатов Ю.В.
В судебном заседании истец Игнатова А.Н. свои требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Третье лицо Игнатов Ю.В. в судебном заседании поддержал исковые требования истца.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, указанным в возражениях на исковое заявление.
Свидетель ФИО7 суду показала, что супруги ФИО13 с 2019 года проживают и работают в <адрес>, примерно с 2022 года проживают по <адрес> по соседству с ней.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит следующему мнению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее – Закон № 30-РЗ) определена категория граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
На основании подпункта «и» пункта 1 статьи 1 Закона № 30-РЗ право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями, в частности, по приему и проверке документов, постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.
В судебном заседании установлено, что истец Игнатова А.Н. состоит в браке с Игнатовым Ю.В. (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленная территориальным отделом загса <адрес> юстиции Республики Коми).
Истец Игнатова А.Н. зарегистрирована по адресу: Республика Коми, <адрес>, её супруг Игнатов Ю.В. зарегистрирован по адресу: Республика Коми, <адрес> (справка ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, <адрес> за истцом Игнатовой А.Н. не зарегистрировано (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Согласно информации администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истец Игнатова А.Н. зарегистрирована по адресу: Республика Коми, <адрес>, но фактически на территории сельского поселения <адрес>» не проживает, живет в <адрес>. Игнатова А.Н., Игнатов Ю.В. не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателями жилого помещения по договорам социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилого помещения на территории сельского поселения «<адрес>». В спорном жилом помещении помимо Игнатовой А.Н. зарегистрированы ФИО8 (бабушка истца) и ФИО9 (мама истца).
Из информации администрации сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Игнатова А.Н. на территории сельского поселения <адрес>» не зарегистрирована и не проживает. Игнатов Ю.В. зарегистрирован по месту жительства: Республика Коми, <адрес>. Проживает в <адрес>. Игнатовой А.Н. и ФИО10 жилые помещения для проживания на территории сельского поселения <адрес>» не выделялись. На территории жилых помещений в собственности Игнатовой А.Н. и Игнатова Ю.В. нет. Жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО11 Документы на дом не оформлены.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, <адрес>, за Игнатовым Ю.В. не зарегистрировано (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Фактически истец Игнатова А.Н. и её супруг Игнатов Ю.В. проживают по адресу: Республика Коми, <адрес> (договоры аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Собственниками указанного жилого помещения истец и её супруг не являются.
ДД.ММ.ГГГГ Игнатова А.Н. обратилась к ответчику с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, по категории «молодая семья», с составом семьи два человека.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Игнатовой А.Н. отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Пунктом 1 части 3 статьи 2 Закона № 30-РЗ определено, что имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Данных о том, что истец и её супруг являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, судом не установлено.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1995 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
При таких обстоятельствах, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в месте фактического проживания само по себе не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, включая и право быть, в данном случае, включенным в список граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В ходе рассмотрения дела факт совместного проживания истца Игнатовой А.Н. и её супруга Игнатова Ю.В. в жилом помещении на основании договора аренды с достоверностью установлен, доказательств обратного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое решение об отказе в постановке на учет противоречит основам жилищного законодательства, поэтому исковые требования Игнатовой А.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Игнатовой А.Н. удовлетворить.
Отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии Игнатовой А.Н. на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» (ОГРН 1021101033030, ИНН 1114000888) поставить Игнатову А.Н. (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>) на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи два человека с ДД.ММ.ГГГГ по категории «молодая семья».
Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» (ОГРН 1021101033030, ИНН 1114000888) в пользу Игнатовой А.Н. (паспорт гражданина <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 28 августа 2023 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца