УИД 02RS0011-01-2022-000793-93 Дело № 2-365/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2022 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Т.В. Поленниковой,
при секретаре М.О. Сенбиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО «Шебалинский район» к М.В. о взыскании размера предоставленной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Шебалинский район» обралась в суд с иском к М.В. о взыскании с ответчика в пользу истца размера предоставленной социальной выплаты, согласно Свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от <ДАТА> <Номер изъят> в размере 710 388 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что <ДАТА> в жилищную комиссию администрации МО «Шебалинский район» поступило заявление М.В. о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, по категории – «Молодой специалист».
В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717, была разработана и реализована новая федеральная целевая программа «устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.». Согласно новой утвержденной федеральной целевой программы право на улучшение жилищных условий за М.В. сохранилось с учетом первоочередного предоставления социальной выплаты по п. «б» п. 38 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», предусмотренного приложением <Номер изъят> к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в связи с чем, М.В. предоставил обновленный пакет необходимых документов в жилищную комиссию администрации МО «Шебалинский район». На основании Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, заявления М.В. о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов по категории «молодой специалист», в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», администрацией МО «Шебалинский район» было вынесено распоряжение «о предоставлении субсидий на приобретение (строительство) жилья» от <ДАТА> <Номер изъят>-р. М.В. был включен в состав участников мероприятий – получателей социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в <ДАТА>. <ДАТА> Министерством сельского хозяйства Республики Алтай М.В. было выдано свидетельство <Номер изъят>, что М.В. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и ему предоставляется выплата в размере 1 014 840 рублей, в том числе средств из федерального бюджета в размере 469 871 рубль, средств из республиканского бюджета в размере 240 517 рублей, привлечение собственных средств участника в размере 304 452 рубля. М.В. и ОАО «Сбербанк России» заключили договор <Номер изъят> о банковском счете для обслуживания целевых программ от <ДАТА>. <ДАТА> М.В. был заключен договор купли-продажи товаров строительно-хозяйственного назначения с Главой (КФХ) А.П. <ДАТА> М.В. был заключен договор купли-продажи товаров строительно-хозяйственного назначения с ООО «Драйв». Администрацией МО «<адрес>» была направлена претензия <Номер изъят> от <ДАТА> М.В., в которой указывалось, что М.В. нарушил п. 30 Постановления Правительства № 598 от 15.07.2013 и в рамках законодательства ему предлагалось устранить данное нарушение до <ДАТА>. Администрацией МО «Шебалинский район» была направлена претензия <Номер изъят> от <ДАТА> М.В., в которой указывалось, что М.В. нарушил п. 30 Постановления Правительства № 598 от 15.07.2013 и в рамках законодательства ему предлагалось устранить данное нарушение до <ДАТА>. <ДАТА> с данной претензией М.В. был ознакомлен лично. По данным выписки из ЕГРН на имя М.В. зарегистрирован жилой дом, однако на имя В.А., Э.М., Э.М. в общую совместную собственность не оформлены. В связи с чем, истец обратился с настоящим иском к ответчику.
Представитель истца в судебном заседание не явился, извещен надлежаще. Ответчик М.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что иск администрации противоречит сути предоставления такой выплаты. Он использовал социальную выплату по целевому назначению. В <ДАТА> году получено разрешение на строительство со сроком до <ДАТА>. Строительство дома завершено в <ДАТА> году. Оформить право долевой собственности на дом не представилось возможным ввиду того, что он проходит процедуру банкротства. В <ДАТА> году решением суда он как ИП глава КФХ признан несостоятельным ( банкротом). Судебное разбирательство по рассмотрению вопроса об утверждении конкурсного управляющего в процедуре банкротства неоднократно откладывалось. Определением Арбитражного суда Республики Алтай от <ДАТА> конкурсным управляющим КФХ привлечена А.В. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего отложено на <ДАТА>. Пока идет процедура банкротства он своим имуществом распоряжаться не может. Однако он не против переоформить право собственности на всех членов его семьи, и это не зависит сейчас от его желания. Он обращался к нотариусу нотариальной палаты РА нотариального округа «<адрес>» с заявлением об удостоверении сделки об определении долей жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>, однако ему отказано было именно по причине обьявления его несостоятельности банкротства.
Третьи лица Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, В.А., Э.М., Э.М., Э.М. в лице их законного представителя В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением от 15.07.2013 N 598 (действовавшим в период возникновения правоотношений между сторонами) правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Основными целями Программы являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Одна из основных задач Программы заключалась в удовлетворении потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
С <ДАТА> реализация мероприятий указанной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Из материалов дела следует, что <ДАТА> М.В. было подано заявление в Администрацию МО «Шебалинский район» на участие в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по категории молодой специалист. С условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках указанной выше федеральной целевой программы, ответчик был ознакомлен и обязался их исполнять. Об этом свидетельствует его подпись в заявлении о включении в состав участников данной программы.
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности <Номер изъят> в размере 1 014 840 рублей было выдано М.В. <ДАТА>. В данном свидетельстве указан численный состав семьи М.В. - 4 человека, членами семьи указаны: супруга В.А., сын Э.М., сын Э.М.
Согласно платежным поручениям №<Номер изъят>, <Номер изъят> от <ДАТА> денежные средства перечислены М.В. <ДАТА>.
Данные обстоятельства наши свое подтверждение в судебном заседании и не оспариваются ответчиком М.В.
Основанием иска послужило утверждение истца о неисполнении ответчиком обязательства по оформлению построенного жилого дома в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В соответствии с п. 30 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (действовавшим в период возникновения правоотношений между сторонами) "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.01.2020 N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой", принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 N 2-П).
Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, суд считает, что само по себе неоформление получателем социальной выплаты жилья в собственность всех лиц, указанных в договоре, в установленный договором срок - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты.
Доводы ответчика М.В. о том, что он освоил выделенные средства и построил жилой дом по указанному в договоре адресу и площадью не менее установленной договором, подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривается истцом.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, за М.В. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 73,5 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <Номер изъят>.
Таким образом, суд считает, что обязательство по строительству дома ответчиком М.В. фактически исполнено.
Суд считает, что при разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с ответчика денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учету как обстоятельства и причины, послужившие основанием неоформления в установленный договором срок жилья лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение гражданином за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности и иные обстоятельства.
Недобросовестность в действиях ответчика М.В. в получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в ходе судебного разбирательства судом не установлена. Также не установлено нецелевое использование ответчиком указанной социальной выплаты.
В судебном заседании установлено, что решением от <ДАТА> ИП –Глава КФХ М.В. признан несостоятельным ( банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда РА от <ДАТА> утвержден конкурсным управляющим ИП –Главы КФХ М.В. – А.В., назначено судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего.
В настоящее время процедура банкротства у отношении ИП-Главы КФХ М.В. не завершена, в связи с чем постановлением нотариуса Нотариальной палаты РА <адрес> « <адрес>» РА <ДАТА> М.В. было отказано в удостоверении нотариальной сделки на объекты недвижимого имущества ( жилого дома и земельного участка), расположенные по адресу : <адрес> об определении долей жилого дома и земельного участка.
М.В., с супругой В.А. и детьми в настоящее время проживают по указанному адресу, следовательно, взыскание с него суммы иска приведет к ухудшению материального положения, как самого ответчика, так и его несовершеннолетних детей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком в указанный срок обязанности по оформлению жилого дома в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре, по истечении определенного срока не может быть основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан и вступало бы в противоречие с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
Кроме того возложение на ответчика обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативно правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны будет противоречить вышеприведенным положениям законодательства.
С учетом соблюдения ответчиком всех условий получения социальной выплаты, использования её в соответствии с целевым назначением-на строительство жилого дома, а также тот факт, что ответчиком принимались попытки к оформлению построенного жилого дома в собственность всех членов семьи, суд не усматривает в его действиях недобросовестности и приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> <░░░░░ ░░░░░> ░ ░░░░░░░ 710 388 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.10.2022
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░