№
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кострома 05 февраля 2024 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Муравьева Е.А. с участием прокурора г. Костромы Ч., представителя заявителя Болоховца О.В.-юрисконсульта юридического отдела МКУ г. Костромы «Дирекция программ» Барышниковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Корытовой А.Н. в интересах первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховца О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 04.12.2023, которым Болоховец О.В., работающий в Администрации города Кострома, расположенной по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д.1, в должности первого заместителя главы Администрации, привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 04.12.2023 Болоховец О.В., как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения, за то, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Болоховцом О.В. обращения жителей <адрес>, а также ФИО9 и И. рассмотрены первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. с нарушением сроков.
Будучи не согласным с постановлением мирового судьи, Болоховец О.В. через представителя Корытову А.Н. обратился в суд с жалобой на данное постановление, в обоснование указав, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана надлежащая оценка доводам представителя первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховца О.В. о неверном субсидиарном применении норм Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем, мировым судьей неверно определен порядок приема и рассмотрения обращений граждан, в связи с чем, просит постановление мирового судьи от 04.12.2023 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховца О.В. - Барышникова Л.А. поддержала доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным, дополнительно пояснила, что в структуре Администрации решением Думы города Костромы от 25.10.2018 № 175 создано Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, являющееся отраслевым органом Администрации, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы, в том числе в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Названным решением утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее - Положение об Управлении).
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Положения об Управлении регламентировано, что в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в целях подготовки городского хозяйства к работе в осенне-зимний период и обеспечения населения города Костромы надлежащими услугами тепло-, газо- и водоснабжения Управление своевременно рассматривает обращения потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
Постановлением Администрации города Костромы от 07.06.2019 № 955 утверждено Положение об отделе коммунальной энергетики Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее - Положение об отделе, Отдел). Отделу, наряду с другими обязанностями, вменено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан по предметам своего ведения. Сотрудники Отдела, в пределах должностных обязанностей, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных полномочий, персональную ответственность за ненадлежащее выполнение Отделом установленных настоящим Положением полномочий, поручений главы Администрации, курирующего заместителя главы Администрации, начальника Управления, первого заместителя начальника Управления, непринятие мер по реализации предоставленных настоящим Положением прав и исполнению возложенных обязанностей несет начальник Отдела (пункт 2.1.2, подпункт «д» пункта 2.4.2, раздела 2.5 Положения об Отделе).
Организация работы с документами в отраслевых (функциональных) органах Администрации обеспечивается сотрудниками, ответственными за организацию делопроизводства, на которых возлагается выполнение следующих обязанностей: получение и учет документов, поступающих из Отдела контроля и рассмотрения обращения граждан через систему электронного документооборота; своевременная передача документов от руководителя непосредственному исполнителю через систему электронного документооборота; организация контроля за прохождением документов, поступивших в отраслевой (функциональный) орган Администрации (подпункты «а», «г», «д» пункта 7.7.2 Инструкции).
Исходя из анализа сведений из системы электронного документооборота следует, что обращения граждан, речь о которых идет в оспариваемом постановлении, в день поступления в Администрацию города Костромы направлены Отделом контроля и рассмотрения обращений граждан в системе электронного документооборота в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы для рассмотрения и подготовки ответов заявителям. В дату идентичную дате поступления обращения, обращения списаны непосредственно исполнителю Б.И.Н. (во всех имеющихся в материалах дела ответах на обращения исполнителем значится указанное лицо).
На основании изложенного, полагает, что должностным лицом прокуратуры, а также судом неправильно определен субъект правонарушения, который должен нести ответственность по статье 5.59 КоАП РФ.
Кроме того, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в обязательном порядке, помимо прочего, указываются дата и место его составления, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения.
В нарушении данной нормы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит сведений о месте вынесения постановления, адресе места жительства потерпевших ФИО9, И., Д. (ввиду того, что диспозиция нормы ст. 5.59 КоАП РФ предусматривает наказание за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, прокурор проводит проверку с целью восстановления нарушенных прав граждан, граждане привлекаются к участию в производстве по делу в качестве потерпевшего, если им указанным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ), не описаны время и место совершения административного правонарушения (в постановлении указана лишь дата, место совершения не раскрыто).
В нарушение ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие потерпевшего. Материалы дела не содержат данных о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, также отсутствует ходатайство потерпевшего о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы, указал, что дело об административном правонарушении возбуждено уполномоченным лицом, в пределах компетенции, наказание назначено минимальное. Доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены мировым судьей, им дана надлежащая оценка.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Установление объективной стороны состава правонарушения, т.е. установление факта совершения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, деяния, являющегося с точки зрения закона противоправным, влекущим установленную законом административную ответственность, имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственный орган и органы местного самоуправления и установлен порядок рассмотрения таких обращений.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи, которая регламентирует сроки рассмотрения обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.Разделом 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, в соответствии с которым для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Информация о порядке подачи обращений потребителей и перечне необходимых документов в целях информирования потребителей должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений (п. 125).
Обращения потребителей - граждан принимаются к рассмотрению независимо от наличия заключенного в письменной форме договора теплоснабжения (п.126).
Обращения потребителей могут подаваться в письменной форме, а в течение отопительного периода - в устной форме, в том числе по телефону (п.127).
Обращение потребителя, полученное должностным лицом органа местного самоуправления, регистрируется в журнале регистрации жалоб (обращений) (п.128).
Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов - в отопительный период) с даты его поступления. Дата и время отправки должны быть отмечены в журнале регистрации жалоб (обращений) (п.132).
Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей организацией и (или) теплосетевой организацией (п.133).
Согласно ст.15 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Кадровым распоряжением Администрации города Костромы от 31 января 2023 года №60-рл на высшую должность муниципальной службы первого заместителя главы Администрации города Костромы с 01 февраля 2023 года назначен Болоховец О.В.
В соответствии с п.п. «г» п.3.2 ч.3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховец О.В. обеспечивает надлежащее решение вопросов местного значения и исполнение полномочий Администрации, в том числе в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.п. «з» п.3.8 ч.3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации города Костромы Болоховец О.В. непосредственно обеспечивает контроль и координацию деятельности (курирует) организаций, муниципальных учреждений и муниципальных предприятий города Костромы, перечень которых приведен в данном пункте. В данном перечне содержится МУП города Костромы «Городские сети».
Согласно части 1 постановления главы Администрации города Костромы от 29 сентября 2023 года №1870 начало отопительного периода 2023-2024 в жилом фонде установлено с 02 октября 2023 года.
Поскольку обращения вышеуказанных граждан связаны с вопросами отсутствия отопления, то при их рассмотрении мировой судья правильно руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении».
Сроки рассмотрения данных обращений регламентированы Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и составляют 5 рабочих дней (в отопительный период - в течение 24 часов) с даты их поступления.
Согласно представленным суду материалам 13 октября 2023 года в 12 часов 40 минут на электронную почту Администрации города Костромы поступило обращение жителей дома <адрес> г. Костромы по вопросу отсутствия отопления, которое главой Администрации города Костромы в этот же день в 13 часов 46 минут списано для рассмотрения и подготовки ответа заявителю первому заместителю главы Администрации города Костромы Болоховцу О.В. В дальнейшем, в нарушение установленного п. 132 Раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила) срока ответ на обращение жителей дома <адрес> г. Костромы подписан первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. 31 октября 2023 года.
13 октября 2023 года в 12 часов 28 минут в Администрацию города Костромы поступило обращение И. по вопросу отсутствия отопления по адресу: г. Кострома, ул. <адрес>, которое главой Администрации города Костромы в этот же день в 13 часов 49 минут списано для рассмотрения и подготовки ответа заявителю первому заместителю главы Администрации города Костромы Болоховцу О.В., в нарушение установленного п. 132 Раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» срока ответ на обращение И. подписан первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. и направлен заявителю 25 октября 2023 года.
20 октября 2023 года в 12 часов 13 минут с использованием ГИС ЖКХ в Администрации города Костромы зарегистрировано обращение ФИО9 по вопросу отсутствия отопления по адресу: г. Кострома, ул. <адрес>, которое главой Администрации города Костромы в этот же день в 13 часов 06 минут списано для рассмотрения и подготовки ответа заявителю первому заместителю главы Администрации города Костромы Болоховцу О.В., в нарушение установленного п. 132 Раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» срока ответ на обращение ФИО9 подписан первым заместителем главы Администрации города Костромы Болоховцом О.В. 25 октября 2023 года.
Таким образом, при рассмотрении указанных выше обращений граждан Болоховцом О.В. были нарушены сроки рассмотрения обращений о теплоснабжении.
При таких обстоятельствах доводы представителя заявителя Барышниковой Л.А. о том, что прокурором г. Костромы неверно применены нормы права, являются противоречащими закону.
Судом рассмотрены доводы представителя заявителя о неправильном определении должностным лицом прокуратуры города Костромы субъекта правонарушения, который должен нести ответственность по ст.5.59 КоАП РФ, в связи с наличием в структуре Администрации города Костромы Управления жилищно-коммунального хозяйства, к полномочиям которого относится, в том числе рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно представленным сведениям из системы электронного документооборота главой Администрации города Костромы поступившие обращения жильцов дома <адрес> г. Костромы, И., ФИО9 в день их регистрации списаны первому заместителю главы Администрации города Костромы Болоховцу О.В. для рассмотрения и подготовки ответа. В связи с чем, ответственным лицом за рассмотрение данных обращений и подготовку ответов назначен Болоховец О.В., а не сотрудник Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Б.И.Н., занимавшаяся подготовкой проектов ответов на указанные обращения граждан.
Поскольку состав правонарушения, предусмотренный ст.5.59 КоАП, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, доводы представителя заявителя об обязательном участии в деле потерпевших, каковыми, по мнению заявителя, должны являться жильцы дома <адрес> г. Костромы, а также И. и ФИО9, суд считает несостоятельными, в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о причинении совершенным правонарушением указанным лицам физического, имущественного или морального вреда.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде проверены обстоятельства замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что данная норма не могла быть применена к должностному лицу – первому заместителю главы администрации города Костромы Болоховцу О.В., так как он не подпадает под субъектный состав указанной нормы. Кроме того, настоящее правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а в ходе проведения прокуратурой г. Костромы проверки исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 04.12.2023 в отношении Болоховца О.В. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья: Е.А. Муравьева