УИД 28RS0008-01-2022-000264-25
Дело №2-235/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием помощника прокурора Зейского района Лучковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Плыгуна Ю.И. к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском к администрации Зейского района Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области, в обоснование требований указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка законности отказа по выплате гражданам из федерального бюджета в связи с отсутствием транспортной доступности в период прошедшего в мае - августе 2021 года паводка. В ходе проверки установлено, что Плыгун Ю.И. на момент возникновения ЧС проживал в жилом помещении по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2. В результате паводка была нарушена транспортная доступность в с.Чалбачи. В производстве выплат из федерального бюджета по 10 тыс. рублей в связи с нарушением транспортной доступности Плыгуну Ю.И. было отказано, в связи с тем, что в жилом помещении, которое попало в зону ЧС по адресу: с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2 он не зарегистрирован по месту жительства. Факт проживания Плыгуна Ю.И. в данном жилом помещении, находящемся в зоне, подвергнутой затоплению, подтверждается справкой администрации Чалбачинского сельсовета. Согласно заключению администрации Зейского района об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений, подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области от 01 декабря 2021 года установлен факт нарушения условий жизнедеятельности лиц, проживающих по адресу: с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2. Вместе с тем, администрацией Зейского района 19 января 2022 года отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в связи с тем, что в жилом помещении, расположенном по адресу: с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2 Плыгун Ю.И. зарегистрирован и проживает, однако согласно сведениям УМВД России по Амурской области адрес регистрации значится с.Чалбачи, <адрес>, д.30, кв.2. Отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права Плыгуна Ю.И. на защиту от чрезвычайных ситуаций. Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда от 24 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС России по Амурской области, администрация Чалбачинского сельсовета, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Лучкова Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Лицо, в интересах которого заявлен иск, Плыгун Ю.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, с иском не согласен. При рассмотрении пакета документов, представленного в отношении Плыгуна Ю.И. комиссией установлено, что он зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в жилом помещении, которое попало в зону ЧС по адресу: с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2, однако согласно сведениям, содержащимся в базе данных УМВД России по Амурской области, адресом регистрации по месту жительства Плыгуна Ю.И. является: Амурская область, Зейский район, с.Чалбачи, ул.<адрес> д.30, кв.2, в связи с чем, комиссией по обследованию объектов, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Зейского района, принято решение об отказе во включении Плыгуну Ю.И. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи нарушением условий жизнедеятельности.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Амурской области, администрации Чалбачинского сельсовета, министерства лесного хозяйства Амурской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан в сфере защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав.
В материалы дела такое обращение представлено, таким образом, иск прокурора о защите социальных прав Плыгуна Ю.И. подлежит рассмотрению.
Судом установлено, что 10 августа 2021 года Плыгун Ю.И. обратился в администрацию Зейского района Амурской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи.
Уведомлением администрации Зейского района Амурской области №03-273 от 19 января 2022 года Плыгуну Ю.И. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременно материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности, в связи с тем, что при рассмотрении пакета документов в отношении Плыгуна Ю.И. комиссией установлено, что он зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в жилом помещении, которое попало в зону ЧС по адресу: с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2, однако согласно сведениям, содержащимся в базе данных УМВД России по Амурской области, адресом его регистрации по месту жительства является: Амурская область, Зейский район, с.Чалбачи, <адрес>, д.30, кв.2.
Факт регистрации Плыгуна Ю.И. по другому адресу: Амурская область, Зейский район, с.Чалбачи, <адрес>, д.30, кв.2 подтверждается справкой ОВМ МО МВД России «Зейский».
Вместе с тем, как следует из паспортных данных о регистрации истца, он зарегистрирован по адресу: с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2 с 03 марта 1983 года.
Согласно справке администрации Чалбачинского сельсовета от 09 августа 2021 года №150 о регистрации и фактическом проживании на момент ЧС, Плыгун Ю.И. зарегистрирован и проживает по адресу: с.Чалбачи, Зейского района, Амурской области, ул<адрес>, д.28, кв.2. Данная справка выдана на основании похозяйственной книги №3 и лицевого счета №145.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года введён региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Зейского района.
Распоряжением главы администрации Зейского района Амурской области от 18 июня 2021 года №264-р в связи с возникновением опасных природных явлений, на территории Зейского района с 18 июня 2021 года введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
В силу п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из указанных положений вышеприведённого закона следует, что Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила №1928).
Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно п.4 Правил №1928 трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на:
- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (пп.«в» п.4 Правил);
- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека (пп.«г» п.4 Правил).
Пунктом 10 Правил №1928 предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пп.«в» и «г» п.4 Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами №1928, Правилами использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области, утверждёнными постановлением правительства Амурской области от 15.04.2014 №241, распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области», правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 №416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Указанным постановлением правительства области постановлено: оказать пострадавшим гражданам за счёт средств резервного фонда правительства Амурской области в соответствии с Правилами №1928:
1) единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости -100 тыс. рублей на человека.
При этом пунктом 5.1. названного постановления установлено, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека.
Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области, утверждённому главой Зейского района, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, наличие и состав общественного транспорта в районе проживания пострадавшей имеется, но отсутствует возможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к пострадавшим остановочного пункта.
В качестве вывода комиссией указано, что факт нарушения условий жизнедеятельности Плыгуна Ю.И. подтверждён.
Администрацией Зейского района Амурской области отказано во включении Плыгуна Ю.И. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в связи с тем, что он фактически зарегистрирован и проживает в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, однако указанные сведения о регистрации отличаются от сведений о регистрации истца, имеющихся в базе данных УМВД России по Амурской области.
В соответствии с положениями ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, местом жительства является - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст.3 Закона №5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По общему правилу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учётом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности факта проживания Плыгуна Ю.И. по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Чалбачи, <адрес>, д.28, кв.2 на момент возникновения чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области», в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах Плыгуна Ю.И. удовлетворить.
Признать Плыгуна Ю.И. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области».
Обязать администрацию Зейского района Амурской области включить Плыгуна Ю.И. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928.
Обязать министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Плыгуну Ю.И. выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Решение принято в окончательной форме 10 марта 2022 года.
Судья