Дело об административном правонарушении № 12-79/2023
УИД № 19MS0025-01-2023-002844-41
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Аскиз
Республики Хакасия 21 декабря 2023 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Стулова А.А.,
при секретарях Чебодаевой К.С., Хольшиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Аскизского района Республики Хакасия от 16 октября 2023 года, которым Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Аскизского района Республики Хакасия от 16.10.2023 юридическое лицо- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» (далее ГБУЗ РХ «Аскизская МБ») привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, главный врач ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеева Л.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление от 16.10.2023 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку не установлена законность требования МК ПП СОЦПРОФ, в то же время, считает требование от 06.02.2023 профсоюза незаконным, так как согласно статье 399 ТК РФ правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ. Судом не установлено и прокуратурой в материалы дела не предоставлены доказательства наделения МК ППО СОЦПРОФ полномочиями и объединению половины трудового коллектива.
Учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств наделения профсоюза полномочиями действовать в интересах всего коллектива работников, включающей право профсоюза требовать от имени всех работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» принятия мер, считает, у работодателя отсутствовала обязанность установленная ст. 370 ТК РФ рассматривать требование неуполномоченного профсоюза принимать по нему меры и сообщать о них данному профсоюзу.
Представитель ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Карачаков И.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление мирового судьи отменить, либо применить малозначительность.
Председатель Местного комитета профорганизации СОЦПРОФ ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Юнгейм Е.Л. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что 29.06.2018 профсоюзной конференцией Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ утверждено Положение о первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», в соответствии с которым профорганизация является добровольным объединением лиц, имеющих, как правило, общую или близкую профессию и работающих в ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», на территории Аскизского района Республики Хакасия, действующая на основании Устава профсоюзов СОЦПРОФ и настоящего Положения (п. 1.1). Согласно п. 2.2 Положения основной целью Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ является представительство и защита профессиональных, социально-трудовых прав интересов членов профсоюза перед работодателем и его объединениями, вышестоящими органами управления ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в законодательных, исполнительных и судебных органах, органах местного самоуправления, перед другими юридическими и физическими лицами, используя все формы коллективных действий, предусмотренных действующим законодательством. В порядке ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. МК ППО СОЦПРОФ направив работодателю требование об устранении нарушения трудовых прав работников при установлении персональных повышающих коэффициентов, осуществлял контрольные мероприятия, поскольку Положение об оплате труда работников ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" изданы работодателем с учетом мотивированного мнения МК ППО СОЦПРОФ. До настоящего времени работодатель направляет проекты приказов в порядке ст. 372 ТК РФ в МК ППОСОЦПРОФ. Также в МК ППОСОЦПРОФ работодатель периодически озвучивает, когда им совершены действия (бездействия) нарушения трудовых прав работников, как способ (попытка) уйти от ответственности (в том числе и административной).
Помощник прокурора Буйницкий В.Е. просил отказать в удовлетворении жалобы, полагал, что постановление мирового судьи законно.
Изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как видно из статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 19 Закона РФ N 10-ФЗ от 12.01.1996 профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Ч. 3 ст. 13 Закона РФ N 10-ФЗ от 12.01.1996 устанавливает, что первичные профсоюзные организации вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений и в соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного закона для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
29.06.2018 профсоюзной конференцией Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ утверждено Положение о первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГБУЗ РХ «Асизская МБ», в соответствии с которым данная организация является добровольным объединением лиц, имеющих, как правило, общую или близкую профессию и работающих в ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», на территории Аскизского района Республики Хакасия, действующая на основании Устава профсоюзов СОЦПРОФ и настоящего Положения (п. 1.1).
Согласно п. 2.2 Положения основной целью Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ является представительство и защита профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза перед работодателем и его объединениями, вышестоящими органами управления ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в законодательных, исполнительных и судебных органах, органах местного самоуправления, перед. другими юридическими и физическими лицами, используя все формы коллективных действий, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что для достижения поставленной, цели Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ заключает коллективный договор и контролирует его выполнение, принимает совместные с администрацией решения, Направленные на повышение оплаты - труда, совершенствование условий труда и. других аспектов защиты социально-трудовых прав членов коллектива; осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, занятости.
В силу п. 4.2 Положения постоянно действующим руководящим органом Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ является местный комитет.. Председатель местного комитета избирается Конференцией (п. 7.1 Положения).
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их: органы представляют и защищают права и интересы членов проф.союзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона № 10-ФЗ предусмотрено, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов Местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 10-ФЗ).
С учетом приведенных законоположений, суд пришел к выводу о том, что Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ, направив работодателю копию решения, действовала в целях осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде, в том числе в целях защиты интересов работников - членов профсоюза от какой-либо дискриминации, а отказ работодателя в предоставлении указанной информации воспрепятствовал осуществлению первичной профсоюзной организации ее уставной деятельности.
20.02.2023 председатель МК ППО СОЦПРОФ Юнгейм Е.Л. обратился в прокуратуру Аскизского района с заявлением о привлечении ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» к административной ответственности, поскольку 03.02.2023 на заседании МК ППО СОЦПРОФ принято решение «Об установлении персональных повышающих коэффициентов на 2023 год», которое было направлено и получено 06.02.2023 ГБУЗ РХ «Аскизская МБ». Работодатель должен был рассмотреть заявлено в срок до 13.02.2023, но рассмотрено не было, в связи с чем нарушена ст. 370 ТК РФ.
В ходе проведения проверки было установлено, что указанное нарушение ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» совершено повторно. Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия О. от 27.12.2022, вступившим в законную силу 23.01.2023, ГБУЗ РЗ «Аскизская МБ» признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в связи с нарушением трудового законодательства.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.09.2023, объяснениями Юнгейма Е.Л. и Кичеевой Л.Н., уведомлении и.о. главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от 03.02.2023, выпиской из протокола № 23-3 от 03.02.2023; ответом и.о. главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от 13.02.2023; копиями приказов от 09.01.2023 в отношении Щ., Т., М., К., И., У., П., Б., А., Кос., Топ., Ч., Каз., и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Деяние бездействия ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что отсутствует состав правонарушения, подлежит отводу, поскольку направленное МК ППО СОЦПРОФ решение связано с защитой коллективных прав и интересов членов трудового коллектива ГБУЗ РХ «Аскизская МБ».
Наличие в ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» второй первичной профсоюзной организации не может являться препятствием для осуществления МК ППО СОЦПРОФ своих полномочий, не ограничивают его право на получение документов по социально-трудовым вопросам в отношении работников (членов трудового коллектива), не являющихся членами профсоюзной организации либо являющихся членами другой профсоюзной организации, в связи с чем МК ППО СОЦПРОФ вправе получать документы в отношении всех работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» независимо от их членства в профсоюзе.
Собранные доказательства свидетельствуют об умышленном и очевидном нарушении ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» норм трудового законодательства, выразившемся в непредставлении ответа в недельный срок со дня получения решения, будучи признанным виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, что является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ГБУЗ РХ «Аскизкая МБ» к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» с учетом санкции ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в материалах дела не имеется.
Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Аскизского района Республики Хакасия от 16.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Аскизская межрайонная больница», оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии со ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья А.А. Стулов