Дело № 12-35/2022
УИД 03MS0211-01-2022-000225-73
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан Галикеева Р.С., находясь по адресу: Республика Башкортостан, Чекмагушевский район, с. Чекмагуш, ул. Салавата, д.1,
29 июня 2022 г. |
с. Чекмагуш Чекмагушевского района РБ |
с участием Шайхутдинова А.А., защитника Михайловой Г.Н. по ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шайхутдинова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Чекмагушевскому району Республики Башкортостанот ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении Шайхутдинова А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Чекмагушевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ Шайхутдинов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Шайхутдинов А.А. подал жалобу, просит данное постановление признать незаконным, производство по делу прекратить, мотивируя, что Шайхутдинов А.А., работая дорожным мастером в Чекмагушевском ДРСУ - филиала АО «Башкиравтодор», является лицом, осуществляющим содержание дорог. Тогда как между ГКУ УДХ РБ и АО «Башкиравтодор» заключён государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском, Илишевском, Кушнаренковском, Чекмагушевском районах.
Согласно абз. 2 п. 4.1.2. Контракта, работы, указанные в предписаниях ГИБДД МВД РБ, выполняются подрядчиком после согласования с государственным заказчиком.
Согласно п. 8.1-8.5 государственного контракта АО «Башкиравтодор» несет ответственность за ненадлежащее исполнение условий контракта перед государственным заказчиком в виде штрафов и пеней.
Шайхутдинов А.А., является дорожным мастером, его должностные обязанности изложены в должностной инструкции, однако в ней нет указаний о возложении на дорожного мастера ответственности за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В связи с чем, АО «Башкиравтодор» и его работники не являются надлежащими субъектами для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обжалуемым постановлением Шайхутдинова А.А. привлекли к административной ответственности за то, что он допустил наличие зимней скользкости на дороге, тем самым нарушив требования п. 8.1 ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Наличие снега, снежного наката (зимней скользкости) на дорогах в зимний период времени в условиях снегопада не образует состав административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ составляется при выявлении нарушений правил содержания дорог, по которым не установлен нормативный срок устранения выявленных недостатков, либо в том случае, если после выявления недостатков дороги эти недостатки не устранены в установленный законодательством нормативный срок.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Таким образом, время обнаружения нарушения и установление времени совершения административного правонарушения является в данном случае юридически значимым обстоятельством, поскольку лицо несет ответственность только в том случае, если нарушит нормативные сроки.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не нашло отражения, в течение какого промежутка времени сложилась такая ситуация и время, в течение которого должностным лицом не были предприняты меры по очистке барьерных ограждений от снега.
В соответствии с п. 8.1 ГОСТа на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели и составляет на дорогах категории III, к которым относится дорога «Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли» - 6 часов.
Согласно п. 3.4 ГОСТа: момент обнаружения зимней скользкости: дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Согласно справке Башгидромецентра снегопад шел с 14 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГГГ до 14 час. 50 мин. ДД.ММ.ГГГГ, никаких явлений гололеда в данный промежуток времени не зафиксировано. Акт выявленных недостатков сотрудником ГИБДД составлен в 12 час. 05 мин. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период снегопада.
Согласно п. 5.2.2 ГОСТа: коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3 при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без рисунка по ГОСТ 33078.
В материалах дела отсутствуют данные, каким образом измерялась зимняя скользкость на дороге.
Шайхутдинов А.А., его защитник в судебном заседании поддержали жалобу, просят удовлетворить, обжалуемое постановление отменить по основаниям, изложенным в жалобе, производство по делу прекратить, пояснили, что заявитель работает дорожным мастером, в своей трудовой деятельности подчиняется главному инженеру, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции им не выполняются.
Выслушав Шайхутдинова А.А., защитника, проверив и оценив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В ст. 47 Конституции РФ закреплено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пп. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Согласно правовой позиции, сформулированной в подп. "з" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 05 минут инспектором ОГИБДД ОМВД России по Чекмагушевскому району РБ на 66,74,75 км. автодороги Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли выявлен зимняя скользкость ГОСТ Р 50597-2017г. п.8.1. (л.д.4)
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шайхутдинова А.А. как должностного лица, не принявшего мер по устранению зимней скользкости на 666, 74,75 км автодороги Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли ГОСТ Р 50597-2017г. п.8.1 составлен протокол об административном правонарушении <адрес>. (л.д.5)
Указанные обстоятельства послужили основание для привлечения Шайхутдинова А.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка №2 по Чекмагушевскому району от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.8.1 ГОСТ 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в течение 4-12 часов. Срок устранения зимней скользкости отсчитывается с момента ее обнаружения до полного ее устранения.
Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения" 43,8 -90,4 километры Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли отнесен к перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан закреплены на праве оперативного управления за казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и АО «Башкиравтодор» заключен государственный контракт по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Бакалинском, Илишевском, Кушнаренковском, Чекмагушевском районах. Пунктом 8.25 данного контракта предусмотрено, что предусмотрено возмещение убытков государственного заказчика ГКУ УДХ подрядчиком АО «Башкиравтодор» при административном наказании государственного заказчика вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения требований нормативных актов.
Чекмагушевское ДРСУ является филиалом АО «Башкиравтодор».
В соответствии с п. 7.5 Положения о Чекмагушевском дорожном ремонтном строительном управлении - филиале акционерного общества «Башкиравтодор», утвержденным Генеральным директором общества «Башкиравтодор» ДД.ММ.ГГГГ, руководитель филиала обязан обеспечить своевременность и качество выполнения условий заключенных договоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Приказом Чекмагушевского ДРСУ от 19 мая 2021 года Шайхутдинов А.А. принят дорожным мастером Чекмагушевского ДРСУ.
Из должностной инструкции дорожного мастера Чекмагушевского ДРСУ следует, что дорожный мастер подчиняется главному инженеру. Обязанностями дорожного мастера является обеспечение выполнения плана дорожных работ на участке в соответствии с рабочими чертежами, проектом производства работ, производственным планом, нормативными документами ми мероприятиями по обеспечению безопасности движения по обслуживаемым дорогам; контроль за соблюдением переноски тяжести, обеспечении рабочих мест знаками безопасности, предупредительными надписями, плакатами.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения предполагает доказывание его вины.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме административную ответственность как должностные лица несут руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Из определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О следует, что во взаимосвязи со ст. 2.1 КоАП РФ, закрепляющий общие положения привлечения к административной ответственности и предусматривающий необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ направлены на обеспечение вытекающих их Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что из должностной инструкции дорожного мастера Чекмагушевского ДРСУ следует, что в служебные обязанности Шайхутдинова А.А. не входит организация обеспечения безопасности движения при содержании дорог, то доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Шайхутдинов А.А. является субъектом вмененного ему административного правонарушения, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ в действиях (бездействии) Шайхутдинова А.А., чьи обязанности, изложенные в должностной инструкции, не связаны выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций по содержанию автомобильных дорог, не являющегося должностным лицом, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №2 по Чекмагушевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу разъяснений, содержащихся в п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения Шайхутдинова А.А. к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы установленный законом срок давности привлечения Шайхутдинова А.А. к административной ответственности истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Чекмагушевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении Шайхутдинова А.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Р.С.Галикеева