РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 24 сентября 2024 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Салбукова К.В.
с участием прокурора Родионовой Н.А.
при секретаре Кукушкиной М.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлениюГражданкиной ФИО17 к Гражданкину ФИО18 о лишении прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при выполнении обязанностей военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гражданкина Н.К. обратилась в суд с искомкГражданкину ФИО19 о лишении прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при выполнении обязанностей военной службы, ссылаясь на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ее сын - Гражданкин ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб от ранения, несовместимого с жизнью, при выполнении задач в ходе специальной военной операции в РФ, Донецкая Народная Республика, <адрес>, его смерть была связанас исполнением обязанностей военной службы.
Родителями Гражданкина ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являютсяона - его мать,Гражданкина ФИО22, и его отец, Гражданкин ФИО23.
В браке с ответчиком Гражданкиным В.В. у нее родилось четверо детей: Гражданкин ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гражданкина ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гражданкин ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гражданкин ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Брак между нею и ответчиком Гражданкиным В.В. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Краснокаменского городского суда <адрес>. С ответчика Гражданкина В.В. были взысканы алименты на содержание детей. После расторжения брак ответчик уехал, с его слов, в <адрес> и каких-либо сведений о нем она больше не знает.
ДД.ММ.ГГГГ судьей Краснокаменского городского суда <адрес> было вынесено постановление о розыске ответчика Гражданкина В.В. в связи с неуплатой им алиментов. Ответчика так и не нашли до настоящего времени.
Детей воспитывала одна, ответчик не принимал участия в воспитании детей, материально не содержал их, алименты не уплачивал, родственные связи с детьми не поддерживал, то есть злостно уклонялся от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.
ДД.ММ.ГГГГ ее невестка, Гражданкина ФИО28,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обращалась в дежурную часть ОМВД России по городу Краснокаменску и <адрес> с заявлением, в котором просила оказать содействие в розыске отца своего мужа Гражданкина В.В.
Гражданкина ФИО29 написала заявление с целью решения вопроса о выплатах через суд денежных средств от Министерства обороны РФ в связи с гибелью брата мужа на СВО.
В ходе проверки розыскиваемого Гражданкина В.В. по всем имеющимся учетам на территории Российской Федерации никакой информации получено не было. В возбуждении уголовного дела было отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления.
Полагает, что ответчик Гражданкин В.В. должен быть лишен права на получение предусмотренных нормативными правовыми актами страховой суммы и единовременного пособия, поскольку не поддерживал никаких родственных связей с сыном Гражданкиным ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при жизни сына и до его совершеннолетия не занимался его воспитанием, не интересовался его судьбой, своих обязанностей родителя не осуществлял, материально не содержал, злостно уклонялся от уплаты средств на содержание сына. Все расходы на похороны сына она несла самостоятельно.
В связи с чем истец просила суд: 1. Лишить Гражданкина ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего - Гражданкина ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в том числе признать утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего, в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы; 2. Признать Гражданкину ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, единственным выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию в связи с гибелью (смертью) военнослужащего и прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего - Гражданкина ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего (погибшего) ДД.ММ.ГГГГ в РФ, Донецкая Народная Республика, <адрес>.
Судомк участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», Федеральное казенное учреждение «67 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, войсковая часть 94018.
Истец Гражданкина Н.К. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что ответчик оставил семью и уехал еще в 1993 году, а в 1995 году она подала заявление на развод и на взыскание алиментов. В 1997 году ей поступали алименты в течение трех месяцев в размере 3-4 рублей, затем выплаты прекратились. Добровольно содержать детей ответчик не помогал, связи с ними не поддерживал.
Представитель истца на основании ордера адвокат Полоротова А.А. в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению.
Место жительства ответчика Гражданкина В.В. суду неизвестно, в связи с чем ему на основании ст.50 ГПК РФ был назначен представитель.
Представитель ответчика на основании ордера адвокат Емельянова Н.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», Федеральное казенное учреждение «67 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, войсковая часть 94018 в судебное заседание представителей не направили, о времени и места рассмотрения дела извещались судом надлежаще и своевременно.
Заслушав участников судебного разбирательства, прокурораРодионову Н.А. полагавшую иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что родителями Гражданкина ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются истец Гражданкина ФИО36 и Гражданкин ФИО37.
ДД.ММ.ГГГГ Гражданкин К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб от ранения, несовместимого с жизнью, при выполнении задач в ходе специальной военной операции в РФ, Донецкая Народная Республика, <адрес>, его смерть была связана с исполнением обязанностей военной службы.
Брак между Гражданкиной Н.К. и ответчиком Гражданкиным В.В. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Краснокаменского городского суда <адрес>, при этом с Гражданкина В.В. были взысканы алименты на содержание детей, в том числе на содержание Гражданкина ФИО38, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из пояснений истицы следует, чтоответчик Гражданкин В.В.от семьи уехал еще до расторжения брака, детей она воспитывала одна, ответчик не принимал участия в воспитании детей, материально не содержал их, алименты не уплачивал, родственные связи с детьми не поддерживал, то есть злостно уклонялся от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.
ДД.ММ.ГГГГ судьей Краснокаменского городского суда <адрес> было вынесено постановление о розыске ответчика Гражданкина В.В. всвязи с неуплатой им алиментов, и в результате его розыска в 1997 году имело место удержание алиментов в незначительном размере на протяжении трех месяцев, затем выплаты также прекратились.
Свидетель Гражданкин А.В. суду показал, что его отец Гражданкин В.В. уехал от их семьи примерно в 1993 году, более связь с семьей, либо с кем-то из детей, не поддерживал и воспитывать их не помогал.
Свидетель Гайнутдинова Т.К. суду показала, что Гражданкина Н.К. ее сестра, она помнит, что ее муж Гражданкин В.В. в 1990-х годах уехал в другое место жительства, оставил семью и детей в <адрес>, более в город не возвращался, детей содержать и воспитывать сестре не помогал.
ФИО1 - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, ФИО1 как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственнойпротивопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Таким образом из пояснений истицы, показаний свидетелей, материалов дела судом установлено, что Гражданкин В.В. после расторжения брака с Гражданкиной Н.К. в 1995 году не принимал участия в воспитании сынаГражданкина К.В., не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал сына материально, не предпринимал никаких мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития.
Между Гражданкиным В.В. и его сыном Гражданкиным К.В., по-сути,были утрачены фактические семейные и родственные связи, вследствие поведения ответчика.
Проживая отдельно от своего ребенкаГражданкин В.В. не предпринимал действий для участия в его воспитании и развитии, Гражданкина Н.К. одна вырастила и воспитала сына Гражданкина К.В.
Суд приходит к выводу о неисполнении Гражданкиным В.В. предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации родительских обязанностей по воспитанию и содержанию сына Гражданкина К.В., которые выражаются в заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, его обучении и материальном благополучии.
При таком положении имеются основания для лишения ответчика права на получение мер социальной поддержки, поскольку судом установлены обстоятельства, которые могли бы служить основаниями к лишению Гражданкина В.В. родительских прав в связи с уклонением от выполнения обязанностей родителя, в том числе по основанию злостного уклонения от уплаты алиментов.
Учитывая изложенное, исковые требования Гражданкиной Н.К. к Гражданкиным В.В. о лишении права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего подлежат удовлетворению.
Как уже указывалось судом, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
При таком положении, суд приходи к выводу и об обоснованности заявленных требований о признании Гражданикной Н.К.единственным выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию в связи с гибелью (смертью) военнослужащего и прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего - Гражданкина ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Лишить Гражданкина ФИО41, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего - Гражданкина ФИО42, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в том числе признать утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего, в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы.
Признать Гражданкину ФИО43 (паспорт №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, единственным выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию в связи с гибелью (смертью) военнослужащего и прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего - Гражданкина ФИО44, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего (погибшего) ДД.ММ.ГГГГ в РФ, Донецкая Народная Республика, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Салбуков К.В.