Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1321/2022 ~ М-1179/2022 от 07.07.2022

03RS0011-01-2022-001826-73

Дело №2-1321/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2022 года               город Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи     Васиковой Р.Р.,

при секретаре Корневой Н.А.,

с участием истца Калиинич Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калинич Гузели Искаковны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Калинич Г.И. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование требований указала, что 29.01.2022 обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. Однако решением от 18.03.2022 года ей было отказано в установлении пенсии. Причиной отказа явилось отсутствие необходимой продолжительности педагогического стажа. По мнению ответчика стаж педагогической деятельности истца по состоянию на 31.12.2021 составил 23 лет 1месяц 27 дней. Ответчиком не засчитаны периоды работы истца пионервожатой с 04.02.1991 по 31.12.1991 в средней школе №, с 01.01.1992 по 31.08.1993 в Гимназии № (общей продолжительностью 2 года 6 месяцев 28 дней), дни командировок с 15.02.2013 по 16.02.2013 (2 дня), а также праздничные дни Республики Башкортостан за период с февраля 2002 года по 11.10.2021 (общей продолжительностью 2 месяца 7 дней). С данным решением ответчика Калинич Г.И. не согласна, в связи с чем просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан в период с февраля 2002 по 11.10.2021 в общем количестве 2 месяца 7 дней, а также периоды рабочих дней в должности пионервожатой с 04.02.1991 по 31.12.1991 в средней школе № с 01.01.1992 по 31.08.1993 в Гимназии №, дни командировки с 15.02.2013 по 16.02.2013. Признать, что на 31.12.2021 Калинич Г.И. выработан специальный педагогический стаж продолжительностью 25 лет 11 месяцев 4 дня, а по состоянию на 28.01.2021 Калинич Г.И. выработал специальный 25-летний педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Признать, что с 28.01.2024 Калинич Г.И. после подачи заявления в Пенсионный фонд России получает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Истец Калинич Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В адрес суда представлен отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С 01.01.2015г. стаж на соответствующих видах работ при назначении досрочной пенсии на основании ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. №665, которое учитывает положения частей 3 и 4 ст. 30 названного Федерального закона. В качестве основного условия предоставления права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста предъявляется требование наличия стажа определенной работы.

В соответствии с ч.4 ст. 30 Закона РФ №400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Следовательно, стаж на соответствующих видах работ может определяться с последовательным применением нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы (деятельности) с учетом периода их действия.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Судом установлено, что Калинич Г.И. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью – 29.01.2022 года.

Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан № от 18.03.2022 Калинич Г.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.

Ответчиком установлены условия назначения пенсии, имеющиеся у заявителя (подтвержденные документально): стаж педагогической деятельности на 31.12.2021 составляет 23 года 1 месяц 27 дней.

Судом установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не были засчитаны следующие периоды:

2002 – 11 октября, 5 декабря, 24 декабря, 22 февраля;

2003 – 11 февраля, 11 октября, 25 ноября, 24 декабря;

2004 – 1 февраля, 11 октября, 14 ноября, 24 декабря;

2005 – 20 января, 11 октября, 3 ноября, 24 декабря;

2006 – 23 ноября, 11 октября, 24 декабря, 10 января;

2007 – 12 октября, 20 декабря, 11 октября, 24 декабря;

2008 – 30 сентября, 8 декабря, 11 октября, 24 декабря;

2009 – 20 сентября, 11 октября, 27 ноября, 24 декабря;

2010 – 9 сентября, 11 октября, 16 ноября;

2011 – 30 августа, 11 октября, 6 ноября;

2012 – 19 августа, 11 октября, 25 октября;

2013 – 8 августа, 11 октября, 15 октября;

2014 – 28 июля, 4 октября, 11 октября;

2017 – 1 сентября, 11 октября;

2018 – 15 июня, 21 августа, 11 октября;

2019 – 4 июня, 12 августа, 11 октября;

2020 - 24 мая, 31 июля, 11 октября;

2021 – 13 мая, 20 июля, 11 октября, – праздничные дни Республики Башкортостан; так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516.

Периоды работы истца с 04.02.1991 по 31.12.1991 в средней школе №, с 01.01.1992 по 31.08.1993 в должности пионервожатой в многопрофильной гимназии № (2 года 6 месяцев 28 дней) – так как работа в качестве пионервожатых, имевшая место до 1 октября 1993 года может засчитываться в стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в период до 1 октября 1993 года педагогической деятельности в соответствии с Перечнем от 17.12.1959 №1397.

Дни командировки с 15.02.2013 по 16.02.2013 (2 дня) – так как не связаны с сопровождением детей.

Проверяя законность вынесения данного Решения ответчика, суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998г. №1-П).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

27 февраля 1992г. Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан был введен в действие Закон Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан".

Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов... Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права... В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Таким образом, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.

Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.

Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В силу ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.

Согласно ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, приходит к выводу, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

Потому, праздничные дни Республики Башкортостан:

2002 – 11 октября, 5 декабря, 24 декабря, 22 февраля;

2003 – 11 февраля, 11 октября, 25 ноября, 24 декабря;

2004 – 1 февраля, 11 октября, 14 ноября, 24 декабря;

2005 – 20 января, 11 октября, 3 ноября, 24 декабря;

2006 – 23 ноября, 11 октября, 24 декабря, 10 января;

2007 – 12 октября, 20 декабря, 11 октября, 24 декабря;

2008 – 30 сентября, 8 декабря, 11 октября, 24 декабря;

2009 – 20 сентября, 11 октября, 27 ноября, 24 декабря;

2010 – 9 сентября, 11 октября, 16 ноября;

2011 – 30 августа, 11 октября, 6 ноября;

2012 – 19 августа, 11 октября, 25 октября;

2013 – 8 августа, 11 октября, 15 октября;

2014 – 28 июля, 4 октября, 11 октября;

2017 – 1 сентября, 11 октября;

2018 – 15 июня, 21 августа, 11 октября;

2019 – 4 июня, 12 августа, 11 октября;

2020 - 24 мая, 31 июля, 11 октября;

2021 – 13 мая, 20 июля, 11 октября, - всего 61 день – подлежат включению в специальный стаж.

Истец полагает, что праздничные дни Республики Башкортостан в 2015 году (11.10.2015, 24.09.2015, 17.07.2015), в 2016 году (11.10.2016, 12.09.2016, 05.07.2016) также подлежат включению в специальный стаж. Однако, судом установлено, что в период с 18.03.2015 по 06.08.2017 истец Калинич Г.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет. Потому, праздничные дни в указанный период не подлежат включению в специальный стаж истца.

Далее, статья 166 Трудового кодекса РФ предусматривает, что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Потому суд приходит к выводу, что дни командировки истца с 15.02.2013 по 16.02.2013 (2 дня) подлежат включению в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Разрешая требования Калинич Г.И. о включении в специальный трудовой стаж периодов работы в должности пионервожатой с 04.02.1991 по 31.12.1991 в средней школе №, с 01.01.1992 по 31.08.1993 в Гимназии №, суд исходит из следующего.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. №1397).

Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. №1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Таким образом, из норм пп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 следует, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей), применяется, в том числе, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Как было приведено выше абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959г. №1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе работу в качестве пионервожатой, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. №1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397.

В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.

Из представленной в материалы дела трудовой книжки истца Калинич Г.А. следует, что 04.02.1991 истец принята в Ишимбайскую среднюю школу на должность старшей пионервожатой.

01.09.1994 Калинич Г.И. переведена на должность учителя истории.

Таким образом, из материалов дела следует, что начало педагогической деятельности Калинич Г.И. имело место с 01 сентября 1994 года, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 г. №1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в качестве пионервожатой, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ней права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.

Как было указано выше, в соответствии с Положением от 1959 года включение в специальный стаж периодов работы в качестве пионервожатой при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью было связано с наличием совокупности условий, а именно факта наличия определенного периода стажа педагогической деятельности до 1 января 1992 года.

Поскольку такие условия в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 не выполнены, истец не приобрела права на включение в специальный стаж периодов работы с 04.02.1991 по 31.12.1991 в средней школе № и с 01.01.1992 по 31.08.1993 в Гимназии № в должности пионервожатой.

Требования о признании, что по состоянию на 28.01.2021 Калинич Г.И. выработан 25 летний педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, то оно подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как установлено выше судом, в специальный стаж истца подлежат включению дни праздников Республики Башкортостан в общем количестве 61 день и 2 дня командировки. С учетом установленных обстоятельств, по состоянию на 28.01.2021 и 31.12.2021 специальный стаж истца составляет менее 25 лет педагогической деятельности.

Что касается требований истца Калинич Г.И. о признании того, что на 28.01.2024 она получает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, то они также подлежат отклонению, в виду их необоснованности.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Калинич Г.И. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию, - подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с требованиями статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Калинич Гузели Искаковны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан засчитать в специальный стаж Калинич Гузели Искаковны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан:

в 2002 году – 11 октября, 5 декабря, 24 декабря, 22 февраля;

в 2003 году – 11 февраля, 11 октября, 25 ноября, 24 декабря;

в 2004 году – 1 февраля, 11 октября, 14 ноября, 24 декабря;

в 2005 году – 20 января, 11 октября, 3 ноября, 24 декабря;

в 2006 году – 23 ноября, 11 октября, 24 декабря, 10 января;

в 2007 году – 12 октября, 20 декабря, 11 октября, 24 декабря;

в 2008 году – 30 сентября, 8 декабря, 11 октября, 24 декабря;

в 2009 году – 20 сентября, 11 октября, 27 ноября, 24 декабря;

в 2010 году – 9 сентября, 11 октября, 16 ноября;

в 2011 году – 30 августа, 11 октября, 6 ноября;

в 2012 году – 19 августа, 11 октября, 25 октября;

в 2013 году – 8 августа, 11 октября, 15 октября;

в 2014 году – 28 июля, 4 октября, 11 октября;

в 2017 году – 1 сентября, 11 октября;

в 2018 году – 15 июня, 21 августа, 11 октября;

в 2019 году – 4 июня, 12 августа, 11 октября;

в 2020 году - 24 мая, 31 июля, 11 октября;

в 2021 году – 13 мая, 20 июля, 11 октября, всего (61 день);

периоды нахождения в командировке с 15.02.2013 по 16.02.2013 (2 дня).

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу Калинич Гузели Искаковны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Калинич Гузели Искаковны – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан, через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья          Р.Р. Васикова

Мотивированное решение изготовлено – 18.08.2022.

2-1321/2022 ~ М-1179/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Калинич Гузель Искаковна
Ответчики
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан
Суд
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Васикова Р.Р.
Дело на странице суда
ishimbaisky--bkr.sudrf.ru
07.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2022Подготовка дела (собеседование)
28.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2022Дело оформлено
23.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее