№ 12-518/2023
25MS0002-01-2023-000054-71
Р Е Ш Е Н И Е
26 апреля 2023 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края З.В. Костюк,
с участием помощника прокурора г.Владивостока Омельчука Я.А.,
рассмотрев жалобу Долгого Д. С. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 15 марта 2023 года о привлечении должностного лица – заместителя главы администрации г.Владивостока – начальника управления дорог администрации г.Владивостока Долгого Д. С. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 15 марта 2023 года должностное лицо - заместитель главы администрации <адрес> – начальник управления дорог администрации г.Владивостока Долгий Д.С. признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Долгий Д.С. с указанным постановлением не согласился, им подана жалоба, из содержания которой следует, что Долгий Д.С. вступил в должность заместителя главы администрации г.Владивостока – начальника управления дорог администрации г.Владивостока 24.10.2022 в соответствии с распоряжением администрации г.Владивостока №-рл. Также из доводов заявителя следует, что
при вынесении постановления об административном правонарушении мировой судья указал, что факт ненадлежащего содержания автомобильных дорог по указанным в постановлении адресам в период с 23.12.2023 по 26.12.2023 материалами дела подтвержден. В качестве подтверждающих документов, указывающих на виновность Долгого Д.С., мировой судья указал акты проверок, составленные органами прокуратуры, в которых указывается на несоответствие участков улично-дорожной сети требованиям «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017). Как указано в постановлении об административном правонарушении от 15.03.2023 участки улично-дорожной сети не соответствуют разделу 8 ГОСТ Р 50597-2017. Заявитель не согласен с данными выводами суда, поскольку в соответствии с положениями абз. 2 п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, согласно которому на покрытии проезжей части дороги возможно устройство уплотненного снежного покрова в соответствии с пунктами 8.9-8.11 ГОСТ Р 50597-2017. Согласно п. 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова (УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 авт./сут. Кроме того, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», устанавливающим минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям, пункт 13.9 допускает эксплуатацию автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. Также заявитель указал, что материалами дела об административном правонарушении не установлено, что в момент обследования дорожного полотна имеющиеся на проезжей части гололедные явления отклоняются от норм, установленных ГОСТ Р 50597-2017. Акты проверок подписаны единолично сотрудниками прокуратуры, которые не являются специалистами в области дорожного движения. В ходе обследования не были проведены соответствующие замеры, их результаты в актах не отражены. Иные доказательства, позволяющие с достоверностью утверждать о несоответствии спорных участков дороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017 в материалах дела отсутствуют. Таким образом, мировой судья при вынесении постановления пришел к выводу о наличии на покрытии проезжей части дороги гололедных явлений основываясь исключительно на актах проверок, составленных не уполномоченными лицами в области безопасности дорожного движения, не содержащих достоверных данных, что является недопустимым доказательством, соответственно не могут являться достоверными доказательствами, указывающими на виновность должностного лица. Также при вынесении оспариваемого постановления мировым судьей не были приняты во внимание обстоятельства, которые указывают на невиновность Долгого Д.С. в совершении инкриминируемого ему правонарушения. Так для содержания дорог, дорожных сооружений, их ремонта и соответственно обеспечения безопасности дорожного движения на них создано МБУ «СГТ», выделен необходимый размер субсидий за счет средств бюджета городского округа и других источников финансирования. Создан штаб ликвидации последствий снегопада и гололеда в зимний период и утвержден его состав. Заключены контракты со сторонними юридическими лицами на ликвидацию последствий зимних осадков в достаточном объеме. Управлением дорог администрации г.Владивостока в соответствии и в пределах, возложенных Положением на учреждение целей и задач, приняты необходимые, достаточные меры, и в полном объеме выполнены функции по организации содержания и ремонта дорог городского округа. С учетом изложенного, Долгий Д.С. полагает, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ отсутствует. Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 15.03.2023, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Долгого Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Долгий Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду не известны.
Помощника прокурора г.Владивостока Омельчук Я.А. в судебном заседании не согласился с доводами жалобы Долгого Д.С., просил жалобу оставить без удовлетворения, поскольку оспариваемое постановление вынесено мировым судьей законно и обоснованно; вина должностного лица - заместителя главы администрации г.Владивостока – начальника управления дорог администрации г.Владивостока Долгого Д.С. доказана и подтверждена материалами дела. Представленные доказательства, а именно: акты проверок и представленные фотоматериалы, свидетельствуют о факте ненадлежащего содержания автомобильных дорог по указанным в постановлении адресам в период с 23.12.2022 по 26.12.2022
Суд, выслушав помощника прокурора г.Владивостока Омельчука Я.А, исследовав материалы дела, полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Часть 1 ст.12.34 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.30 Устава г.Владивостока, администрация г.Владивостока является исполнительно-распорядительным органом г. Владивостока, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.Владивостока федеральными законами и законами Приморского края.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения в г.Владивостоке лежит на администрации г.Владивостока и должностных лицах администрации г.Владивостока, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что прокуратурой г. Владивостока в связи с прошедшими в период с 21.12.2022 по 24.12.2022 осадками проведена проверка соблюдения требований законодательства при организации мероприятий по очистке Владивостокского городского округа от гололедных явлений. В период с 23.12.2022 по 26.12.2022 проведены выездные проверочные мероприятия своевременности снегоочистки и устранения гололедных явлений с автомобильных дорог общего пользования местного значения, тротуаров. Выявлены участки улично-дорожной сети, не соответствующие требованиям раздела 8 ГОСТ Р 50597-2017. По результату проведенных проверок на территориях Ленинского, Первореченского, Первомайского и Советского районов города Владивостока было установлено, что тротуары, пешеходные дорожки, автобусные остановки, остановочные пункты и тротуары, ведущие к ним, обочины автомобильных дорог, покрытие автомобильных дорог, проезды к многоквартирным домам, межквартальные проезды, подъемы и спуски от центральных дорог, подъезды и тротуары, ведущие к объектам социального значения (детские сады, школы) не очищены от снега, зимней скользкости; на отдельных участках дорог присутствует зимняя скользкость и снежный вал на две полосы движения.
Согласно Положению об управлении дорог администрации г.Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 № 264, Управление дорог администрации г. Владивостока (далее - Управление) является отраслевым органом администрации г. Владивостока, (п. 1.1 Положения).
Управление является юридическим лицом, созданным в форме муниципального казенного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством РФ, ведет бюджетный учет. (п. 1.5 Положения)
Основной целью работы Управления является дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа, (п. 2.1 Положения)
Основными задачами Управления являются следующие виды деятельности, осуществляемые на объектах, расположенных на территории Владивостокского городского округа: содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа и искусственных сооружений на них... (п. 2.2 Положения)
Управление осуществляет следующие функции: осуществляет от имени администрации г. Владивостока общее руководство подведомственными предприятиями и учреждениями в порядке, установленном правовым актом главы г. Владивостока; осуществляет права и исполняет обязанности заказчика по муниципальным контрактам, в том числе осуществляет контроль за объемами и качеством поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, оплачивает поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; осуществляет сбор и анализ информации о состоянии обслуживаемых объектов, (п. 3.1 Положения).
Управление обязано: осуществлять от имени Владивостокского городского округа и администрации г. Владивостока в порядке и пределах, установленных действующим законодательством РФ, муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа и настоящим Положением, полномочия учредителя в отношении подведомственных и (или) подотчетных Управлению муниципальных предприятий г. Владивостока и (или) муниципальных учреждений г. Владивостока, включая контроль их деятельности; осуществлять муниципальный контроль... (п. 4.2 Положения).
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Начальник Управления: направляет и организует работу Управления с целью выполнения возложенных на Управление задач, осуществляет общее руководство Управлением, (п. 5.6 Положения).
Начальник Управления несет ответственность за: неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; невыполнение возложенных на Управление функций и задач, (п. 9.2 Положения).
Пунктами 2.2, 4.1 должностной инструкции начальника Управления, утвержденной 24.10.2022 главой г.Владивостока, установлено, что основной обязанностью начальника Управления является организация, контроль и руководство деятельностью Управления, направленной на организацию технического обслуживания, содержания и ремонта объектов городских территорий, и несет персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Судом установлено, что Долгий Д.С. вступил в должность заместителя главы администрации г.Владивостока – начальника управления дорог администрации г.Владивостока 24.10.2022 в соответствии с распоряжением администрации г.Владивостока № 4623-рл (л.д.136).
Факт несоблюдения должностным лицом - заместителем главы администрации г.Владивостока – начальником управления дорог администрации г.Владивостока Долгим Д.С. приведенных выше нормативных требований и совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-8); актами проверок прокуратуры Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ (за исключением лестничных маршей), прокуратуры Первомайского района г.Владивостока от 26.12.2022 (за исключением лестничных маршей), прокуратуры Первореченского района г. Владивостока от 23.12.2022 (за исключением лестничных маршей, тротуаров) и от 26.12.2022, прокуратуры Советского района г.Владивостока от 25.12.2022 (за исключением акта по <адрес>); должностной инструкцией начальника Управления; распоряжением администрации г.Владивостока от 24.10.2022 № 4623-рл.
При этом, суд соглашается с выводами мирового судьи о невозможности принятия в качестве доказательств вины Долгого Д.С. следующих документов:
- актов проверок в части лестничных маршей, вывоза твердых коммунальных отходов, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что обязанности по содержанию лестничных маршей, вывозу отходов, возложены на Управление, материалы дела не содержат;
- акт проверки прокуратуры Первореченского района г.Владивостока от 23.12.2022 в части тротуаров, поскольку составлен до окончания снегопада или (метели), что не соответствует п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017. Пункт 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 регламентирует только допустимую толщину снега на проезжей части дорог во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки.
- акт проверки прокуратуры Советского района г. Владивостока от 25.12.2022
по ул. Кирова, д. 93а, не содержит сведений о наличии снега и зимней скользкости на автомобильной дороге;
- акт прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока от 24.12.2022, не подписан уполномоченным лицом.
Принимая во внимание, что все представленные доказательства по делу были оценены мировым судьей с учетом статей 26.2, 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что мировой судья сделал обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) должностного лица – заместителя главы администрации г.Владивостока – начальника управления дорог администрации г.Владивостока Долгого Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, Долгим Д.С. не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемым актом, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ст.12.34 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, основания для отмены постановления отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
жалобу Долгого Д. С., оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 15 марта 2023 года о привлечении должностного лица – заместителя главы администрации г.Владивостока – начальника управления дорог администрации г.Владивостока Долгого Д. С. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья З.В. Костюк