Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-233/2023 ~ М-119/2023 от 13.02.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ год <адрес>

Табасаранский районный судРеспублики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Шихгерееве Г.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ПАО "Россети Северный Кавказ" о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества принятое на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов,

без участия заявителя и представителя заинтересованного лица,

установил:

ПАО «Россети Северный Кавказ» обратилось в суд с заявлением о признании права собственности на 2 бесхозяйных объекта недвижимого имущества, принятое на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов, а именно:

Наименование объекта

Адресные характеристики

Протяженность линии (м)/КТП (ед)

Кадастровый номер

1

Комплекс сооружений «Электрические сети 0,4кВ от ПС Цанак 35/10 Фидер 1 КТП 1-7А/63», состоящий из:
1) КТП 1-7А/63 кВА Фидер 6 ПС Цанак 35/10, площадь застройки 3.7 кв.м;
2) ВЛ 0,4кВ Линия 1 от КТП 1-7А/63 кВА Фидер 1 ПС Цанак 35/10 протяженностью 11 м

<адрес>, р-н Табасаранский, <адрес>

11

05:17:000157:132

2

ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от КТП 2-12/63 кВА Фидер 2 ПС Хучни 35/6, протяженностью 179 м.

<адрес>, р-н Табасаранский, с Хурик

179

05:17:000002:1266

В обоснование иска оно указало, что ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности -передачу электрической энергии потребителям на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе Республики Дагестан.

Общество с учетом специфики деятельности, связанной с содержанием и эксплуатацией электросетевого имущества, на постоянной основе проводит инвентаризацию энергообъектов.

По результатам проводимых мероприятий по инвентаризации выявлены случаи отсутствия собственников электросетевого оборудования в лице физических лиц и/или юридических лиц, в том числе случаи строительства энергообъектов без оформления правоустанавливающих документов.

В этой связи ряд линейных объектов недвижимого электросетевого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан (трансформаторные подстанции, линии электропередачи и пр.), имеющих непосредственное присоединение к объектам электросетевого хозяйства Общества, обладают признаками бесхозяйной вещи.

В соответствии с п. 1, 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Согласно Градостроительному кодексу РФ (далее - ГрК РФ) к линейным объектам относятся сети инженерно-технического обеспечения.

Так, в пунктах 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ указано «линейных объектов, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения».

В силу ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ к сетям инженерно-технического обеспечения относятся сети электроснабжения, подключение к которым осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике. В ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ также употребляется термин «электрическая сеть», как синоним термина «сеть электроснабжения».

В соответствии с п. 1.2.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). (седьмое издание), утвержденных приказом Минэнерго РФ от08.07.2002, электрическая сеть - совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Таким образом, согласно пунктам 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ во взаимосвязи с вышеуказанным нормами права, к линейным объектам в том числе относятся подстанции, трансформаторные пункты, распределительные устройства линии электропередачи и т.д. работа которых в совокупности обеспечивает передачу электроэнергии потребителям.

На территории Республики Дагестан находятся линейные бесхозяйные электросетевые объекты предназначенные для электроснабжения объектов.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машиноместа), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В силу своих технических характеристик вышеперечисленные линейные объекты являются недвижимым имуществом.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г.утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов (далее - НБО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.

Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.«Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к Заявлению прилагаются следующие документы:

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.

Таким образом документы, подтверждающие отсутствие притязаний на НБО со стороны третьих лиц, предоставлены при постановке на учет в Управлении Росреестра по<адрес>

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от26.03.2003-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ об электроэнергетике) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Объекты фактически присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в его владении и используются в целях оказания ПАО «Россети Северный Кавказ» услуг по передаче электрической энергии, посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ПАО «Россети Северный Кавказ».

Общество является сетевой организацией, имеет персонал, который неоднократно выезжает на объекты для обслуживания в силу рода деятельности Общества, и имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы Объектов.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют, что Общество владеет указанными объектами как своим собственным.

Следует отметить, что от рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность электроснабжения потребителей<адрес>, в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры, непринятие мер по обращению данного имущества в собственность Общества может привести к ухудшению его рабочего состояния, и, как следствие, поставит под угрозу надёжность, бесперебойность и качество передаваемой электроэнергии, что является недопустимым.

Электросетевые линейные объекты являются недвижимым имуществом, подлежат учету, требуют принятия мер по его сохранности, их собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорные объекты отсутствуют, Общество фактически открыто владеет объектами. Поскольку в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности на НБО и о принятии их на учет, Общество, как организация эксплуатирующая данные объекты на основании закона имеет право на признание прав собственности на них.

ПАО "Россети Северный Кавказ " надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, не направило суд своего представителя.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по РД надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, не направил суд своего представителя, не просили отложить судебное заседание на другой срок.

Поэтому, дело на основании статьи 167 ГПК РФ рассматривается в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Изучив доводы заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывает на то, что по результатам проведенных мероприятий по инвентаризации объектов электросетевого хозяйства на территории<адрес>ПАО "Россети Северный Кавказ " выявлены объекты электросетевого имущества (линии электропередачи, трансформаторные подстанции и пр.), на которые не оформлены правоустанавливающие документы и собственники которых не устанавливаются, в связи с чем просит признать право ПАО "Россети Северный Кавказ " собственности на эти объекты электросетевого имущества, которые обладают признаками бесхозяйной вещи, судьба которых не интересует других лиц.

Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется урегулирован статьей 225 ГК РФ, статьей 262 и главой 33 ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 стать и 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Частью 3 статьи 263 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Согласно статье 225 ГК РФ:

-бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1),

-бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3),

-по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй пункта 3),

-с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пункте 3 статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).Из этих норм права следует, что при рассмотрении дел данной категории в порядке особого производства значимыми для правильного разрешения требований должны быть выяснены:

-отвечают ли объекты, относительно которых заявлены требования о признании права муниципальной собственности, признакам бесхозной и недвижимой вещи, а также бесхозяйных линейных объектов,

-имеют ли они собственника, отказался ли собственник от своих прав на эту вещь, имеются ли лица, владеющие этой вещью, и лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, а также спор о праве на эту вещь, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.

-соблюден ли порядок постановки таких недвижимых вещей на соответствующий учет бесхозяйных вещей,

-истек ли срок, дающий уполномоченному органу местного самоуправления право на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности.

Судом предприняты меры к установлению этих обстоятельств.

Подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от30.12.2009N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дано понятие «сооружение», которым является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. (Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития РФ N ГТ-181, Минфином РФ N 13-6-5/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3ДД.ММ.ГГГГ.

Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ признаются линейными объектами.

Установление этого обстоятельства имеет значение для выяснения соблюдения сроков обращения в суд с заявлением о признании права ПАО "Россети Северный Кавказ " собственности на бесхозяйный линейный объект недвижимости, имея в виду, что для обращения в суд с требованием о признании права ПАО "Россети Северный Кавказ " собственности на линейный бесхозяйный объект установлен трехмесячный срок со дня поставки этой вещи на соответствующий учет, тогда как в отношении иных недвижимых вещей с таким заявлением можно обращаться по истечении годичного срока.

Как это следует из представленных ПАО "Россети Северный Кавказ " материалов-выписок из Единого государственного реестра недвижимости, перечисленные объекты приняты на соответствующий учет.

Действующее законодательство относит линейные объекты электросетей к недвижимым вещам.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).

Электросетевое имущество представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения, в связи с чем, такой Электросетевое имущество представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости и прочно связаны с землей.

Приказом Минэкономразвития России от10.12.2015утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов (далее - НБО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.

Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от31.12.2015г. «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к Заявлению прилагаются следующие документы:

-    документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

-    документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными законами.

Право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Исходя из этих принципов, как установлено в судебном заседании, орган государственной регистрации взял перечисленные в иске объекты на учет и включил их в Единый государственный реестр недвижимости, подтверждая признак недвижимости объектов, в отношении которых заявлен иск.

С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что объекты, в отношении которых заявлены требования, обладают признаками недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

В силу положений статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Как указано выше, согласно статье 292 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации, заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

Из взаимной связи этих норм права вытекает, что суд должен принимать меры к выявлению гражданина или юридического лица, которому принадлежало право собственности на соответствующие объекты, но отказалось от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Судом предприняты возможные в пределах его полномочий меры к установлению таких лиц.

В судебном заседании установлено, что перечисленные выше линейные объекты недвижимого электросетевого имущества (трансформаторные подстанции, линии электропередачи и пр.), расположенные на территории<адрес>, не имеют собственника, ими никто как собственник или законный владелец не владеет.

Не установлено и иные лица, которые владеют данными объектами недвижимости.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что перечисленные в иске объекты электросетевого имущества не имеют собственника и являются бесхозяйными.

Исходя из этих обстоятельств суд приходит к выводу о том, что спор о праве на данные объекты отсутствует.

Судом установлено и то, что данный объекты поставлены на учет и сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от10.12.2015«Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно этому Порядку принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.

Учет названных объектов осуществлен Управлением Росреестра по<адрес>, которое и выдало выписки из Единого государственного реестра недвижимости на этих объекты.

Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, в судебном заседании установлены все условия, при которых суд не находит оснований для отказа в признании права собственности муниципального образования – ПАО «Россети Северный Кавказ» на перечисленные 2 бесхозяйных объекта электросетевого имущества, расположенных на территории<адрес> РД.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 293, 194 и 197 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ПАО "Россети Северный Кавказ" о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества принятое на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов - удовлетворить.

Признать право собственности за ПАО «Россети Северный Кавказ» на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйных линейных объектов, а именно:

Наименование объекта

Адресные характеристики

Протяженность линии (м)/КТП (ед)

Кадастровый номер

1

Комплекс сооружений «Электрические сети 0,4кВ от ПС Цанак 35/10 Фидер 1 КТП 1-7А/63», состоящий из:
1) КТП 1-7А/63 кВА Фидер 6 ПС Цанак 35/10, площадь застройки 3.7 кв.м;
2) ВЛ 0,4кВ Линия 1 от КТП 1-7А/63 кВА Фидер 1 ПС Цанак 35/10 протяженностью 11 м

<адрес>, р-н Табасаранский, <адрес>

11

05:17:000157:132

2

ВЛ 0,4 кВ Линия 1 от КТП 2-12/63 кВА Фидер 2 ПС Хучни 35/6, протяженностью 179 м.

<адрес>, р-н Табасаранский, с Хурик

179

05:17:000002:1266

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Табасаранский районный судРеспублики Дагестанв течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Г.И.Шихгереев

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-233/2023 ~ М-119/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПАО "Россети Северный Кавказ"
Другие
Управление Росреестра по РД
Суд
Табасаранский районный суд Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Г.И.
Дело на странице суда
tabasaranskiy--dag.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее