Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-13642/2023 от 02.11.2023

    Судья: Федорова И.А.                 Гр. дело № 33-13642/2023

(Номер дела в суде первой инстанции 2-3112/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

    28 ноября 2023 года                             г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Хаировой А.Х.,

судей – Соболевой Ж.В., Житниковой О.В.,

при секретаре Даниленко И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 01 июня 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО4 оставить без удовлетворения»,

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по Самарской области об установлении прав на льготы. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой пенсионера МВД ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ от заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Однако никакие социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством, за умершего мужа истец не получает.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО4 просила установить льготы, предусмотренные статьей 11 Федерального Закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 №475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг», а также обязать ГУ МВД России по Самарской области установить ей статус вдовы сотрудника, умершего в результате заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась истец ФИО4 В апелляционной жалобе указывает, что на момент вынесения решения суд руководствовался Постановлением Правительства от 02.08.2005 № 475 в последней редакции, тогда как спорные правоотношения у истца возникли в апреле 2004г. с момента смерти ее мужа. Отсылки на социальные гарантии, предусмотренные ФЗ от 19.07.2011 № 237 данная редакция не содержит. Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции, основанный на применении норм материального права, не подлежащих применению, сделан неверно, просит рассмотреть дело, руководствуясь ФЗ от 30.06.2002 № 78 в котором содержится отсылка на Правила, первоначально утвержденных Постановлением Правительства № 475. Исходя из п.1 ст.2 данного закона, исковые требования истца правомерны.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - ФИО8 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Истец в заседание судебной коллегии не явилась, о рассмотрении дела извещена, причины неявки не обосновала, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.

В силу статьи 327 и статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены или изменения.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с заключением Главного управления внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу, в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет.

ФИО1, являвшийся супругом истца, ДД.ММ.ГГГГ умер.

В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии ГУВД Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, заболевание ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прапорщика милиции, бывшего милиционера-водителя медицинского вытрезвителя при отделе внутренних дел <адрес> «Смешанный цирроз печени» - приведшее его к смерти ДД.ММ.ГГГГ - получено в период службы.

В указанный период времени правоотношения, касающиеся прохождения сотрудниками органов внутренних дел службы, а также предоставление им и членам их семей льгот, регулировались Законом Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.

Истец в соответствии с заключением Главного управления внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», дочерям истца - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.01.2013 Законом регулируются отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Таким образом, закон устанавливает гарантии, льготы и компенсации для названной категории лиц, сотрудники органов внутренних дел и члены их семей не являются лицами, на кого распространяется действие указанного закона.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

Согласно статье 21 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 данный Закон вступил в силу с 01.01.2012. При этом обратной силы положениям указанного Федерального закона данной статьей не придано.

Таким образом, Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" применяется к правоотношениям, возникшим после 01 января 2012 года.

Из материалов дела следует, что ФИО1 уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, выплата пенсии детям прекращены, то есть до вступления в силу как Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ "О полиции", так и Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Учитывая, что Федеральный закон № 247-ФЗ не содержит прямого указания на распространение его положений на отношения, возникшие до введения в действие, действие указанного закона распространяется на отношения, возникшие после вступления его в силу. При таких обстоятельствах оснований для применения Закона № 247-ФЗ, не имеется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475 утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг.

Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг" (начало действия редакции 08.08.2005) установлены категории лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат, к которым в том числе относятся члены семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Как указано в исковых требованиях истца и установлено судом, заболевание ФИО1, приведшее его к смерти ДД.ММ.ГГГГ - получено в период службы, а не в связи с исполнением служебных обязанностей.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В апелляционной жалобе истец ссылается на нормы пункта 1 статьи 2 Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", согласно которому члены семей (вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; граждане, находившиеся на иждивении) сотрудников, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, имеют право на компенсационные выплаты.

Во исполнение названного Закона принято Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 922 "Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами", действовавшее до принятия Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 года N 475.

Согласно ст. 2 Постановления от 24.12.2002 N 922 право на получение компенсации имеют следующие категории граждан:

а) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (срочной военной службы);

б) члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более;

в) члены семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Таким образом, предусмотренные названными нормативными актами денежные компенсации, установлены для членов семьи сотрудника погибшего (умершего) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 1.07.2011 г. N 247-ФЗ преамбула Федерального закона N 78-ФЗ после слов "органов внутренних дел Российской Федерации" дополнена словами "прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, сотрудников".

в связи с чем изменен круг лиц, на которых распространяется его действие, а именно он стал распространяться только на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, сотрудников.

В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2017 г. № 72-ФЗ из преамбулы Федерального закона N 78-ФЗ, исключены слова "сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции" и слова "органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

Таким образом, оснований для применения Закона № 78-ФЗ, не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истцом, содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 01 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:    

        

33-13642/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Трещева Г.П.
Ответчики
ГУ МВД России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
02.11.2023[Гр.] Передача дела судье
28.11.2023[Гр.] Судебное заседание
21.12.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее