Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-319/2023 от 05.05.2023

Дело № 21-319/2023

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2023 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя республики Крым от 06 апреля 2023 года по делу № 12-152/2023,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля и заведующего отделом федерального государственного лесного контроля (надзора) - старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Ходжаева К.Ю. № 384/2022 от 12 января 2023 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06.04.2023 года постановление должностного лица отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

В жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением судьи, просит об его отмене с прекращением производства по делу в виду отсутствия события правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что работы на арендуемом лесом участке производились исключительно в соответствии с проектом освоения лесов.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание; прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее изменения.

Согласно ст. 4 Федерального закона Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К основным принципам, на которых основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты, относится обеспечение охраны и защиты лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда предназначенных для проведения работ по выращиванию лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений не допускается.

В соответствии с частью 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2).

Права на лесные участки, в т. ч. ограниченного пользования и на условиях аренды, в силу ст. 9 ЛК РФ возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в соответствии со ст. 71, 72 указанного Кодекса осуществляется на основании решения уполномоченного органа государственной власти, договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования.

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым в том числе отнесено осуществление рекреационной деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Действующие в настоящий момент "Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" утверждены Приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года N 908.

П/п. «а» п. 7 указанных Правил предусматривает право лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1).

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).

Согласно п. 8 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:

а) составлять проект освоения лесов;

б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

д) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21.1 Лесного кодекса РФ. Размещение таких объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений допускается на участках, не занятых лесными насаждениями. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается осуществлять благоустройство соответствующих лесных участков (п. 5 Правил).

Нормами п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым от 22.06.2015 № 112- ЗРК/2015 «О регулировании лесных отношений на территории Республики Крым», положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 № 136 (с изменениями), уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области лесных отношений с правом предоставления в пользование лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда определено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды Крыма).

Из материалов дела следует, что приказом № 3 от 09.02.2016 заместителем директора по общим вопросам ООО «<данные изъяты>» назначен ФИО1, который также на основании приказа № 26/ОД от 11.07.2022 годом является ответственным лицом за соблюдение требований лесного законодательства на лесном участке, расположенном в квартале 43 части выдела 25 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества, переданному ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды лесного участка участков от 12.04.2022 № 003/22.

Согласно п. 1.7, 1.8, 2.1, 2,2, 2.3, 3.1.3 Должностной инструкции, утвержденной 09.02.2016 генеральным директором ООО «<данные изъяты> заместитель директора по общим вопросам в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, относительно вопросов пожарной и экологической безопасности, эксплуатации и обслуживании зданий и сооружений, материально-технического обеспечения, закупочной деятельности, в том числе требования нормативно-правовых актов в области охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также правила и регламенты проведения проверок надзорными органами в области эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости, пожарной безопасности, экологической безопасности; кроме того распределяет между работниками полномочия, обязанности и ответственность, за выполнение поставленных задач, а также осуществляет проверки их выполнения, обеспечивает эффективное использование помещений, организацию и контроль материально-технического обеспечения деятельности организации, управление объектами недвижимости, находящимися в собственности организации, организует эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, инженерных сетей и систем жизнеобеспечения объектов недвижимости, контролирует проведение ремонтных работ оборудования, инженерных сетей, систем жизнеобеспечения и ремонтно-строительных работ зданий и сооружений, проводит мероприятия в рамках обеспечения пожарной и экологической безопасности объектов.

На основании Договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», последнему передан лесной участок, площадью 1,1360 га расположенный по адресу: РК, ГО Судак, Судакское лесничество, Судакское участковое лесничество, квартал 43, часть выдела 25 кадастровый помер 90:23:0000001390 категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.

Согласно п. 1.3 Договора арендатору передается лесной участок с целью осуществления рекреационной деятельности.

Арендатор в соответствии с п/п. «е» п. 3.3 Договора имеет право осуществлять рекреационную деятельность в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохойзяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

В соответствии с п/п. «б», «е», «ж», «з» п. 3.4 Договора на Общество возложена обязанность по использованию лесного участка по назначению, осуществлению установленного Договором вида использования лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией, соблюдению установленных режимом особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, положенных в границах арендованного лесного участка, сохранению видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, осуществлению мероприятий по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе их группы), соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов; сохранению на лесном участке природных ландшафтов, объектов, растительного мира.

Неотъемлемой частью Договора аренды является проект освоения лесов – лесного участка, площадью 1,1360 га, расположенного в части выдела 25 квартала 43 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества, предоставленного в аренду <данные изъяты><данные изъяты>» для осуществления рекреационной деятельности.

Приказом Министерств экологии и природных ресурсов Республики Крым от 05.09.2022 года № 859 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов от 05.09.2022 года № 0210 на проект освоения лесов – лесного участка, площадью 1,1360 га, расположенного в части выдела 25 квартала 43 Судакского участкового лесничества Судакского лесничества.

Согласно проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «<данные изъяты>» для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с Договором аренды лесного участка от 12.04.2022 №003/22, существующие объекты лесной инфраструктуры отсутствуют.

Проектируемые объекты лесной инфраструктуры на лесном участке, устраиваются в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» и представлены: - аншлагами, 3 шт.

Проектируемые информационные аншлаги являются нестационарными элементами лесной инфраструктуры, перемещаемыми с места на место методом сборки - разборки - сборки, будут установлены на лесном участке на деревянных или металлических стойках.

Объекты, подлежащие ремонту и реконструкции: строения и сооружения попутного бытового обслуживания и питания, У»1 (душевые с раздевальнями и комнатой матери и ребенка), 9 шт., строения и сооружения бытового обслуживания и питания, :2 (душевые с раздевальнями и комнатой матери и ребенка), 15 шт., строения и сооружения попутного бытового обслуживания и питания, (строение охраны), 1 шт., площадка для игр (детская), 1 шт., площадка для занятий спортом, 3 шт., площадка для отдыха, 2 шт., веревочный парк, 1 шт., элемент благоустройства лесного участка – ограждение, элемент благоустройства лесного участка – мостик, элемент благоустройства лесного участка - пандус, 2 шт., стоянка индивидуального легкового автотранспорта, велосипедного транспорта, система наружного освещения, сооружение для транспортировки, подачи питьевой и технической воды, сооружение для транспортировки водоотведения - система водоотведения, элемент монументально- декоративного оформления - входная группа, 2 шт., элемент благоустройства лесного участка - подпорная стенка.

Согласно объяснению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» выполнило работы по размещению (организации) стоянки индивидуального легкового автотранспорта, велосипедного автотранспорта, вследствие указанных действий силами ООО «<данные изъяты>» доставлялся и размещался насыпной грунт, кроме того при осуществлении работ, направленных на размещение на лесном участке сооружений для транспортировки, подачи питьевой и технической воды, а также сооружений для транспортировки водоотведения (системы водоотведения) к объектам некапитальных строений, с помощью лопат, мини-экскаватора осуществлено перемещение грунта.

ДД.ММ.ГГГГ Крченским межрайонным природоохранным прокурором принято решение о проведении проверки ООО «<данные изъяты>» для установления наличия или отсутствия нарушений требований лесного законодательства, при использовании земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» проведена проверка исполнения ООО «<данные изъяты>» требований федерального законодательства при использовании и охране лесов на территории Судакского лесничества Судакского участкового лесничества, квартала 43, части выдела 25.

В соответствии с актом патрулирования лесов ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ б/н обследование начато ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут, завершено ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут. Произведено патрулирование леса, обследование лесного участка: Судакское лесничество, Судакское участковое лесничество, маршрут .

Согласно акта патрулирования лесов ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ б/н в ходе проверки установлено: на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «<данные изъяты>», расположенном в квартале 43 выделе 25 Судакского участкового лесничества на площади 1,136 га был выявлен факт повреждения и уничтожения зеленых насаждений (уничтожение до степени прекращения роста – 23 сырорастущих дерева породы Можжевельник колючий, 1 сырорастущее дерево породы Сосна Станкевича, 8 сырорастущих дерева породы Дуб скальный, 2 сухостойных дерева породы Можжевельник колючий, 5 сухостойных дерева породы Сосна Станкевича, сухостойных дерева породы Дуб скальный, уничтожение не до степени прекращения роста – 9 деревьев Можжевельника колючего и 7 деревьев Сосны Станкевича), факт уничтожения лесной подстилки на площади 126 кв.м.

Мероприятия, проводимые в ходе патрулирования (осмотра): визуальный осмотр, фотографирование на телефон 13Pro, измерение рулеткой. Иные приборы при патрулировании не применялись.

К указанному акту патрулирования лесов ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» от 01.11.2022 года б/н приложены план-схема, фототаблица, пересчетная ведомость, расчет кубомассы, расчет ущерба.

Постановлением заместителя начальника управления государственной лесной охраны и контроля завидущего отделом федерального государственного лесного контроля (надзора) – старшего государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2 № 384/2022 от 12.01.2023 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.26 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Согласно постановлению проведенной с привлечением специалистов ГКУ РК «Юго-Восточное объединенное лесничество» проверкой установлено, что в нарушение ст. 32 Лесного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 3, 6, 7 Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, ст. 7 Закона Республики Крым от 17.06.2015 № 112 «О регулировании лесных отношений на территории Республики Крым», п/п. 3.4 Договора, п. 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» при проведении подготовительных мероприятий, направленных на строительство и эксплуатацию объектов некапитальных строении на лесном участке с использованием ручных средств (лопаты), механических транспортных средств (мини экскаватора), уничтожена лесная подстилка на площади 126,0 кв. м.

Отменяя постановление должностного лица, судья исходил из того, что из представленных прокуратурой и административным органом дополнительных материалов, собранных после отмены 06 апреля 2023 года постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО1, установлено, что площадь уничтожения лесной подстилки в размере 126,0кв.м. состоит из сумм площадей трех участков, расположенных в разных частях землепользования ООО «<данные изъяты>»: земельный участок 7м*3,5м=24,5кв.м., координаты 44.8348; 34.9187, земельный участок 8м*4,25м=34кв.м., координаты 44.8347; 34.9188, земельный участок 22,5м*3м=67,5кв.м. координаты 44.8340; 34.9187, при этом указанные координаты определяют соответствующую точку, но не площадь, кроме того на фотографиях, приобщенных к материалам дела об административном правонарушении, изображены вырытые канавы для транспортировки подачи питьевой и технической воды, предусмотренные проектом освоения лесов. Однако сведений, в какой части произошло отступление от проекта освоения лесов и уничтожение лесной подстилки, ни план-схема, ни фототаблица не содержат. В материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о проведенных замерах, в том числе рулеткой; выполненные фотографии не привязаны к местности.

С учетом изложенного судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что решение судьи от 06.04.2023 года не исполнено, указанные в нем нарушения административным органом не устранены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные административным органом процессуальные нарушения являются существенными и влекут за собой отмену постановления должностного лица с направлением дела на новое рассмотрение.

Данные выводы судьи полностью согласуются с требованиями законодательства.

Доводы жалобы выводы судьи не опровергают, исходя из изложенного выше, основанием для прекращения производства по делу не являются, а потому не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя республики Крым от 06.04.2023 года по делу № 12-152/2023 в отношении ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21-319/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Лежнев Илья Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Дяченко Любовь Александровна
Статьи

ст.8.26 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--krm.sudrf.ru
05.05.2023Материалы переданы в производство судье
31.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2023Дело оформлено
02.06.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее