Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-164/2024 ~ М-121/2024 от 01.04.2024

УИД 75RS0010-01-2024-000406-96

Дело 2-164/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2024 года                                             пгт. Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Васендина С.Ф., при секретаре судебного заседания Быковской Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Забайкальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Забайкальский район», муниципальному общеобразовательному учреждению «Абагайтуйская средняя общеобразовательная школа № 7» (далее МОУ Абагайтуйская СОШ №7) об обязании совершить определенные действия,

установил

Прокурор Забайкальского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам, мотивируя его тем, что в нарушение действующего законодательства помещение для проведения выборов участковой избирательной комиссии № 1515 (далее – УИК №1515), расположенное в здании МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7» по адресу: <адрес>, не соответствует установленным требований пожарной безопасности, а именно: проектная документация на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людьми при пожаре отсутствует; требования нормативных документов по пожарной безопасности при монтаже системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соблюдены; средства обеспечения пожарной безопасности здания эксплуатируются сверх срока службы, информация об изготовителе (продавце) этих средств отсутствует, ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке не проведены; отсутствуют документы (проектная документация, приёмо-сдаточная документация) подтверждающие расчёт требуемого уровня звука исходящего от установленных в здании речевых оповещателей (Рокот-3); система пожарной сигнализации, установленная в здании МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7», не обеспечена автоматическим дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре; руководитель МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7» не обеспечил не реже 1 раз в 5 лет проведение эксплуатационного испытания металлической пожарной лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре с составлением протокола испытаний и с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты; декларация о пожарной безопасности от 20.04.2010 г содержит недостоверные сведения (раздел 4) о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Истец полагает, что МОУ "Абагайтуйская СОШ №7", осуществляющее владение и пользование переданного ему на праве оперативного управления имуществом, обязано эксплуатировать здание в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности, техническим регламентом эксплуатации зданий, выполнять требования предписаний об устранении допущенных нарушений, в свою очередь администрация муниципального района «Забайкальский район» как собственник названного имущества обязано профинансировать данные мероприятия.

Ссылаясь на Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устав МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7", статьи 12, 123.22, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, приказ МЧС России от 25.03.2009 №173 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности», прокурор требует обязать МОУ Абагайтуйская СОШ №7 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

- разработать проектную документацию на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации и систему оповещения и управления людей при пожаре, смонтированных в помещениях здания школы;

- произвести испытание средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке в соответствии с требованиями п. 6.6 ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст;

- разработать проектную документацию, приемо-сдаточную документацию, подтверждающую расчет требуемого уровня звука исходящего от речевых оповещателей (Рокот -3), установленных в помещениях здания МОУ Абагайтуйская СОШ №7 и обеспечить соответствие их установленному общему уровня звука;

- произвести эксплуатационное испытание металлической пожарной лестницы, предназначенной для эвакуации людей из зданий при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты;

- обеспечить систему пожарной сигнализации, установленной в здании МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7» автоматическим дублированием сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре;

- внести изменения в содержание декларации пожарной безопасности от 20.04.2010 г. о сведениях выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию муниципального района «Забайкальский район» профинансировать осуществление мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МОУ "Абагайтуйской СОШ №7".

Помощник прокурора Забайкальского района Гантимурова Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

От ответчиков и третьего лица отзывов на заявленные требования в суд не представлено.

О времени и месте рассмотрения настоящего дела участники процесса извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со ст.ст.14, 16 ФЗ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.

Представитель ответчика МОУ Абагайтуйская СОШ №7, представитель третьего лица ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представили.

Представитель Администрации муниципального района "Забайкальский район" Козлова И.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3 ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

В силу статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 30 Федерального закона N 69-ФЗ).

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон № 123-ФЗ) установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, обязательные для исполнения в числе прочего при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона № 123-ФЗ).

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона N 123-ФЗ здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1.

Из содержания части 1 и части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ следует, что в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. При этом автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) (далее Правила противопожарного режима, Правила № 1479), руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

Техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем должны храниться на объекте защиты.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

В силу пунктов 1.2, 1.5, 1.6, 3.1, 3.5, 3.6, 3.8, 3.12 "РД 009-02-96. Система руководящих документов по пожарной автоматике. Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт" системы пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации людей включены в перечень (Приложение 1, форма 7) технических систем пожарной автоматики, подлежащих техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР), которое должно быть организовано на каждом объекте. ТО и ППР установок пожарной автоматики выполняется собственными специалистами или на основании договора и включает в себя проведение в сроки, установленные Графиком, плановых профилактических работ, устранение неисправностей и проведение текущего ремонта. Все проведенные работы по ТО и ППР, в том числе по контролю качества, должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и ППР, один экземпляр которого должен храниться у Заказчика, другой у Исполнителя (Приложение 1, форма 4). Записи в обоих журналах о проведенных работах по ТО и ППР, а также выявленных недостатках в содержании и эксплуатации установок пожарной автоматики должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями ответственных лиц сторон. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатями Исполнителя и Заказчика.

Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях установлены в статье 84 Федерального закона N 123-ФЗ, а также в "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утверждённым Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 (далее Свод Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Согласно частям 3 и 4 статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

В силу пунктов 4.1, 4.6. и 4.8 Свода Правил звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимые оповещателями) не менее 75 дБА выше на расстоянии 3 метра от уровня оповещателя, но не более 120дБА в любой точке защищаемого помещения. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (часть 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ).

Подпунктом "а" пункта 17, пунктом 17(1) Правил противопожарного режима на руководителей организаций возложена обязанность организовывать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, а также обеспечение ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Как установлено судом, в соответствии с Уставом МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7, муниципальное общеобразовательное учреждение Абагайтуйская школа № 7 является некоммерческой организации созданной в 1998 году в целях осуществления органом местного самоуправления функций по оказанию муниципальных услуг в сфере образования, относится к бюджетному образовательному учреждению, расположенному по <адрес> края.

МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7 является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета, от своего имени приобретает права и несет обязанности. Функции Учредителя учреждения осуществляет Администрация муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края.

Поскольку основными видами деятельности МОУ "Абагайтуйская СОШ № является реализация образовательных программ начального, основного и среднего образования, а также дополнительного образования, в силу статьи 32 Федерального закона N 123-ФЗ здание МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7 относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1.

Вместе с тем, 22.08.2023 года в ходе проверки участковой избирательной комиссии № 1515, расположенной в здании МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7», установлено, что система пожарной сигнализации (далее СПС) здания школы не обеспечена автоматическим дублированием сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Автоматические установки пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее СОУЭ) смонтированы без проектной документации. Сроки эксплуатации установленных в школе технических средств противопожарной защиты (СПС и СОУЭ), указанные в инструкциях/паспортах завода-изготовителя истекли в 2019 году, ежегодные испытания данных технических средств противопожарной защиты до их замены в установленном порядке, не проведены. Проверки работоспособности автоматических систем противопожарной защиты, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию СПС и СОУЭ не организованы, не проводятся, документы подтверждающие проведение регламентных работ отсутствуют. В журнале эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует информация о состоянии систем противопожарной защиты здания школы, работах проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности.

Изложенные обстоятельства подтверждаются справкой заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснокаменскому, Забайкальскому районам и г. Краснокаменск УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о проведении проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности объектов с местом расположения помещений для проведения Единого дня голосования на территории муниципального района "Забайкальский район" от 05.09.2023 года № 269-7-9-1 (выдано Предписание № 17/1 от 30.08.2023), а также информацией о результатах проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов задействованных в избирательной компании на территории Забайкальского района от 10.03.2024 года № 82-7-9-1.

Кроме того, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Краснокаменскому, Забайкальскому районам и г. Краснокаменск УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (далее Отдел) ответчику МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7» выдано повторное предписание № 2402/007-75/25-В/ПВП (учётный номер проверки 75240061000209338507) от 16.02.2024 года об устранении нарушений обязательных требований:

- отсутствует / не представлена проектная документация на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации и систему оповещения и управления людей при пожаре (СОЭУ) смонтированных в помещении здания школы, отсутствует регламент технического обслуживания систем, утверждаемый руководителем организации (ст.ст. 83-84 Федерального закона N 123-ФЗ, ; п.14 таб.2 гл.7 СП 3.13130.2020 Свода правил, п.п.4.1,4.8, таб.1 п.11 Свода правил 486.1311500.2020. Пункт 54 Правил № 1479).

Нарушение выявлено ранее. Пункт 3 Предписания № 17/1 от 30.08.2023 года.

- не проведены ежегодные испытания средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке в соответствии с требованиями п.6.6 ГОСТ Р 59638-2021, п.6.7 ГОСТ 59639-2021 (пункт 54 Правил № 1479). Со слов директора СПС и СОУЭ эксплуатируется более 10 лет, срок эксплуатации истёк в 2017 году.

- отсутствует проектно-сметная документация и приёмо-сдаточная документация, подтверждающая расчёт требуемого уровня звука исходящего от речевых оповещателей (Рокот – 3), установленных в здании школы, для которых звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии не менее 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения (п.1 ч.1, ч.3 ч.4 ст.83 Федерального закона N 123-ФЗ; п.п. 4.1, 4.2 СП 3.13130.2020 Свода правил, пункт 54 Правил № 1479).

- руководитель (директор) не обеспечил не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационного испытания металлической пожарной лестницы, предназначенной для эвакуации людей при пожаре с составление соответствующего протокола испытаний и с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (подп.6 пункта 17 Правил № 1479).

- системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (ст.83 Федерального закона N 123-ФЗ).

- в декларации пожарной безопасности от 20.04.2010 г. № 76212805 -00207-1618 в разделе 4 указаны требования нормативных актов, утративших силу, которые выполняются на объекте защиты (ст.64 Федерального закона N 123-ФЗ).

Изложенные выше нарушения требований противопожарной защиты ответчиками не оспариваются, доказательств выполнения муниципальным общеобразовательным учреждением "Абагайтуйская средняя общеобразовательная школа № 7" предписаний Отдела об устранении нарушений обязательных требований, суду не представлено.

В соответствии с пунктами 3, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3); организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п.11).

Аналогичные полномочия закреплены в Уставе муниципального района "Забайкальский район" (п.п. 3,14 ст.9 Устава).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

В пункте 3 статьи 11 Устава муниципального района "Забайкальский район" закреплено осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу части 2 статьи 18 указанного Федерального закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

В соответствии с главой 2 Устава МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7" утвержденного Постановлением Администрации муниципального района "Забайкальский район" от 14.12.2015 года № 712, к полномочиям Учредителя отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений Учреждения, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 2.3 Устава). Учреждение имеет имущество, закрепленное на праве оперативного управления, осуществляет капитальный и текущий ремонт закрепленного имущества за счёт выделенных ему средств и внебюджетных средств (пункты 6.1, 6.17 Устава).

Оценив собранные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7", приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.

При таком положении, Администрация муниципального района "Забайкальский район", к ведению и полномочиям которой относится организация предоставления образовательной деятельности и содержание знаний и сооружений МОУ "Абагайтуйская СОШ № 7", а также само бюджетное учреждение, как лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о нарушение прав граждан на защиту жизни, здоровья и имущества от пожаров и признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку возложение на ответчиков обязанности будет соответствовать целям обеспечения пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Решил

Исковые требования прокурора Забайкальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Забайкальский район», муниципальному общеобразовательному учреждению «Абагайтуйская средняя общеобразовательная школа № 7» (УИК № 1515) об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Абагайтуйская средняя общеобразовательная школа № 7» (ИНН7505003133, ОГРН 1027500546996):

- разработать проектную документацию на монтаж автоматической системы пожарной сигнализации и систему оповещения и управления людей при пожаре, смонтированных в помещениях здания;

- произвести испытание средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке в соответствии с требованиями п. 6.6 ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст;

- разработать проектную документацию, приемо-сдаточную документацию, подтверждающую расчет требуемого уровня звука исходящего от речевых оповещателей (Рокот -3) установленных в помещениях здания МОУ Абагайтуйская СОШ №7 и обеспечить соответствие их установленному общему уровня звука;

- произвести эксплуатационное испытание металлической пожарной лестницы, предназначенной для эвакуации людей из зданий при пожаре с составлением соответствующего протокола испытаний и с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты;

- обеспечить систему пожарной сигнализации, установленной в здании МОУ «Абагайтуйская СОШ № 7» автоматическим дублированием сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре;

- внести изменения в содержание декларации пожарной безопасности от 20.04.2010 г. №76212805-00207-1618 о сведениях о выполнении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию муниципального района «Забайкальский район» (ИНН 7505000358, ОГРН 1027500546611) профинансировать осуществление мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания МОУ Абагайтуйской СОШ №7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                         С.Ф. Васендин

Текст мотивированного решения изготовлен

2-164/2024 ~ М-121/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Забайкальского района
Ответчики
Администрация муниципального района "Забайкальский район"
МОУ "Абагайтуйская СОШ №7"
Другие
администрация сельского поселения "Абагайтуйское"
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Суд
Забайкальский районный суд Забайкальского края
Судья
Васендин Сергей Федорович
Дело на странице суда
zabaykalsk--cht.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее