Дело №12-6/2024
УИД 02RS0002-01-2024-000347-97
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2024 года с. Кош-Агач
Судья Кош-Агачского районного суда Республики Алтай Ватутина А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Кош-Агачского района на постановление начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Кош-Агачском и Улаганском районах по делу об административном правонарушении №7 от 07.03.2024 года в отношении должностного лица директора ДО «ЧДС Аделек» Ахетова Бейбитхана Рильяновича за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Кош-Агачском и Улаганском районах от 07.03.2024 должностное лицо Ахетов Б.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись данным постановлением, прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай подал протест, просил указанное постановление отменить, материалы по делу об административном правонарушении направить на новое рассмотрение, указывая на то, что при составлении протокола №20 об административном правонарушении от 04.03.2024 присутствовал представитель юридического лица по доверенности Рамазанова В.Б. Указанному лицу вручена копия протокола и расписка о рассмотрении дела об административном правонарушении 07.03.2024. При этом, из нотариальной доверенности, выданной АНО ДО «ЧДС «Аделек» на имя Рамазановой В.Б., следует, что названная доверенность уполномочивает лишь на представление интересов организации в органах миграционной службы и налоговом органе. В нарушение действующего законодательства, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности либо его защитника. В материалах дела отсутствуют сведения об извещении директора АНО ДО «ЧДС «Аделек» Ахетова Б.Р. о составлении в отношении него протокола, о его рассмотрении, направлении копии протокола.
В судебном заседании помощник прокурора Кош-Агачского района Юлдашева Э.О. протест поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в протесте, просила его удовлетворить.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в Кош-Агачском и Улаганском районах в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Директор АНО ДО «ЧДС «Аделек» Ахетов Б.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, изучив и проверив доводы протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На основании ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 04.03.2024 в отсутствие директора АНО ДО «ЧДС «Аделек» Ахетова Б.Р.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении имеется определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, которое получено Рамазановой В.Б., сведений об извещении директора АНО ДО «ЧДС «Аделек» Ахетова Б.Р. о составлении протокола об административном правонарушении в материалах дела не представлено.
То обстоятельство, что при составлении протокола об административном правонарушении участвовала Рамазанова В.Б., действующая на основании доверенности от 19.11.2021, также не свидетельствует о соблюдении должностным лицом требований и условий извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку Рамазанова В.Б. на основании названной доверенности представлено право действовать в интересах юридического лица – АНО ДО «Частный детский сад «Аделек».
Доверенности, предоставляющей Рамазановой В.Б. полномочия представлять интересы должностного лица Ахетова Б.Р., материалы дела не содержат.
Кроме того, копия протокола также была вручена представителю Рамазановой В.Б., доказательства направления копии протокола в адрес должностного лица в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Однако вопреки требованиям п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом Роспотребнадзора не проверялась правильность составления протокола с точки зрения соблюдения процедуры его оформления.
Установив, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица подлежит отмене.
По настоящему делу должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении было допущено такое существенное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое может быть устранено только путем возвращения протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков путем его пересоставления.
Однако возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Это следует из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Должностным лицом, дело было рассмотрено по существу.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеющим фундаментальный характер, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника ТО Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в Кош-Агачском, Улаганском районах от 07.03.2024, вынесенное в отношении должностного лица директора АНО ДО «ЧДС «Аделек» Ахетова Б.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Протест прокурора <адрес> Республики Алтай удовлетворить частично.
Постановление начальника ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Кош-Агачском и <адрес>х по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица директора АНО ДО «ЧДС Аделек» ФИО1 за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Верховный Суд Республики Алтай и вступает в силу со дня его вынесения.
Судья ФИО4