11RS0016-01-2023-001451-70
дело № 2-972/2023
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт «29» ноября 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Полугрудовой А. П. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на расселение из аварийного жилья в рамках республиканской адресной программы переселения граждан,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района, действуя в интересах Полугрудовой А.П., обратился в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» РК о признании за семьей Полугрудовой А.П. составом семьи 3 человека, включая Рудяк В.Л. и Торлопова Э.А., права на расселение из аварийного дома по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан и аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства РК №160 от 31.03.2019. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Полугрудовой А.П. проверки установлено, что истец зарегистрирована в жилом помещении по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>, - с 1985 года. Данное жилое помещение предоставлено истцу работодателем. Дом, в котором расположена данная квартира, в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу переселения. При обращении к ответчику с заявлением, Полугрудовой А.П. отказано в заключении договора социального найма в отношении спорной квартиры, ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на проживание в ней, а также невключения данной квартиры в состав муниципальной собственности. Ссылаясь на то, что отсутствие документов, свидетельствующих о возникновении права пользования спорным помещением, препятствует реализации мероприятий республиканской программы, а также на то, что факт вселения и регистрации истца в спорной квартире органом местного самоуправления не оспаривается, прокурор обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заместитель прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указал, что документы о вселении истца и членов ее семьи в жилое помещение не сохранились, однако истец и члены ее семьи до настоящего времени проживают в спорном жилом помещении, исполняют обязанность по его содержанию.
Истец Полугрудова А.П., ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский» РК, третьи лица Рудяк В.Л., администрация СП «Мандач», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили. Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, с оставлением разрешения спора на усмотрение суда. Администрацией СП «Мандач» предоставлен отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо поддерживает заявленные требования.
Третье лицо Торлопов Э.А. в судебном заседании требования поддержал, указав, что истец приходится ему матерью, в жилом помещении он проживает с рождения. Также указал, что Полугрудова А.П. работала сучкорубом в лесу, спорное жилое помещение было предоставлено работодателем.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что Полугрудова А.П. с 23.07.1985 зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>. Совместно с истцом в жилом помещении с 06.02.2012 зарегистрирован сын Торлопов Э.А., а с 19.02.1979 – сын Рудяк В.Л.
На основании заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Мандач» от 16.09.2016 №9/46, постановлением администрации СП «Мандач» №12/65 от 30.12.2016 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». В перечень аварийных многоквартирных домов в рамках указанной программы включен жилой дом <адрес>.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что жилое помещение, в котором проживает Полугрудова А.П., предоставлено ей в связи с трудоустройством, а документы, подтверждающие предоставление спорного жилого помещения, на день рассмотрения спора отсутствуют.
Прокурор Сыктывдинского района, ссылаясь на то, что отсутствие документов, подтверждающих право пользования Полугрудовой А.П. спорным жилым помещением, не свидетельствует об отсутствии у нее права на участие в программе переселения, обратился в суд с настоящими требованиями, разрешая которые по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений реализуют органы местного самоуправления района.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Положениями частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей до 01.03.2005, установлено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами данной статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
На основании ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса).
Часть 1 ст. 60 и пункт 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем – договора социального найма в письменной форме.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В ходе рассмотрения дела установлено и сторонами не оспаривалось, что жилой дом <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем квартиры №, имеющей площадь 59,5 кв.м, в доме <адрес> является МО МР «Сыктывдинский».
При этом, лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что истец и члены ее семьи до настоящего времени проживают в указанном жилом помещении, несут бремя его содержания.
Судом установлено, что 25.05.2023 Полугрудова А.П. обратилась в администрацию МР «Сыктывдинский» РК с заявлением о заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения.
Письмом №1472/952 от 05.06.2023 Полугрудовой А.П. отказано в заключении договора социального найма ввиду отсутствия документов, подтверждающих право пользования спорным жилым помещением.
Лицами, участвующими в рассмотрении дела, также не оспаривалось, что ранее спорный жилой дом находился на балансе Сыктывдинского ЛПХ ТПО «Комилеспром», деятельность которого прекращена.
Из материалов дела следует, что истец Полугрудова А.П. с 1967 осуществляла трудовую деятельность в Сыктывдинском леспромхозе в должности сучкоруба, в последующем, в должности кочегара, что находит свое подтверждение в предоставленных в материалы дела копии трудовой книжки, архивной справке архивного отдела администрации МР «Сыктывдинский» РК, личной карточке работника предприятия, копиях похозяйственных книг.
Из предоставленных ГУ Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» сведений, следует, что решением исполнительного комитета Новоипатовского сельского совета народных депутатов от 12.11.1986 №47 утверждены списки очередности на получение квартир и улучшение жилищных условий в Ипатовском и Новоипатовском лесопунктах. Однако приложения к названному решению в архив не поступали на хранение.
Согласно представленным в материалы дела копиям похозяйственных книг в отношении указанной квартиры в качестве главы хозяйства числился П., являвшийся супругом истца., а в последующем – Полугрудова А.П.
Из материалов дела следует, что начисление платы за коммунальные услуги в отношении жилого помещения в виде квартиры <адрес>, состоящей из двух комнат, производится на имя истца Полугрудовой А.П.
Из материалов дела также следует, что Полугрудова А.П. состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, иного жилого помещения истец и члены ее семьи на праве собственности не имеют.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Полугрудова А.П. приобрела право пользования на условиях социального найма квартирой <адрес>, при этом суд учитывает, что право пользования истца и членов ее семьи спорным жилым помещением ответчиком не оспаривалось, каких-либо встречных требований к Полугрудовой А.П. в отношении ее жилищных прав по спорному жилому помещению со стороны органов местного самоуправления не заявлялось.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Расселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии с положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.
Согласно ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с положениями ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также выводы, к которым суд пришел выше, у истца возникло право на предоставление жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием спорного дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, суд полагает, что за истцом и членами ее семьи надлежит признать право на расселение из спорного жилого дома в рамках реализации республиканской адресной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 160 от 31.03.2019, а равно заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
При этом, отсутствие документов, подтверждающих предоставление истцу и членам ее семьи в пользование спорного жилого помещения при установленных обстоятельствах, по убеждению суда, не может ограничивать право на переселение из аварийного жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №), ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 59,5 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 2019 - 2025 ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 160 ░░ 31.03.2019.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░