Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-35/2022 от 21.04.2022

Дело № 12-35/2022

РЕШЕНИЕ

пос. Октябрьский, ул. Ленина, 19 13 мая 2022 года

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Заостровцева И.А.,

рассмотрев в открытом заседании в п. Октябрьский Устьянского района жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, администрации Устьянского муниципального района Борской Н.А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Беляева Д.А. от 11 апреля 2022 г. ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Беляева Д.А. от 11 апреля 2022 администрация Устьянского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (взыскатель ФИО1), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Борская Н.А. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения. Считает, что доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие администрации района в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем, срок- отсутствует.

На судебное заседание законный представитель и защитник юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, администрации Устьянского муниципального района не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, причины не явки не сообщили, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Как усматривается из материалов дела, решением Устьянского районного суда от 15 апреля 2021 г. на администрацию Устьянского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области, общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в поселке Октябрьский Устьянского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Решение вступило в законную силу 18 мая 2021 г.

С целью принудительного исполнения решения выдан исполнительный лист ... ..., который направлен на исполнение в ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

На основании данного исполнительного документа 28 июля 2021 г. в отношении администрации Устьянского муниципального района возбуждено исполнительное производство № ... и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

По состоянию на дату рассмотрения жалобы исполнительное производство не приостановлено и не окончено, решение суда не исполнено.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В связи с неисполнением решения суда, судебным приставом исполнителем постановлением от 08 сентября 2021 г. с администрации Устьянского муниципального района взыскан исполнительский сбор, после чего постановлением от 08 сентября 2021 г. назначен новый срок исполнения до 20 декабря 2021 г.

Вышеуказанные постановления должником – администрацией Устьянского муниципального района не обжалованы. С заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда должник обратился 21 апреля 2022 г.

Во вновь установленные судебным приставом-исполнителем сроки решение суда администрацией Устьянского муниципального района не исполнено.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

В силу частей 1 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичное положение об обязательности выполнения законных требований сотрудника органов принудительного исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

Российская Федерация – социальное государство, в котором, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 г. № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий государственных органов, которые, по мнению должников, не оказали бюджетам муниципальных образований достаточную финансовую помощь для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.

В силу статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

При этом закон не содержит каких-либо исключений в отношении сроков исполнения органами местного самоуправления исполнительных документов, содержащих требование об обязании предоставить жилое помещение.

При рассмотрении дела установлено и должником не оспаривается, что исполнительный документ не исполнен по настоящее время.

Должником не доказано, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

При объективной невозможности исполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не был лишен права своевременно обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя.

Поскольку на администрацию Устьянского муниципального района судом возложена обязанность по обеспечению взыскателя жилым помещением по договору найма жилых помещений, и данная обязанность не исполнена в течение неоднократно устанавливаемых судебным приставом-исполнителем сроков, прихожу к выводу, что при вынесении оспариваемого постановления начальником отделения судебных приставов по Устьянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Архангельской области и Ненецкого автономного округа обоснованно установлена вина администрации МО «Октябрьское» в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

Таким образом, при рассмотрении дела должностное лицо службы судебных приставов пришло к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждён факт принятия администрацией Устьянского муниципального района исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.

Законом не ограничиваются права и возможности должника по исполнительному документу по исполнению решения суда, способ реализации каковых он волен избирать, однако установлена обязательность выполнения требований судебного пристава - исполнителя по исполнению судебного решения. Исходя из положений закона, должник обязан самостоятельно, без чьих-либо разъяснений и указаний предпринимать все зависящие от него, исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения.

Согласно приведенным в жалобе доводам решение суда не исполняется в том числе в связи с отсутствием заявок по объявленным электронным аукционам, так из объявленных в 2021 г. ... электронного аукциона - ... не состоялось, в 2022 г. из объявленных 16 аукционов, только 1 признан состоявшимся. Вместе с тем это не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.В спорный период и ранее со дня вступления решения суда в законную силу должник каких-либо мер, направленных на предоставление ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не предпринимал, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Объявление в 2021, 2022 гг. аукционов в электронной форме на приобретение квартир не свидетельствует о принятии достаточных мер, направленных на исполнение решения Устьянского районного суда от 15 апреля 2021 г., поскольку данные действия не привели к исполнению данного решения.

В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

В рассматриваемом случае условия аукционов определялись администрацией, то обстоятельство, что большинство из них не состоялось, свидетельствует об определении таких предложений аукционов, которые не заинтересовали потенциальных продавцов квартир.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Как следует из решения Устьянского районного суда города Архангельской области от 15 апреля 2021 г., неисполнение которого явилось основанием для привлечения администрации Устьянского муниципального района к административной ответственности, жилье должно быть предоставлено за счет субвенций, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В силу статьи 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области), к числу которых относится Устьянский муниципальный район, наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований вправе приобретать жилые помещения для предоставления их детям-сиротам, а также включать жилые помещения, в том числе переданные из государственной собственности Архангельской области в муниципальную собственность муниципальных образований, в специализированный жилищный фонд.

Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 г. № 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями.

В соответствии с данным Порядком финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год, которые министерство финансов Архангельской области доводит до министерства образования Архангельской области (пункты 2 и 3).

При этом пунктом 13 Порядка предусмотрено, что при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований).

Из представленных в материалы дела документов не следует, что администрация Устьянского муниципального района в связи с недостатком бюджетных ассигнований в 2021, 2022 гг. (в котором выставлено требование судебного пристава-исполнителя и установлен срок для исполнения судебного акта) обращалась в Министерство образования Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании, в том числе в целях исполнения решения Устьянского районного суда Архангельской области от 15 апреля 2021 г. в пользу взыскателя ФИО1 в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета, представив документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения данного судебного решения. Направленные администрацией письма от 28.09.2021 и 11.02.2022 таковыми не являются, соответствующего мотивированного предложения о дополнительном финансировании, с расчетом обосновывающем размер дополнительных бюджетных ассигнований с приложением подтверждающих документов, не содержат.

Следует также иметь в виду, что положения части 3 статьи 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ предоставляют органам местного самоуправления муниципальных образований право использования субвенции, выделенной местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, на возмещение стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

Следовательно, администрация Устьянского муниципального района при реализации переданных государственных полномочий вправе использовать собственные ресурсы.

В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

Ссылка в жалобе на выделение в период с 2021-2022 гг. денежных средств, за счет которых было исполнено несколько судебных решений, правового значения не имеет и не свидетельствует о том, что администрацией Устьянского муниципального района приняты все зависящие от нее меры для исполнения конкретного решения суда, в рассматриваемом случае решения Устьянского районного суда Архангельской области от 15 апреля 2021 г.

Такие обстоятельства как недостаточность финансирования и отсутствие на территории муниципального образования свободных жилых помещений, подлежащих распределению по договорам специализированного найма, не освобождают администрацию Устьянского муниципального района от ответственности в случае совершения действий, которые не привели к исполнению судебного решения.

Объявление аукционов в электронной форме на приобретение квартир также не свидетельствует об исполнении решения Устьянского районного суда Архангельской области от 15 апреля 2021 г.

Кроме того, администрация Устьянского муниципального района, ссылаясь в жалобе на то, что указанное решение в списке, сформированном администрацией района, из поступивших и находящихся на исполнении 24 решений суда о предоставлении детям-сиротам, в отношении ФИО1 числится под номером ..., не учитывает, что федеральное законодательство и иные нормативно-правовые акты Архангельской области не устанавливают очередность для реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Поскольку имеющимися в деле доказательствами последовательно подтверждается, что администрацией Устьянского муниципального района не исполнены требования исполнительного документа в срок до 20 декабря 2021 г., установленный судебным приставом-исполнителем, прихожу к выводу, что администрация Устьянского муниципального района обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Постановление о привлечении администрации Устьянского муниципального района к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств, подлежащих в силу статьи 26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении; содержат сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, другие сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, обжалуемое постановление вынесено по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, произведённой по правилам статьи 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюдён. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Срок давности привлечения должника к административной ответственности на дату вынесения постановления о назначении административного наказания не истёк.

С учётом вышеизложенного, правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления о назначении административного наказания не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Беляева Д.А. от 11 апреля 2022 года ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, администрации Устьянского муниципального района - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                           Заостровцева И.А.

12-35/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация МО "Устьянский муниципальный район"
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Заостровцева Ирина Александровна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
ustyansud--arh.sudrf.ru
21.04.2022Материалы переданы в производство судье
13.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
15.06.2022Вступило в законную силу
16.06.2022Дело оформлено
16.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее