Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2023 (2-3894/2022;) ~ М-3433/2022 от 27.10.2022

Дело № 2-155/2023                                       КОПИЯ

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 января 2023 года                                                                        город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Конышева А.В.,

при секретаре Шекера А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Бажуков Д.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук о признании межевание земельного участка недействительным, установлении границ,

установил:

Бажуков Д.С. с учетом уточнения заявленных требований обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (далее - ФГБУН федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук) о признании межевание земельного участка недействительным, установлении границ.

В обосновании заявленных требований указано, что истцу, после смерти его бабушки ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат земельный участок с кадастровым номером , площадью 1607 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером , площадью 30,5 кв.м. по адресу: <адрес>,. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ изготовлен чертеж границ земель, находящихся в собственности ФИО1, в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1607 кв.м., по адресу: <адрес>, соответственно, границы земельного участка, включая контуры площадь, а также привязка земельного участка к местности были определены уполномоченными муниципальными органами еще в 1999 году. Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок также следует отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка с номером . Аналогичная информация об отсутствии установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ земельного участка с кадастровым номером отражена в Кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, дате присвоения кадастрового номера земельному участку ДД.ММ.ГГГГ, площади 1607 кв.м., собственнике-правообладателе ФИО1

Кадастровым инженером ФИО4 проведены кадастровые работы и оформлен межевой план. На стадии обработки съемки земельного участка истца была получена информация о частичном наложении на фактически используемые границы принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым . Из дополнительно подготовленного кадастровым инженером ФИО4 заключения следует, что при уточнении границ земельного участка с кадастровым , который является частью единого землепользования с кадастровым , была допущена реестровая ошибка ввиду наложения на уточняемые границы земельного участка с кадастровым , принадлежащего истцу на праве собственности; границы земельного участка федеральной формы собственности с кадастровым также налагаются на жилой дом с кадастровым , (контуры жилого дома обозначены на схеме характерными точками (). В схеме, являющейся неотъемлемой частью заключения, отражено наложение границ земельного участка с кадастровым на границы земельного участок с кадастровым , включая площадь наложения в размере 925,3 кв.м, и жилой дом с кадастровым номером . Также в схеме отражены координаты характерных точек границ наложения земельного участка с кадастровым на земельный участок с кадастровым , к которым относятся: точка 428 имеющая координаты и точка 429 имеющая координаты ; между земельным участком с кадастровым и земельным участком с кадастровым должна быть установлена новая граница по координатам поворотных характерных точек: точка 428 (П5) имеющая новые координаты , точка 429 (Н4) имеющая новые координаты , точка 430 (НЗ) имеющая новые координаты ИЛИ .

Установление границ земельного участка с кадастровым номером без учёта сложившегося фактического использования с 1995 года истцом и наследодателем земельным участком с кадастровым номером в границах, определенных в подготовленном кадастровым инженером ФИО4 заключении и межевом плане, а также наложение границ земельного участка с кадастровым номером на жилой дом с кадастровым номером свидетельствует о том, что местоположение земельного участка с кадастровым номером не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, поскольку в границы земельного участка с кадастровым номером необоснованно включена площадь земельного участка с кадастровым номером , что свидетельствует о нарушении нрав истца.

На основании изложенного истец просит признать недействительным межевание земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером , в части установленных границ по координатам характерных точек: точка 428 имеющая координаты , точка 429 имеющая координаты . Установить границу между земельным участком с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером и земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности Бажуков Д.С., по координатам характерных точек: точка 428 имеющая координаты , точа 429 имеющая координаты , точка 430 имеющая координаты .

Истец Бажуков Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

    Ответчики - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

По смыслу ст. 35 и ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.

На основании статьи 9 ГПК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.

На основании частей 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещённых о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчики не сообщили суду об уважительных причинах неявки их представителей в судебное заседание и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

На основании ч. 1 и 2 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 6.1, ст. 154 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчиков, по доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1); к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2); в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости; 4) ранее присвоенный государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учётной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); 9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место (часть 4).

На основании ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утверждённая в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте земельного участка или земельных участков.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Из ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8); площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9); при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).

Аналогичные правила содержались в Федеральном законе от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ), действовавшем до 01.01.2017.

В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества (далее - кадастровый учёт) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 настоящего Федерального закона (далее – кадастровый инженер).

В соответствии с ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учёту.

Согласно ст. 37 Федерального закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера – индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в ст. 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ установлены следующие правила: местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1); предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (часть 2); согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3).

Из ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ следует: результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1); местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ; если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили своё согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чём в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 3); если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нём, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (часть 4); споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5).

Исходя из указанных правовых норм, появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учёт, то есть внесению в кадастр недвижимости соответствующих сведений о нём, юридически значимыми являются действия, связанные с постановкой на кадастровый учёт объектов недвижимости, поскольку в их результате земельный участок приобретает свойства индивидуально – определённой вещи; местоположение границ земельного участка определяется на основании сведений, содержащихся в документах, определяющих права на земельный участок, и лишь при их отсутствии, исходя из границ, существующих на местности.

Из материалов дела следует, что на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановлениям администрации Лобановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность» ФИО1 предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1 607 кв.м., по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1 607 кв.м., кадастровый номер , условный , по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ни ДД.ММ.ГГГГ сделана запись , а также одноэтажный жилой дом из бруса с верандой, двумя навесами, баней, предбанником (лит. ), общей площадью 28,7 кв.м., в том числе жилой 16,6 кв.м., условный , по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ни ДД.ММ.ГГГГ сделана запись (л.д. 18,19).

В соответствии с выпиской из ЕГРН Бажуков Д.С. на праве собственности принадлежит вышеуказанное имущество на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17).

По данным ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ граница земельного участка с кадастровым номером не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.53-54).

Согласно сведениям из ЕГРН единое землепользование с кадастровым номером имеет кадастровый номер с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУН Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, состоит из обособленных земельных участков, в том числе с кадастровым номером , имеющего разрешенное использование: для научно-исследовательской деятельности, семеноводства и развития племенного животноводства, адресом является: <адрес> (л.д.26-27).

Из межевого плана, составленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ассоциации кадастровых инженеров «Содружество» ФИО4 в связи с необходимостью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, следует, что при формировании земельного участка была допущена реестровая ошибка в виду наложения на земельный участок , что подтверждает выкопировка от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка с кадастровым номером также налагаются на жилой дом с кадастровым номером . В схеме отражено наложение границ земельного участка с кадастровым номером на границы земельного участка с кадастровым номером , включая площадь наложения в размере 925,3 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером (л.д. 22-24).

Суд находит, что в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства наложение двух смежных земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, недопустимо.

Оценивая полученные доказательства, суд находит, что земельный участок, принадлежащий Бажуков Д.С., находится на кадастровом учёте с ДД.ММ.ГГГГ, права на данный земельный участок не оспариваются; границы земельного участка были определены на местности забором; ответчики фактически не используют земельный участок, принадлежащий истцу; границы земельного участка с кадастровым номером установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и отражены в кадастре недвижимости на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, составленного кадастровым инженером ФИО5

Анализируя данные доказательства, суд считает, что в период проведения кадастровым инженером ФИО5 процедуры межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером в 2012 году в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о земельном участке с кадастровым номером , при установлении общей смежной границы земельного участка с кадастровым номером процедура согласования границ этого земельного участка со смежными землепользователями не была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»; граница земельного участка с кадастровым номером была определена без учёта землепользования, сложившегося и существующего на местности более 15 лет, то есть допущена ошибка в определении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером .

Ответчики Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГБУН Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук не представили доказательства, подтверждающие иное, в том числе отсутствие наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами и , согласование местоположения границ с собственником земельного участка с кадастровым номером в установленном порядке.

Таким образом, суд находит, что в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеется реестровая ошибка в указании координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером . Вследствие данной ошибки происходит наложение границ земельного участка с кадастровым номером на границы земельного участка с кадастровым номером , включая площадь наложения в размере 925,3 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером .

На основании изложенного, суд находит, что права истца как собственника земельного участка с кадастровым номером нарушены постановкой на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером , принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФГБУН Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук и находящегося в собственности Российской Федерации, на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 221-ФЗ воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте – плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с пп. 2 и 3 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу пп. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 и п. 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своём или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Учитывая, что ответчики фактически не используют земельный участок, принадлежащий истцу, согласно сведениям, содержащимся в кадастре недвижимости, отражено наложение границ земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Российской Федерации, на границы земельного участка с кадастровым номером истца, суд находит, что исправление реестровой ошибки не повлечёт за собой прекращение или возникновение прав на объекты недвижимости.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения предъявленных требований, в данном случае для восстановления прав истца необходимо установить смежные границы между земельным участком с кадастровым номером и земельным участком с кадастровым номером по координатам точек, установленных по результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО4; признать межевание земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером , в части установленных границ по координатам характерных точек: точка 428 имеющая координаты , точка 429 имя координаты недействительным.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Бажуков Д.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук о признании межевание земельного участка недействительным, установлении границ удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевание земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером в части установленных границ по координатам характерных точек: точка 428 имеющая координаты , точка 429 имя координаты .

Установить границу между земельным участком с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером и земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности Бажуков Д.С., по координатам характерных точек: точка 428 имеющая координаты , точка 429 имеющая координаты , точка 430 имеющая координаты .

На основании вступившего в законную силу решения суда в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения об изменении местоположения границы, площади и конфигурации земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером .

Ответчики вправе подать в Пермский районный суд Пермского края заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                         /подпись/                         А.В. Конышев

Копия верна.

Судья                                                                                 А.В. Конышев

Подлинник определения подшит в материалы гражданского дела № 2-155/2023

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2022-004465-33

2-155/2023 (2-3894/2022;) ~ М-3433/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бажуков Денис Сергеевич
Ответчики
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Другие
Пашиев Владислав Александрович
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Конышев Александр Валерьевич
Дело на сайте суда
permsk--perm.sudrf.ru
27.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2022Передача материалов судье
01.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.12.2022Предварительное судебное заседание
22.12.2022Предварительное судебное заседание
26.01.2023Предварительное судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.02.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее