Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-880/2022 ~ М-932/2022 от 05.07.2022

дело <Номер>

11RS0<Номер>-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<Адрес> 20 июля 2022 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шубиной Е.А., с участием старшего помощника прокурора <Адрес> Ветошевой В.Н., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление прокурора <Адрес> Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский», муниципальному межпоселенческому учреждению культуры «Центр культуры и досуга» об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры

установил:

прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности в муниципальных учреждениях, подведомственных отделу культуры и национальной политики администрации МР «Удорский», в ходе которой в деятельности муниципального межпоселенческого учреждения культуры «Центр культуры и досуга» расположенному в здании, расположенном по адресу: <Адрес> установлены нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности. Обеспечение антитеррористической безопасности ММУК «ЦКД» реализуется на объекте не в полном объеме: в нарушение подп. «б» п. 22, подп. «в» п. 23 Требований, п. 2.2.1 СП территория не имеет цельной системы ограждения, забор имеется лишь со стороны главного входа, тем самым не обеспечивается защита объекта от несанкционированного проникновения. Поскольку ММУК «ЦКД» является муниципальными казенными учреждениями и не имеет денежных средств, достаточных для выполнения работ по устранению в целом выявленных нарушений, то в соответствии с п. 6.1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма закреплена в п.7 ч.1 ст.9 Устава МО МР «Удорский». Согласно ст.35 Устава МР «Удорский» администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и осуществляет полномочия, в том числе по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми. Бюджет формируется на уровне муниципального района, администрацией распределяются денежные средства, в том числе и на систему образования, учредителем и собственником учреждения культуры является администрация, но в лице своего структурного подразделения - управления образования и отдела культуры и национальной политики подотчетного администрации района. Администрация МР «Удорский» обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации деятельности в учреждениях культуры. На основании изложенного прокурор просил обязать ММУК «ЦКД» в срок до 01.12.2023устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем восстановления ограждения по всему периметру территории, а администрацию МР «Удорский» обеспечить финансирование ММУК «ЦКД» указанных мероприятий.

Прокурор в судебном заседании доводы иска и заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального межпоселенческого учреждения культуры «Центр культуры и досуга» Подугольникова Т.П. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, согласно которому просила рассмотреть дело без ее участия, решение по делу оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица отдела культуры и национальной политики администрации МР «Удорский» Капенкина Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указала, что при необходимом финансировании и достаточном времени нарушения будут устранены.

Ответчик администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, просил рассмотреть дело без их участия, согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.

Третье лицо Управление образования администрации МР «Удорский», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, мнение по иску не высказало.

Заслушав прокурора, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Под противодействием терроризму, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от <Дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта; минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объектов (территорий) следует понимать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В силу п. 4 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <Дата> (далее – Концепция), в Российской Федерации действует общегосударственная система противодействия терроризму, представляющая собой совокупность субъектов противодействия терроризму и их деятельность по предупреждению (профилактике) и пресечению террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Пунктом «д» статьи 11 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Вопросы профилактики экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района в силу пункта 6.1 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <Дата> № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение подп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства от <Дата> <Номер> утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования).

Согласно п. 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В силу п. 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения и др.

Реализация вышеуказанного комплекса мер обеспечивается посредством осуществления конкретных мероприятий.

Так, с соответствии с п. 23 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) граждан и автотранспортных средств; своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий). Аналогичные требования предъявляются к объектам образования постановлением Правительства РФ от <Дата> <Номер> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц обеспечивается также за счет ограждения территории, обязанность по установке которого предусмотрена п. 2.2.1 санитарных правил СП <Дата>-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <Дата> <Номер> (далее – СП).

Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от <Дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом установлено, что ММУК «ЦКД» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации МР «Удорский» от <Дата> <Номер>.

В силу п. 1.5 Устава учредителем ММУК «ЦКД» является МО МР «Удорский» в лице администрации МР «Удорский». Согласно п. 1.6 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет отдел культуры и национальной политики администрации МР «Удорский».

Организация досуга населения и обеспечение жителей услугами учреждения культуры ММУК «ЦКД» осуществляется по адресу: <Адрес>. Здание является собственностью МР «Удорский» и передано в оперативное управление ММУК «ЦКД» на основании договора <Номер> от <Дата>.

Во исполнение Требований в 2021 году ММУК «ЦКД» проведено обследование и категорирование объекта, расположенного по адресу: <Адрес>.

На основании акта обследования от <Дата> утвержден паспорт безопасности, в соответствии с которым объекту присвоена II категория опасности.

В ходе проверки установлено, что вопреки вышеуказанным положениям законодательства обеспечение безопасности ММУК «ЦКД» реализуется на объекте не в полном объеме: в нарушение подп. «б» п. 22, подп. «а», «б», «в» п. 23 Требований на объекте не установлен контрольно-пропускной пункт, что не позволяет в полной мере обеспечить защиту объекта от несанкционированного проникновения. Бездействие и непринятие действенных мер по обеспечению надлежащего уровня антитеррористической защищенности и комплексной безопасности являются противоправными, недопустимыми и, как следствие, влекут нарушение конституционных прав работников учреждения, и иных лиц, круг которых не определен, на охрану их жизни и здоровья.

По выявленным нарушениям <Дата> в адрес начальника отдела культуры и национальной политики администрации МР «Удорский» было внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.

Поскольку ММУК «ЦКД» является муниципальным казенным учреждением и не имеет денежных средств, достаточных для выполнения работ по устранению в целом выявленных нарушений, то в соответствии с п. 6.1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичная норма закреплена в п. 7 ч. 1 ст. 9 Устава МО МР «Удорский».

В соответствии со ст. 9 Устава МР «Удорский» к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с Федеральным № 131-ФЗ относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно ст. 35 Устава МР «Удорский» администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. <Адрес> осуществляет полномочия, в том числе по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми.

В силу положений, установленных ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности учреждения является обязанностью руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, у администрации имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, в том числе на обустройство территории учреждения культуры.

Таким образом, бюджет формируется на уровне муниципального района, администрацией распределяются денежные средства, в том числе и на систему образования, учредителем и собственником учреждения культуры является администрация, но в лице своего структурного подразделения – отдела культуры и национальной политики подотчетного администрации района.

Следовательно, администрация МР «Удорский» обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации деятельности в учреждениях культуры.

Неисполнение администрацией муниципального района «Удорский» и ММУК «ЦКД» требований в сфере противодействия терроризму нарушает основные принципы законодательства в данной области, к числу которых относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на общественную безопасность и профилактику террористической деятельности, а также нарушают интересы Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, что является недопустимым.

С учетом установленных обстоятельств и исследованных материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, применив вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский», муниципальному межпоселенческому учреждению культуры «Центр культуры и досуга» об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры удовлетворить.

Обязать муниципальное межпоселенческое учреждение культуры «Центр культуры и досуга», ОГРН <Номер>, ИНН <Номер>, в срок до 01 декабря 2023 годаустранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем установления контрольно-пропускного пункта.

Обязать администрацию муниципального района «Удорский», ОГРН <Номер>, ИНН <Номер>, обеспечить финансирование межпоселенческому учреждению культуры «Центр культуры и досуга», расположенного по адресу: <Адрес> мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры путем установления контрольно-пропускного пункта.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 17 часам 30 минутам 25 июля 2022 года.

2-880/2022 ~ М-932/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Удорского района
Ответчики
ММУК "Центр культуры и досуга"
Администрация МР "Удорский"
Другие
Отдел культуры МР "удорский"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Жданов Алексей Николаевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Дело оформлено
23.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее