Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-4252/2024 ~ М-2203/2024 от 11.03.2024

11RS0001-01-2024-004194-24 дело №2-4252/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Крыжевской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 15 апреля 2024 года гражданское дело по иску Зенковой Светланы Юрьевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

Зенкова С.Ю., действуя за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО4, обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить ей на состав семьи 4 человека, включая ФИО4, ФИО2 и ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: ..., указав в обоснование требований на бездействие ответчика в принятии мер к расселению жильцов аварийного дома, проживание в котором несет угрозу для жизни и здоровья.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО2 и ФИО3

В судебном заседании представитель истца требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признала.

Истец и третьи лица в суд не явились.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ....

Нанимателем этого жилого помещения является истец Зенкова С.Ю.

В качестве членов семьи нанимателя в договоре социального найма от ** ** ** указаны ФИО2, ФИО3 и ФИО4

В июне 2017 года ООО «АртПроект» проведено обследование многоквартирного жилого ....

Согласно техническому отчету по обследованию здания, ... – деревянный, восьми квартирный, 1986 года постройки. Основные строительные конструкции здания имеют дефекты и повреждения, свидетельствующие об их технической неисправности. Из-за проседания и перекоса стен пространственная жесткость здания в целом нарушена. Просадка стен свидетельствует о деформации фундамента и потере несущей способности грунтового основания. Пристроенные части здания с расположенными в них входными группами и туалетными помещениями находятся в обрушенном состоянии. Категория технического состояния основных несущих конструктивных элементов здания в целом (фундамента, стен, перекрытий) – аварийная, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Существующий уровень эксплуатационных показателей здания и систем инженерного оборудования на момент проведения обследования свидетельствует о полном моральном и физическом износе здания в целом. Практически все помещения жилого дома являются непригодными и опасными для проживания.

На основании данного технического отчета, межведомственная комиссия в заключении от ** ** ** пришла к выводу о необходимости признания ... аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для расселения проживающих в доме граждан установлен до 2022 года.

В связи с угрозой обрушения ... и в целях исключения человеческих жертв, администрацией МО ГО «Сыктывкар» принято решение организовать мероприятия по сносу аварийного дома, о чем издано соответствующее постановление от ** ** ** №....

В декабре 2023 года ... снесен.

Жилое помещение взамен ... администрацией истцу не предоставлено.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2018 года №57-КГ18-16).

В ходе рассмотрения дела установлено, что техническое состояние занимаемого истцом жилого помещения и ... не позволяло проживать в нем и имело опасность для жизни и здоровья, в связи с чем, дом был снесен.

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у истца права предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 ЖК РФ, и не зависит от признания её малоимущей и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 ЖК РФ).

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.

Поскольку истец до настоящего времени благоустроенным жилым помещением взамен непригодного не обеспечена, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в силу статей 85, 87, 89 ЖК РФ, а также статьи 40 Конституции Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по предоставлению ей на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г.Сыктывкара, равнозначного по площади ..., то есть не менее 40,4 кв.м.

Доводы истца о необходимости предоставления ей благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 72 кв.м., рассчитанной исходя из нормы предоставления жилого помещения на четырех человек, суд считает несостоятельными.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Вместе с тем, применительно к положениям статьи 89 ЖК РФ критерий равнозначности не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Зенковой Светланы Юрьевны (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Зенковой Светлане Юрьевне на состав семьи 4 человека, включая ФИО2, ФИО3 и ФИО4, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 40,4 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 19 апреля 2024 года.

Председательствующий                 О.Л. Саенко

2-4252/2024 ~ М-2203/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Зенкова Светлана Юрьевна
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Зенкова Софья Евгеньевна
Зенкова Екатерина Евгеньевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Саенко Ольга Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее