Дело №
79RS0002-01-2023-002662-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцева Я.И.,
при секретаре Гаджикишиевой Д.Т.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Ивагиной Н.В.,
представителя ответчика – Цыбукеевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района в интересах Костюничевой Антонины Леонидовны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах Костюничевой А.Л. обратился в суд с иском к департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее - департамент) об обязании обеспечить лекарственным препаратом, компенсации морального вреда. Просит суд обязать департамент здравоохранения Правительства Еврейской автономной области обеспечить Костюничеву Антонину Леонидовну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Ленинским РОВД Еврейской автономной области 07.02.2001, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» таб.пролонг.п.п.о, дозировка 1.5 мг в количестве 1 упаковка по рецепту серии 79ЛЕ № 5265243548; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Ивагина Н.В. поддержала заявление о прекращении производства по делу в части требования о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом по следующим отсроченным рецептурным бланкам в связи с отказом истца от данного требования, пояснив, что необходимый препарат получен, рецепт обслужен. Последствия отказа от иска в части разъяснены и понятны. В остальной части исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Материальный истец Костюничева А.Л. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, от него в суд поступило заявлении об отказе от иска в части обеспечения лекарственным препаратом.
Представитель департамента, действующий на основании доверенности - Цыбукеева А.Е., выразила согласие с возможностью принятия отказа, поскольку Костюничева А.Л. обеспечена лекарственными препаратами 23.03.2023, в части требований о взыскании морального вреда просила учесть, что препарат выдан, а также незначительную стоимость препарата.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
В соответствии со ст. 1-4 закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в сфере охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования уполномоченный орган исполнительной власти области осуществляет следующие полномочия по осуществлению реализации государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья населения.
Согласно ст. 3 данного закона области обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Департамент является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей (постановление правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области»).
Пунктом 3 Положения установлено, что департамент здравоохранения осуществляет следующие основные функции: осуществляет организацию системы ведомственного контроля за подведомственными областными учреждениями и предприятиями; контролирует деятельность подведомственных областных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции здравоохранения; координирует деятельность подведомственных областных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции департамента здравоохранения.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
На основании вышеприведенных нормативных правовых актов, Костюничева А.Л. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
На имя Костюничевой А.Л. 11.01.2023 выписан рецепт серии 79ЛЕ № 5265243548 на «<данные изъяты>» таб.пролонг.п.п.о, дозировка 1.5 мг в количестве 1 упаковка, который предъявлен в аптечную организацию 27.01.2023.
В судебном заседании установлено, что истец Костюничева А.Л. обеспечена 23.03.2023 необходимыми лекарственными средствами по указанному выше рецепту на основании государственного контракта.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Порядок реализации истцом своего процессуального права на отказ от иска, предусмотренный ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, определен ч. 1 ст. 173 ГПК РФ Данная норма предусматривает, что заявление истца об отказе от иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. В случае, если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, в части требования о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами по указанным рецептурным бланкам. Последствия отказа от иска в части разъяснены и понятны.
Суд принимает отказ истца от иска в части требования о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Костюничевой А.Л. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для своевременного обеспечения лекарственных препаратов истца, что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых истцу по жизненным показаниям.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истца, срок, в течение которого, истец не был обеспечен назначенным ему по жизненным показаниям препаратами, степень вины ответчика, суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Костюничевой А.Л. в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Костюничевой Антонины Леонидовны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить.
Производство по делу по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Костюничевой Антонины Леонидовны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области в части исковых требований об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом – прекратить в связи с отказом истца от иска.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001070, ОРГН 1027900513156) в пользу Костюничевой Антонины Леонидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение изготовлено – 31.08.2023.