№
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 29 августа 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Мамаева Р.И.,
при секретаре судебного заседания - ФИО5,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика: МО «с. Н.Дженгутай» - ФИО6, представителя третьего лица – администрации МР «<адрес>» - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО2 к администрации МО «<адрес>» о признании действий незаконными и обязании восстановить в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, вставших на учет до 01.01.2005
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным действий по отказу в восстановлении в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и обязании восстановить в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что она является матерью двоих детей-инвалидов с детства: ФИО3 1990 года рождения и ФИО4 1994 года рождения. 21.08.20203 она обратилась в администрацию с. Н.<адрес> РД с заявлением о включении её в список лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. В ходе рассмотрения ее заявлении, администрацией с. Н.Дженгутай проведена проверка жилищных условий, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации с. Н.<адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ № она, имеющая 2-х детей инвалидов и проживающая по найму жилья у ФИО8, включена в список льготников-очередников под №. На ее устные обращения администрация отвечала, что ей сообщат, когда подойдет очередь. ДД.ММ.ГГГГ она письменно обратилась в администрацию села, где ей ДД.ММ.ГГГГ дали ответ, из которого следовало, что в конце 2004 – начале 2005 года администрация села получила новое здание и при переезде работниками администрации были утеряны журналы регистрации заявлений, списки льготников инвалидов, вставших на учет по улучшению жилищных условий вместе с другими архивными документами, ввиду чего ей рекомендовали обратиться в суд для включения в список очередников.
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации МО «<адрес>» административные требования ФИО2 признал в полном объеме и пояснил, что действительно, при переезде в 2005-2006 гг. в новое здание администрации ее бывшими работниками утеряны жилищные дела многих сельчан, в том числе ФИО2 Указанное нарушает их законные права и интересы. Личное дело истицы в администрации села отсутствует, однако у администрации села, с учетом наличия в руках у истицы постановлений о постановке на ее учет, заявления о принятии на учет для улучшения жилищных условий, нет сомнений в том, что ФИО2 действительно стояла на учете для улучшения жилищных условий.
Представитель администрации МР «<адрес>» исковые требования ФИО2 также признал, в удовлетворении требований последней не возражает.
Третье лицо своего представителя на судебное заседание не направило, возражение не представило.
Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии со статьями 17 и 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" (далее -Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 348)
Из положений статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого Федерального закона.
Установленный статьей 28.2 этого Федерального закона механизм реализации указанного права предусматривает выделение средств из федерального бюджета на решение жилищного вопроса инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в порядке очередности. При этом полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 348 Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Этим же постановлением Правительства РД утвержден Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам.
Так, согласно п. 2 Порядка, администрации муниципальных районов и городских округов в двухнедельный срок со дня принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с государственными казенными учреждениями Республики Дагестан - управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах (далее - управления социальной защиты населения), а также ежегодно, до 1 февраля, - уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.
В силу п. 3 Порядка, списки нуждающихся в улучшении жилищных условий представляются администрациями муниципальных районов и городских округов в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан раздельно в отношении, в том числе, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ;
Учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано следующими документами:
а) копия решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
б) копии документов, удостоверяющих личность получателя субсидии и членов его семьи;
в) копии документов, подтверждающих родственные отношения гражданина и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства);
г) документы, подтверждающие право на получение субсидии (удостоверение, свидетельство о праве на льготы, сведения, подтверждающие факт установления инвалидности);
д) акт проверки, с участием представителя управления социальной защиты населения, жилищных условий на момент предоставления субсидии;
е) выписка из домовой (похозяйственной) книги.
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в целях предупреждения нецелевого использования федеральных средств, выделенных на финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверяет в течение 30 рабочих дней полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и на основании представленных списков формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий раздельно в отношении категорий граждан, указанных в пункте 3 Порядка, за исключением граждан, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящего Порядка (п. 6 Порядка).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила), согласно пункту 3 которых субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (часть 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 169 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2 Методики размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется из численности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на оказание мер социальной поддержки в субъекте Российской Федерации, устанавливаемого ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, поправочного коэффициента, который рассчитывается как отношение объема бюджетных ассигнований, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию передаваемых федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, к общей сумме потребностей субъектов Российской Федерации в средствах на эти цели. Указанная потребность для каждого субъекта Российской Федерации определяется как произведение численности нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (на начало текущего финансового года) на 18 кв. метров и на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, определенную в установленном порядке.
Анализ указанных норм права свидетельствует о том, что субвенции, направляемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, имеют своей целью обеспечение того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 является матерью детей-инвалидов с детства: ФИО3 1990 года рождения и ФИО4 1994 года рождения. Указанное подтверждается свидетельствами об их рождении, в которых истица записана в качестве матери детей, а также справками медико-социальной экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с письменным заявлением на имя главы администрации с. Н.Дженгутай о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий как родитель, имеющий детей-инвалидов. Данное заявление зарегистрировано в администрации с. Н.Дженгутай за входящим номером 13 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации с. Н.Дженгутай в составе председателя ФИО9 и членов комиссии ФИО10 и ФИО11 с выездом по месту проживания истицы произвела проверку условий, в ходе которого установила, что ФИО2 снимает по договору найма 2 комнаты площадью 27 кв.м. в домовладении, принадлежащем ФИО8 вместе с ФИО2 в нем также проживают ее супруг и трое детей.
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список очередников под № как родитель, воспитывающий двух детей-инвалидов детства.
Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 сняла у Зайнуллаева Гусена две комнаты в принадлежащем ему частном доме.
Из справки БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 и ее супругом домовладение в с. Н.Дженгутай не зарегистрировано. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БМО Управления Росреестра по РД также следует об отсутствии зарегистрированного за ФИО2 права на объекты недвижимости.
Таким образом, из представленных административным истцом подлинников документов достоверно следует, что ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как имеющая двух детей-инвалидов.
Из-за длительной отсутствии информации истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию МО «<адрес>», с целью разъяснения ей о причинах отсутствия в районном списке льготников по улучшению жилищных условий.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация села сообщила о том, что при переезде администрации села в новое здание в 2005 году списки льготников инвалидов, вставших на учет по улучшению жилищных условий вместе с другими архивными документами утеряны.
При таких обстоятельствах факт нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий заинтересованными лицами не оспаривался, а отсутствие полного пакета документов не может служить основанием для исключения ФИО2, имеющей двух детей-инвалидов, из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. Отсутствие в администрации с. Н.Дженгутай учетного дела при наличии у истицы сохранившихся первичных документов, само по себе не может умалять жилищных прав истца, поскольку неправомерных действий при первоначальной (до ДД.ММ.ГГГГ) постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", ею не допущено. Реализация жилищных прав административного истца не может быть поставлена в зависимость от утраты или ненадлежащего оформления органами местного самоуправления документов.
В этой связи суд находит обоснованными требования административного истца о восстановлении ее в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Сомнений в том, что ФИО2 состояла в списках лиц администрации МО «с. Н.Дженгутай», нуждающихся в улучшении жилищных условий, у суда не имеется и подтверждается представленными истцом ненормативным актом органа местного самоуправления сельского поселения.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным действия администрации МО «<адрес>» по отказу в восстановлении ФИО2 в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и обязать администрацию МО «<адрес>» восстановить ФИО2 в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, как вставшей на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации с. Н.Дженгутай от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.И. Мамаев
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ года