№2-257/2024
70RS0004-01-2023-005273-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2024 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной И.В.
при секретаре Вернер В.В.,
при участии помощника прокурора Петелиной Е.В., истцов (ответчиков) Арлановой Г.Н., Екимовой Е.Д., представителя истцов (ответчиков) Золотухиной Л.Г., представителя ответчика (истца) Жохова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Арлановой ФИО11, Екимовой ФИО12 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену, прекращении права собственности, по иску муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Арлановой ФИО13, Екимовой ФИО14 о прекращении права собственности путем выкупа с установлением денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Арланова Г.Н., Екимова Е.Д. обратились в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, с учетом изменения предмета исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просили предоставить истцам на праве общей долевой собственности жилое помещение, состоящее не менее, чем из одной комнаты, общей площадью не менее ... кв.м., расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения по адресу: <адрес>, с зачем стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену, прекратить право собственности истцов на жилое помещение по адресу: <адрес> после предоставления в собственность иного благоустроенного жилого помещения.
В обоснование иска указали, что истцам принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на праве общедолевой собственности. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истцов от администрации поступило письмо с обращением о замене способа переселения из аварийного дома, предназначенного под снос, на «выкуп помещения». Муниципальным образованием «Город Томск» был составлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с установлением выкупной цены в размере ... рублей. В виду несогласия с указанной выкупной стоимостью Арлановой Г.Н. был заключен договор с ..., согласно отчета которого выкупная стоимость спорного жилого помещения составила ... рублей. В виду недостижения соглашения с муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска о размере выкупной стоимости жилого помещения подлежащего изъятию, истцы были вынуждены обратиться за защитой своих прав в суд.
Определением Ленинского районного суда г.Томска от 17.01.2024 по делу №2-264/2024 на рассмотрение в Советский районный суд г.Томска было передано дело по иску администрации Ленинского района г.Томска к Алановой Г.Н., Екимовой Е.Д. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации.
Определением Советского районного суд г.Томска от 13.02.2024 данное дело принято к производству. Гражданскому делу присвоен номер 2-1128/2024.
Определением Советского районного суда г.Томска от 06.03.2024 гражданские дела № 2-257/2024 и 2-1128/2024 объединены в одно производство.
Истцы (ответчики) Арланова Г.Н., Екимова Е.Д., представитель истцов (ответчиков) Золотухина Л.Г., в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом изменения предмета иска, просили их удовлетворить, возражали против удовлетворения исковых требований муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа с установлением денежной компенсации.
Представитель ответчика (истца) муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска Жохов С.В., в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, возражал против удовлетворения исковых требований Арлановой Г.Н., Екимовой Е.Д. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.
Заслушав истцов (ответчиков), их представителя, представителя ответчика (истца), заключение прокурора, полагавшего исковые требования ФИО3, ФИО4 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска подлежащими удовлетворению и неподлежащими удовлетворению исковые требования муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Арлановой Г.Н, Екимовой Е.Д., суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека установлен международно-правовой принцип, который гласит, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
В развитие указанных положений ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с международно-правовыми стандартами не предусматривает возможности произвольного и безвозмездного изъятия чужого имущества.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст.18, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Определение от 15.02.2005 №17-0, Постановление от 16.12.1997 №20-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации устанавливает правовые гарантии частной собственности, исходя из которых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд устанавливается специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Указанные положения жилищного законодательства устанавливают механизм компенсации затрат, которые гражданин несёт в связи с изъятием принадлежащего ему имущества и выступают в качестве гарантий обеспечения конституционного права собственности гражданина.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
Для применения приведённых выше правовых норм с учётом разъяснений, содержащихся в п. 22 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из материалов дела следует, что Арлановой Г.Н., Екимовой (Арлановой) Е.Д. принадлежит на праве общедолевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (... доли в праве), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.Оставшаяся доля принадлежит муниципальному образованию “Город Томск”.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным постановлением администрации г. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска», многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (п. 8).
Вышеуказанным постановлением администрации г. Томска на районную администрацию возложена обязанность провести мероприятия, предусмотренные «Регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Распоряжением администрации г.Томска от 14.12.2009 № р1535.
Требованием администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Арлановой Г.Н., Екимовой Е.Д. предложено совместно с другими собственниками осуществить в течение 6 месяцев снос многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Города Томска принято постановление № «<адрес>».
В связи с признанием данного дома аварийным в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан мероприятия по его расселению включены в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы», утв. распоряжением администрации Томской области от 10.04.2019 №233-ра. Планируемая дата окончания расселения <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, следует, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
При этом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Собственник жилого помещения в данном случае имеет право выбора любого из названных способов.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, и возлагающего в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на администрацию муниципального образования обязанность предоставить в собственность таким гражданам равнозначное жилое помещение.
Вышеуказанная Региональная программа принята в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В силу п. 3 ст. 2 вышеуказанного закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Арлановой Г.Н., Екимовой Е.Д. выбран способ расселения <адрес>, признанного аварийным и подлежащим расселению – предоставление жилого помещения взамен данного помещения с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения.
Приведенные обстоятельства указывают на нарушение ответчиком общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Бездействие ответчика не должно ограничивать истцов в праве требования защиты нарушенного права, в том числе, путем предоставления им иного жилого помещения на условиях договора социального найма на основаниист.ст. 86, 89 ЖК РФ.
При признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 ЖК РФ производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением иного жилого помещения.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцами жилого помещения на протяжении уже длительного времени, суд приходит к выводу, что поскольку <адрес> в г.Томске признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, следовательно, требования истцов о предоставлении в собственность взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения обоснованным.
При этом доказательств о принятии органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в региональной программе, суду не представлено.
С учетом изложенного суд полагает не подлежащими удовлетворению исковые требования муниципального образования «Город Томск в лице администрации Города Томска» к Арлановой Г.Н., Екимовой Е.Д. о прекращении права собственности на жилое помещение № по адресу: <адрес> путем выкупа с установлением денежной компенсации, прекращением права собственности.
В силу ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании вышеуказанных норм права и установленных обстоятельств, суд полагает, что право собственности истцов на жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> подлежит прекращению после предоставления иного жилого помещения взамен аварийного.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст.94 ГПК к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска была назначена комплексная судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено .... Расходы по проведению экспертизы возложены на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска. Согласно счету на оплату от ДД.ММ.ГГГГ № стоимость проведенной судебной экспертизы составила ... рублей. Указанные расходы подлежат взысканию с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Арлановой ФИО15, Екимовой ФИО16, - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить на праве совместной собственности Арлановой ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Екимовой ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, взамен признанного аварийным жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.
Прекратить право общей совместной собственности (... долей) Арлановой ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Екимовой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на жилое помещение по адресу: <адрес> после предоставления Арлановой ФИО21, Екимовой ФИО22 другого жилого помещения взамен аварийного.
Признать право собственности (... долей) муниципального образования Город Томск в лице администрации Города Томска на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления Арлановой ФИО23, Екимовой ФИО24 другого жилого помещения.
Исковые требования муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Арлановой ФИО26, Екимовой ФИО27 о прекращении права собственности путем выкупа на жилое помещение №, расположенное по адресу: <адрес>, установлении подлежащей выплате денежной компенсации в размере ... рублей, со внесением соответствующей записи в ЕГРН, оставить без удовлетворения.
Взыскать с муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска в пользу ... ... рублей в счет оплаты судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись) И.В. Перелыгина
Мотивированный текст изготовлен 01.04.2024.