Судья Прилепова Н.Н. УИД11RS0009-01-2023-00065516 Дело № 21-251/2024
(№ 12-31/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Плесовская Н.В., при секретаре судебного заседания Микушевой А.И., рассмотрев 29 мая 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу врио начальника ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Бобрик В.Ю. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Артеевой А.С. от 13 июня 2023года <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Артеевой А.С. <Номер обезличен> от 13 июня 2023 года ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 марта 2024 года приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, врио начальника ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Бобрик В.Ю. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми состава вмененного административного правонарушения.
Государственной инспекцией труда в Республике Коми и Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поданы возражения на жалобу, согласно которым полагают привлечение ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности законным и обоснованным.
В судебном заседании защитник ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Стародубец Е.В. настаивал на доводах жалобы.
Иные лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своего законного представителя или защитника не обеспечили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, явка которых обязательной не признана.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в бездействии, в частности в необеспечении работников (независимо от их количества) согласно установленным нормам средствами индивидуальной защиты, отнесенными соответствующим техническим регламентом о безопасности средств индивидуальной защиты к 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а также невыполнении обязанности по хранению таких средств, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 766н.
Ответственность за определение потребности, выбор, своевременную и в полном объеме выдачу работникам СИЗ, за организацию контроля за правильностью их эксплуатации работниками, а также за хранение, уход и вывод из эксплуатации средств индивидуальной защиты возлагается на работодателя (пункт 9 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами).
Пунктом 5 Приложения №2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н (Приложение №2 утратило силу с 01.09.2023) было установлено, что смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
В соответствии с пунктами 1, 10 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (Приложение №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н) при работе с сажей работодатель обеспечивает работника средствами гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу) (100 мл в месяц); регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями (100 мл в месяц).
В соответствии с пунктами 8, 9 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (Приложение №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н) при осуществлении работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая), работодатель обеспечивает работника твердым туалетным мылом (300 г в месяц) или жидкими моющими средствами в дозирующих устройствах (500 мл в месяц); очищающими кремами, гелями и пастами (200 мл в месяц).
Пунктом 21 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (Приложение №2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н) также было предусмотрено, что на работах, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая и т.п.), в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам работникам выдаются очищающие кремы, гели и пасты. Замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено нижестоящим судом, в ходе проведения Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки соблюдения законодательства об охране труда ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми выявлено, что в нарушение требований Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н работники котельной жилой и производственной зоны ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми ФИО. в период с января по апрель 2023 года не обеспечивались работодателем средствами гидрофобного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу), регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями, а также мылом по норме выдачи (фактически 100 либо 200 грамм вместо 300 грамм), что подтверждается ведомостями выдачи смывающих и обеззараживающих средств.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокурором 17 мая 2023 года в отношении ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми дела об административном правонарушении и последующего привлечения учреждения постановлением должностного лица государственной инспекции труда к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Давая оценку законности вынесенного постановления, судья городского суда на основании фактических обстоятельств пришёл к обоснованному выводу о правомерности привлечения ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 мая 2023 года; материалами проверки соблюдения законодательства об охране труда в ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, в том числе личными карточками и ведомостями учета выдачи СИЗ, актом обхода прокурора от 13 мая 2023 года, должностной инструкцией машиниста (кочегара) котельной ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми, объяснениями работников котельной (о недостаточности выдаваемого мыла для смывания загрязнений) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя жалобы на карты <Номер обезличен> и <Номер обезличен> специальной оценки условий труда машинистов (кочегаров) котельной (жилой зоны и производственной зоны), как на доказательство, свидетельствующее, по мнению защитника учреждения, о том, что работа в котельной ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми не связана с вредными и (или) опасными факторами производственной среды, в связи с чем работники не должны обеспечиваться вышеуказанными средствами индивидуальной защиты, не влечет отмену обжалуемых процессуальных актов, поскольку приведенные Типовые нормы предполагают выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств не только на работах с вредными и (или) опасными факторами производственной среды, но и на работах, связанных с загрязнением.
Согласно пункту 13 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" было предусмотрено, что перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
В этой связи Минтруда России в письме от 23.06.2016 N 15-2/В-2039 поясняет, что в случае если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, то ему должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда.
В рассматриваемом случае, специальная оценка условий труда машинистов (кочегаров) котельной ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми проводилась в 2018 году.
При этом в декабре 2022 года составлен отчёт инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта ОНВ ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, утверждённый врио начальника ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми, согласно которому котлы Каскад-10 СН и Энергия-3М являются источником выделения загрязняющего вещества - сажа (код 0328).
Проанализировав приведенные в должностной инструкции обязанности и характер осуществляемой работы машиниста (кочегара) котельной ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми, а именно: непосредственное взаимодействие с топкой, топливом, чистка котла и труб, и приняв во внимание, что сажа в котельной присутствует как выброс, судья городского суда правомерно заключил в своем решении, что данная работа, безусловно, связана с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, в том числе с сажей, золой и производственной пылью.
Следовательно, в силу Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств работники должны были быть обеспечены средствами гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу), регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями; твердым туалетным мылом (300 г в месяц) или жидкими моющими средствами в дозирующих устройствах (500 мл в месяц).
Вместе с тем, в нарушение положений законодательства, ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми не обеспечило работников указанными смывающими и (или) обезвреживающими средствами.
Вопреки доводам жалобы, выдача работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты не влияет на выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств (письмо Минтруда России от 29.04.2016 N 15-2/ООГ-1698).
Подлежат отклонению и доводы защитника ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми, полагающего, что работа в котельной связана с легкосмываемыми загрязнениями, поскольку, согласно разъяснениям Минтруда России, к легкосмываемым загрязнениям относятся загрязнения, при которых применения мыла или жидких моющих средств достаточно для очищения от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника.
Вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки нижестоящей судебной инстанции, они не опровергают наличие в действиях ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Назначенное административное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено юридическому лицу с учётом характера совершённого им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Учитывая обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения, оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Таким образом, постановление должностного лица административного органа и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтверждённых совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Артеевой А.С. от 13 июня 2023года <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми оставить без изменения, жалобу врио начальника ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Бобрик В.Ю. - без удовлетворения.
Судья - Н.В. Плесовская