Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием прокурора Данилова А.С., представителя ответчика Нагулиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2023-003893-84 (2-2904/2023) по исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, администрации г. Усолье-Сибирское, к АО «Усолье-Сибирский химфарзавод» об обязании прекратить негативное воздействие на землю, почву в результате сброса сточных вод при эксплуатации канализационных сетей.
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска Ангарским межрайонным природоохранным прокурором указано, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено негативного воздействия сточных вод АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» на земельный участок с кадастровым номером (данные изъяты) в границах <адрес>. Установлено, что АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» осуществляет эксплуатацию канализационных сетей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты) в <адрес> в целях транспортировки сточных вод, образующихся в результате деятельности предприятия. Земельный участок принадлежит на праве собственности администрации <адрес>. Прием сточных вод осуществляется Ф.И.О8» на основании заключенного с АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты). Обследованием земельного участка с кадастровым номеров (данные изъяты) с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и Байкальской природной территории Службы государственного экологического надзора <адрес> в Управления Росреестра по <адрес> выявлен факт его загрязнена сточными водами, источником которого являются канализационные сети АО «Усолье-Сибирский химфармзавод». <адрес> загрязнения земель составила (данные изъяты) кв.м. Согласно нормативам состава сточных вод (приложение (данные изъяты) к договору холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)), в состав сточных вод могут входить взвешенные вещества, нефтепродукты, фенолы сульфиды, сульфаты, а также иные загрязняющие вещества. Изложенные факты послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ представления генеральному директору АО «Усолье-Сибирский химфармзавод». Вместе с тем факты негативного воздействия сточных вод на землю и почву предприятием окончательно не исключены. Министерством природных ресурсов Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-ОГ разъяснено, что сточные воды, в силу п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с ДД.ММ.ГГГГ часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для npиема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты) «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Игнорирование перечисленных требований закона недопустимо, поскольку их неисполнение влечет за собой причинение ущерба всем природным компонентам окружающей среды, в том числе землям и почвам, а также ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения города.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит: обязать общество с ограниченной ответственностью «Усолье-Сибирский химфармзавод» (ИНН (данные изъяты) в течение ДД.ММ.ГГГГ месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к прекращению негативного воздействия на землю, почву в результате сброса сточных вод при эксплуатации канализационных сетей, расположенных на земельном участке, с кадастровым номером (данные изъяты) на территории <адрес>.
В судебном заседании Ангарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, администрации г. Усолье-Сибирское, Данилов А.С. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Усолье-Сибирский химфарзавод» по доверенности (л.д. 63) Нагулина Н.В. в судебном заседании исковые требования признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 60), суду пояснила, что с учётом погодных условий завод сможет устранить имеющиеся повреждения на коллекторе в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица <данные изъяты> <адрес> по доверенности (л.д. 50) Ф.И.О4 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, направила письменное ходатайство, согласно которому полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в исковом заявлении и просит гражданское дело рассмотреть в отсутствие их представителя с вынесением судебного акта. Составу суда доверяет, отводов не имеет (л.д. 49).
Представитель третьего лица <данные изъяты> <адрес> по доверенности (л.д. 52) Ф.И.О5 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации <адрес>, согласно которому исковые требования считает законными и подлежащими удовлетворению. Направить копию решения суда в их адрес. Составу суда доверяет, отводов не имеет (л.д. 51).
Представитель третьего лица <данные изъяты> по <адрес> и Байкальской природной территории в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица <данные изъяты> по <адрес> по доверенности (л.д. 48) Ф.И.О6 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть исковое заявление без участия представителя Управления (л.д. 47).
Представитель третьего лица <данные изъяты>» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Учитывая изложенное, суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьёй 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 № 1203-О, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). При этом как собственники земли, так и лица, владеющие и пользующиеся земельными участками (в том числе на основании договоров), реализуя права, связанные с владением и пользованием земельными участками, должны учитывать конституционно закрепленные требования о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 17, часть 3; статья 36, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «О охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ, сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено также право запрещать деятельность, создающую угрозу причинения вреда, что также является способом защиты прав.
В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
В судебном заседании установлено, что акционерное общество «Усолье-Сибирский химфармзавод» осуществляет эксплуатацию канализационных сетей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты) в <адрес> в целях транспортировки сточных вод, образующихся в результате деятельности предприятия.
Земельный участок с кадастровым номером (данные изъяты),расположенный по адресу: <адрес>, муниципальное образование «<адрес>», территории <адрес> <адрес>, поставлен нагосударственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности. Землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, имеет уточненную площадь 272267 кв.м., сведения о местоположении границ участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования «<адрес>» на основании постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты), постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-па.
Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты) расположены следующие объекты капитального строительства:
сооружение с кадастровым номером (данные изъяты) (самотечный канализационный коллектор), протяженностью (данные изъяты)э принадлежащее на праве собственности, <адрес> муниципальному образованию, находящееся в хозяйственном ведении <данные изъяты>
сооружение с кадастровым номером (данные изъяты) (сети энергоснабжения <данные изъяты>), протяженностью (данные изъяты) м., принадлежащее на праве собственности ООО «<данные изъяты>
сооружение с кадастровым номером (данные изъяты) (сети энергоснабжения <данные изъяты>), протяженностью (данные изъяты) м., принадлежащее на праве собственности ООО <данные изъяты> сооружение с кадастровым номером (данные изъяты) (Ж<данные изъяты> до колодца (данные изъяты) м.), протяженностью (данные изъяты) м., принадлежащее на праве собственности <данные изъяты>
На основании договора (данные изъяты) холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между <данные изъяты>» и АО «Усолье-Сибирский химфармзавод», <данные изъяты> осуществляет прием сточных вод.
Из иска следует, что обследованием земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) с привлечением специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> природной территории Службы государственного экологического надзора <адрес> в Управления Росреестра по <адрес> выявлен факт его загрязнена сточными водами, источником которого являются канализационные сети АО «Усолье-Сибирский химфармзавод».
Так, общая площадь загрязнения земель составила (данные изъяты) кв.м. Согласно нормативам состава сточных вод (приложение (данные изъяты) к договору холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)), в состав сточных вод могут входить взвешенные вещества, нефтепродукты, фенолы сульфиды, сульфаты, а также иные загрязняющие вещества.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление генеральному директору АО «Усолье-Сибирский химфармзавод».
Вместе с тем факты негативного воздействия сточных вод на землю и почву предприятием окончательно не исключены.
Министерством природных ресурсов Российской Федерации в письме от 23.08.2018 № 12-50/07137-ОГ разъяснено, что сточные воды, в силу п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно пункту 18 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных…в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Согласно пункту 23 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных…удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Согласно пункту 24 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных…объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2020, N 14, ст. 2014), санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Учитывая, что игнорирование АО «Усолье-Сибирский химфармзавод». перечисленных требований закона недопустимо, поскольку их неисполнение влечет за собой причинение ущерба всем природным компонентам окружающей среды, в том числе землям и почвам, а также ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения города.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, администрации г. Усолье-Сибирское, к АО «Усолье-Сибирский химфарзавод» об обязании прекратить негативное воздействие на землю, почву в результате сброса сточных вод при эксплуатации канализационных сетей - удовлетворить.
Обязать АО «Усолье-Сибирский химфарзавод» (ИНН (данные изъяты)) в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к прекращению негативного воздействия на землю, почву в результате сброса сточных вод при эксплуатации канализационных сетей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (данные изъяты) в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.
Судья А.Н. Касимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.