Производство № 2-442/2022 (2-8323/2021;)
УИД 28RS0004-01-2021-011403-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Шагжиеве А.С.,
с участием представителя истца МВ – АВ, по доверенности, представителя ответчика ООО «АВК» – АН, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МВ к ООО «Аварийно-восстановительная компания» об оспаривании применения повышенных тарифов при начислении оплаты за жилье и оказанные услуги по управлению многоквартирным домом,
УСТАНОВИЛ:
МВ обратилась в суд с настоящим иском к ООО «Аварийно-восстановительная компания», указав в обоснование, что ответчик на основании договора управления от 29 августа 2016 года № 31/У является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: *** (далее – МКД), в котором квартирой № 88 истец обладает на праве собственности; согласно п. 4.1 договора установлен размер оплаты услуг (тариф) в размере 15 руб. 16 коп. за один квадратный метр площади помещения.
В приложении № 3 к договору управления указано, что плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества указанного МКД из расчета за 1 кв. м, включает в себя: управление МКД - 1,00 руб.; работы, выполняемые по надлежащему содержанию оборудования и систем инженерно-технического обеспечения (подготовки многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, проведение технических осмотров, мелкий ремонт) - 7,69 руб.; аварийно-диспетчерское обслуживание - 3,33 руб.; уборка придомовой территории - 1,86 руб.; санитарная очистка (вывоз ТБО, КГМ) - 1,28 руб.
Протоколом от 22.08.2016 № 7 общего собрания в договор управления включена услуга «Паспортный стол» стоимостью 0,18 руб., и общий тариф составил 15,34 б. за 1 кв. метр.
С 01 апреля 2019 года услуга санитарная очистка и вывоз ТБО переведена в разряд коммунальных услуг - обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), которую в период с 01 апреля 2019 года стало оказывать ООО «Полигон», что подтверждается платежными документами.
ООО «Аварийно-восстановительная компания» незаконно применяло с 01 апреля 2019 года тариф в размере 15,34 руб., необходимо было с 1 апреля 2019 года уменьшить тариф на 1,28 руб. за не оказываемую услугу и применять тариф в размере 14,06 руб.
Дальнейшие индексации незаконного тарифа на основании протокола от 10.06.2019 № 2: с 01 июля 2020 года на 4,45% и с 01 сентября 2021 года на 6,29% - привели к незаконному увеличению, поскольку с 01.07.2020 необходимо было индексировать тариф 14,06 руб. на 4,45 % до 14,69 руб., а с 01 сентября 2021 года на основании протокола общего собрания № 1 от 31.08.2021 тариф 15,61 руб. должен быть проиндексирован на 6,29% или 2,5 руб. – до 18,11 руб.
В сентябре 2021 года от ООО «Аварийно-восстановительная компания» поступила квитанция об оплате за содержание и ремонт жилого помещения (управление, содержание и текущий ремонт общего имущества), исходя из тарифа 19 руб. 53 коп. за 1 кв. метр.
По август 2021 года включительно применялся тариф в размере 16 руб. 02 коп. за 1 кв.м., что подтверждается квитанциями за август 2021 г., июль 2021 года.
В 2021 году собственники помещений дома не принимали решения об увеличении тарифа на 3 руб. 51 коп. и тариф в размере 19 руб. 53 копейки не утверждали; сообщениями о таком решении собственники помещений в доме не уведомлялись; на официальном сайте в системе «ГИС ЖКХ» соответствующий протокол управляющей организацией не размещался, что подтверждает увеличение и применение тарифа в размере 19 руб. 53 коп. за 1 кв. метр в одностороннем порядке незаконно.
На основании изложенного, с учётом заявления об изменении требований, истец просит суд признать незаконным применение управляющей многоквартирным домом № *** организацией ООО «Аварийно-восстановительная компания» тарифа по оплате за содержание и ремонт жилого помещения с 01 апреля 2019 года - в размере 15 руб. 34 коп., с 01 июля 2020 года - в размере 16 руб. 02 коп., с 01 сентября 2021 года - в размере 19 руб. 53 коп. за 1 кв. метр.
В суде представитель истца АВ поддержал доводы и требования иска, пояснил, что на сайте «ГИС ЖКХ» протокол от 21.03.2019 № 1 размещён не был, что подтверждается распечаткой с сайта. Из размещенного доп. соглашения от 29.08.2016 № 2 усматривается, что введен сбор на текущий ремонт в размере 1 руб. 28 коп. на основании протокола от 22.08.2016 № 7; доп. соглашение подписали директор ООО «АВК» АВ и председатель дома ЛН, но сами не знали о протоколе от 29.08.2016. Судебный запрос жилищной инспекцией не исполнен. Документы: протокол, уведомление, списки собственников - не направлены в суд по настоящее время. Решение собственников также отсутствуют. Доказательства, представленные стороной ответчика, а именно протокол, подложны, не подтверждены. Протокол не размещен на сайте «ГИС ЖКХ» и не направлялся в ГЖИ.
Представитель ответчика АН возражал против иска, настаивал на доводах представленного письменного возражения. Порядок изменения тарифа определен законом. Тариф индексируется путем принятия решения собственниками. Предоставлены доказательства: решение собственников, дополнительное решение, протокол общего собрания, подтверждающие, что собственниками МКД принято решение о согласовании условий договора управления и порядке изменения (индексации) действующего тарифа. В отношении платы за ТКО принималось решение, в материалах дела имеется протокол. Оснований считать, что доказательства ненадлежащие, нет. Доказательств тому, что МВ на собрании 21.03.2019 голосовала за принятие решение об изменении тарифа, нет.
Истец лично, обеспечив явку представителя, третьи лица: ООО "Полигон", ООО "Благовещенский Расчетно-кассовый центр", Общество с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" и их представители, а также представители гос. органов: Государственная жилищная инспекция в Амурской области, Управление Роспотребнадзора по Амурской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались в соответствии с требованиями ст. 113, 116 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Истец обеспечила явку представителя, иные лица о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, учитывая положения ст.154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, не представивших сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательств уважительности таких причин, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующим выводам.
Обстоятельства того, что МВ является собственником жилого помещения – кв. ***, управление которым по договору управления от 29.08.2016 № 31/У осуществляет ответчик, не опровергнутые собранными в дело доказательствами, суд полагает установленными.
Судом исследован договор управления (технического обслуживания, содержания и ремонта) многоквартирным домом по адресу: ***, от 29.08.2016 № 31/У между ООО «АВК» и собственниками помещений в МКД № ***, согласно которому ответчик в соответствии с условиями договора принял обязательства в качестве управляющей организации по заданию собственников в течение всего срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, и пользующимся помещениями в МКД лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (п. 2.1. договора).
Договор заключен на основании протокола № 7 от 22.08.2016 общего собрания собственников помещений в МКД.
Пункт 2.2. договора предусматривает, что состав общего имущества МКД, в отношении которого будет осуществляться управление, согласован сторонами в приложении № 1 к настоящему Договору.
Перечень работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в Приложении № 2 к настоящему Договору. Указанный перечень изменяется Управляющей организацией в следующих случаях: а) на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при изменении состава общего имущества в многоквартирном доме или с учетом иных законных обстоятельств; б) в одностороннем порядке в случае изменения действующего законодательства, в том числе Жилищного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области, регулирующих: вопросы управления, содержания и текущего ремонта жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг. Об изменении перечня Управляющая организация обязана уведомить Собственника в двухнедельный срок до момента внесения изменений в состав соответствующих работ (п.п. 2.3 и 2.4 договора).
В силу п. 4.1. договора собственники и иные пользователи, наниматели помещений, на которых возложены обязательства по оплате услуг по договору в соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, вносят плату за управление, содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за оказанные услуги и выполненные работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по тарифу 15 (пятнадцать) рублей 16 копеек ежемесячно за один квадратный метр занимаемой площади без НДС, НДС не предусмотрен (в связи с применением Управляющей организацией УСНО), в соответствии с выставленным Управляющей организацией платежным документом (квитанцией) - для физических лиц и документами, подтверждающими выполнение работ и оказание услуг для юридических лиц - счет, акт выполненных работ.
Тариф (размер ежемесячной платы), определенный в п. 4.1. настоящего Договора и в Приложении № 3 к договору, устанавливается на один год, порядок его изменения определен с общим собранием в соответствии с п. 4.12 Договора (п. 4.2. договора).
В силу 4.5. договора плата за услуги (работы), выполняемые Управляющей организацией в многоквартирном доме, включает в себя: плату за услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (жилищные услуги), без НДС, НДС не предусмотрен.
Размер ежемесячной платы за жилищные услуги рассчитывается в соответствии с перечнем стоимости работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, включенных в плату «за управление, содержание и ремонт общего имущества МКД» (Приложение № 3 настоящего Договора), без НДС, НДС не предусмотрен (п. 4.6. договора).
В силу п. 4.12 договора размер платы стоимости услуг и работ по управлению, содержанию общего имущества устанавливается на один год. Порядок изменения платы определяется на общем собрании собственников помещений.
Как следует из содержания приложения № 3 к договору от 29.08.2016 плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества указанного МКД, из расчета за 1 кв. м, включает в себя: управление МКД - 1,00 руб.; работы, выполняемые по надлежащему содержанию оборудования и систем инженерно-технического обеспечения (подготовки многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, проведение технических осмотров, мелкий ремонт) - 7,69 руб.; аварийно-диспетчерское обслуживание - 3,33 руб.; уборка придомовой территории - 1,86 руб.; санитарная очистка (вывоз ТБО, КГМ) - 1,28 руб.
Суд учитывает, что в последующем между собственниками помещений в многоквартирном доме, в лице их уполномоченного представителя ЛН, и ООО «Аварийно-восстановительная компания» на основании решений общего собрания собственников о включении в договор дополнительных услуг, об увеличении тарифа, в т.ч. в порядке индексации, заключены дополнительные соглашения о повышении тарифа.
Так, согласно дополнительному соглашению от 27.10.2017 к договору управления от 29.08.2016 пункт 4.1. договора изложен в следующей редакции: собственники и иные пользователи, наниматели помещений, на которых возложены обязательства по оплате услуг по Договору в соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, вносят плату за управление, содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за оказанные услуги и выполненные работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по тарифу 15 (пятнадцать) рублей 34 копейки ежемесячно за один квадратный метр занимаемой площади без НДС, НДС не предусмотрен (в связи с применением Управляющей организацией УСНО), в соответствии с выставленным Управляющей организацией платежным документом (квитанцией) - для физических лиц и документами, подтверждающими выполнение работ и оказание услуг для юридических лиц - счет, акт выполненных работ (п. 1 соглашения).
В силу п. 2 соглашения Приложение № 3 к договору излагается в следующей редакции: плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества указанного МКД из расчета за 1 кв. м, включает в себя: управление МКД - 1,00 руб.; работы, выполняемые по надлежащему содержанию оборудования и систем инженерно-технического обеспечения (подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, проведение технических осмотров, мелкий ремонт) - 7,69 руб.; аварийно-диспетчерское обслуживание - 3,33 руб.; уборка придомовой территории - 1,86 руб.; паспортный стол - 0,18 руб.; санитарная очистка (вывоз ТБО, КГМ) - 1,28 руб.; итого тариф. - 15,34 руб.
Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора управления № 31/У от 29.08.2016 и вступает в силу с 01 ноября 2017 года (п. 3 соглашения).
Суд принимает во внимание также то, что названное соглашение заключено на основании решения внеочередного очно-заочного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 15.10.2017 № 1.
В связи с началом с 01.04.2019 деятельности регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Полигон», общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом № 1 от 21.03.2019 (вопрос № 2), исключить из договора управления от 29.08.2016 оказание услуги по санитарной очистке (вывоз ТБО и КГМ); оплату, принимаемую за эту услугу в размере 1,28 руб./кв.м. с 01.04.2019 принимать в качестве отчислений на текущий ремонт, утвердив размер таких отчисления в сумме 1,28 руб./кв.м. общей площади помещения в месяц; поэтому общий размер тарифа с 01.04.2019 не уменьшился, остался прежним в размере 15,34 руб./кв.м.
Судом исследованы сведения (на бумажном носителе), размещенные в общедоступном виде в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном портале «ГИС ЖКХ» о проведении 21.03.2019 общего собрания собственников и принятии названного решения, с размещением на портале электронного образа протокола общего собрания собственников помещений.
Также суд учитывает, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом № 2 от 30.06.2019 (вопрос № 5), которым утвержден порядок изменения размера платы за жилое помещение: тариф на содержание жилого помещения в многоквартирном доме утверждается общим собрание один раз в год. В случае если собственники не утвердили тариф на следующий календарный год в срок за два месяца до окончания срока действия ранее утверждённого тарифа (не инициировали общее собрание собственников помещений, отсутствие кворума на собрании и иные причины не проведения общего собрания по утверждению тарифа), то тариф предыдущего года увеличивается на уровень индексации потребительских цен, уставленный Амурстатом, без проведения общего собрания.
Также суд учитывает, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом № 1 от 31.08.2021, увеличить отчисления на текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2,50 руб./кв.м. в месяц с общей площади помещения (квартиры и нежилого помещения), в связи с чем увеличить действующий тариф на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с момента принятия настоящего решения.
Поэтому действовавший на основании договора управления от 29.08.2016, утверждённый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом от 22.08.2016 № 7, тариф (15,16 руб.) правомерно был увеличен с 01.11.2017 на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол от 15.10.2017 № 1, доп. соглашение от 27.10.2017) до размера 15,34 руб., в связи с включением стоимости новой услуги «Паспортный стол», в размере 0,18 руб./кв.м.; затем правомерно не был уменьшен на сумму 1,28 руб., т.к. на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол от 21.03.2019 № 1, доп. соглашение от 01.04.2019) начисления стоимости более не оказываемой услуги по санитарной очистке в размере 1,28 руб. включены в отчисления на текущий ремонт; после чего с 01.07.2020 (на 4,45% или на 0,68 руб.) и с 01.09.2021 (на 6,29% или на 1,01 руб.) размер оплаты услуги увеличен (проиндексирован) пропорционально уровню индекса потребительских цен, уставленного Амурстатом, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 30.06.2019 № 2, с заключением доп. соглашения от 30.03.2021 № 3, а кроме того с 01.09.2021 размер оплаты услуги увеличен в связи с увеличением отчислений на текущий ремонт на 2,5 руб./кв.м., согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленному протоколом от 31.08.2021 № 1, с заключением доп. соглашения от 01.09.2021 № 4.
Равным образом судом учтено, что решением от 02 августа 2022 года Благовещенского городского суда Амурской области в удовлетворении исковых требований МВ к ЛН о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, оформленного протоколом общего собрания от 31 августа 2021 № 1, отказано.
Суд при оценке законности определения размера оплаты оказываемых ответчиком собственникам помещений в МКД услуг исходит из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в такой доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
По смыслу приведенных нормативных положений размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. При этом законодательство не содержит правил о том, каким образом должен быть определен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, путем установления фиксированного тарифа, либо порядка его определения управляющей организацией на основе установленных параметров.
Тем самым общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений путем утверждения тарифа и механизма его индексации, позволяющего однозначно определить такую плату без дополнительного решения собственников.
Если собственники на общем собрании определили порядок изменения размера платы, то нет необходимости ежегодно принимать решение об определении размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений МКД на общем собрании, установив величину тарифа, приняли решение о порядке определения тарифа путём его ежегодного повышения без проведения общего собрания - на уровень индексации потребительских цен (уровень инфляции) в текущем году по сравнению с предыдущим годом.
С учетом изложенного суд соглашается с позицией ответчика о том, что все применявшиеся в соответствующие периоды и применяемые по договору управления многоквартирным домом в настоящее время тарифы являются законными и основаны на существующих между сторонами договорных отношениях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления МВ (паспорт ***) к ООО «Аварийно-восстановительная компания» (ОГРН: 1062801080264; ИНН: 2801117131) об оспаривании применения повышенных тарифов при начислении оплаты за жилье и оказанные услуги по управлению многоквартирным домом – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме составлено 12.12.2022 года