№2-466/2023
32RS0014-01-2023-000450-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года рп. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Седых Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора Климовского района Брянской области Доронина М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Климовского района Брянской области, поданное в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Лакомобудской сельской администрации Климовского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Климовского района Брянской области, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Лакомобудской сельской администрации Климовского района Брянской области о возложении обязанности на Лакомобудскую сельскую администрацию Климовского района Брянской области произвести работу по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под места захоронения, расположенного между населенными пунктами ...................... в срок до 1 февраля 2024 года.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Климовского района проведена проверка соблюдения Лакомобудской сельской администрацией Климовского района требований Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от ____/____/_____ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в ходе которой было установлено, что на территории Лакомобудского сельского поселения между населенными ...................... сложилось организованное место захоронения. Земельный участок, на котором расположены захоронения, включен в карту градостроительного зонирования Лакомобудского сельского поселения как зона специального назначения (СН-3), межевание и кадастровый учет земельного участка не проведены, подъездные пути отсутствуют. Лакомобудской сельской администрацией Климовского района контроль за захоронениями не реализуется, что препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения, нарушает права неопределенного круга лиц на получение ритуальных услуг и безопасность здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Климовского района Брянской области Доронин М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, Лакомобудской сельской администрации Климовского района Брянской области, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражая против его удовлетворения.
Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу положений части 3 статьи 14 поименованного Федерального закона Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст.1 Закона Брянской области от 05.12.2014 N 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 2 статьи 8.1 Устава муниципального образования Лакомобудское сельское поселение, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения Лакомобудского сельского поселения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться, в том числе, подъездные пути.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 17 Федерального закона N 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Климовского района проверки соблюдения Лакомобудской сельской администрацией Климовского района требований Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», было установлено, что на территории Лакомобудского сельского поселения между населенными ...................... сложилось организованное место захоронения.
Земельный участок, на котором расположены захоронения включен в карту градостроительного зонирования Лакомобудского сельского поселения как зона специального назначения (СН-3).
Как следует из материалов дела, межевание и кадастровый учет указанного земельного участка не проведен, отсутствуют подъездные пути к захоронению.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под места захоронения.
Ответчику было вынесено представление об устранении выявленных нарушений в установленный законом месячный срок. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о невыполнении ответчиком возложенной на него обязанности по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под места захоронения, что препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, нарушает права неопределенного круга лиц на получение ритуальных услуг и безопасность здоровья.
Исковое заявление прокурора подано в суд в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора Климовского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд находит возможным, предоставить ответчику срок для исполнения судебного решения до 1 февраля 2024 года, считая такой срок разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Климовского района Брянской области, поданное в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Лакомобудской сельской администрации Климовского района Брянской области (ИНН 3241002560) о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Лакомобудскую сельскую администрацию Климовского района Брянской области произвести работу по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, используемого под места захоронения, расположенного между ...................... в срок до 1 февраля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Климовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 16 октября 2023 года.
Судья Т.Е. Ермоленко