Дело № 2-179/2023
УИД 52RS0041-01-2023-000129-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Перевоз 13 июня 2023 года
Нижегородская область
Перевозский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Минькова Д.Н., при секретаре Зайченко М.И., с участием представителя истца по доверенности Гороховой М.В., представителя ответчика Александровой Н.В. и третьего лица ФИО1 по доверенностям Абрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ответчику Александровой Н. В. о принудительном изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском к Александровой Н. В. о принудительном изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации, просила изъять у Александровой Н.В. для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд): земельный участок с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №. Адрес (местоположение) земельного участка: <адрес>. Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. <адрес>: 90 кв.м. Вид разрешенного использования: Автомобильный транспорт, с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета в размере 586 (Пятьсот восемьдесят шесть) рублей 00 копеек.
Кроме того, истец просил суд прекратить в отношении образованного в целях изъятия земельного участка с кадастровым номером № все обременения и ограничения, в том числе возникшие на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ номер государственной регистрации №, заключенного с ФИО1 (ипотека в силу закона).
Представитель истца Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по доверенности Горохова М.В. просит суд иск удовлетворить.
Ответчик Александрова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ФИО1, ФИО2, в судебное заседание не явились о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Александровой Н.В. и третьего лица ФИО1 по доверенностям Абрамова О.В. не возражала против удовлетворения искового заявления.
По смыслу статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о дате, месте и времени судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела, в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о дате, месте и времени судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, извещённого о дате, месте и времени судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон по делу.
Суд, заслушав явившиеся стороны, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле, согласно статей 59, 60, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к убеждению, что исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Статья 17 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российской Федерацией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 февраля 2019 года N 9-П указал, что вводимые федеральным законом ограничения прав владения, пользования и распоряжения имуществом должны отвечать требованиям справедливости, быть обоснованными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционных прав; возможность принудительного изъятия имущества должна уравновешиваться неукоснительным соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации гарантий неприкосновенности права собственности, что с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации (изложенных в том числе в постановлениях от 21 апреля 2003 года N 6-П, от 24 февраля 2004 года N 3-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 29 июня 2012 года N 16-П, от 16 апреля 2015 года N 8-П, от 3 июля 2018 года N 28-П) предполагает конституционную обязанность законодателя установить надлежащие юридические процедуры принятия и исполнения решений об изъятии имущества у собственника.
Согласно ст. 279 ч.ч. 1,4,5,6 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу ст. 281 ч.1, 4 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу ч.2, 5 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 2009г. № 145-ФЗ « О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет следующие полномочия:
1) обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
1.1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Государственная компания заключает с оценщиком договоры об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием. Отчет о проведении такой оценки направляется Государственной компанией лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Оплата выкупной цены собственникам изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании и оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества осуществляются за счет средств Государственной компании.
Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст.25. Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Рыночная стоимость изымаемого земельного участка или прав на него определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка, что закрепляется фактически сложившуюся судебную практику, согласно которой при наличии разногласий между органом публично-правового образования и собственником (пользователем) земельного участка при определении рыночной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.) При этом судам надлежит учитывать, что, по смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было (Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2015 г.).
В судебном заседании установлено, что Александровой Н.В. принадлежат по праву собственности земельный участок с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №. Адрес (местоположение) земельного участка: <адрес>. Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Общая площадь: 90 кв.м. Вид разрешенного использования: Автомобильный транспорт.
На территории Перевозского района Нижегородской области Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» осуществляется деятельность по реализации проекта: «Скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань. Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний-Новгород - Казань, 5 этап км 347 - км 454, Нижегородская область (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-158 «Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов» до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 22К-0162 «Работки - Порецкое»)».
В целях обеспечения реализации проекта Распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) №-р от ДД.ММ.ГГГГ был изъят для государственных нужд, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ответчику Александровой Н.В.
Государственная компания письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомила ответчика о принятом решении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направив копию Распоряжения Федерального дорожного агентства №-р от ДД.ММ.ГГГГ и проект соглашения об изъятии недвижимости, отчет об определении размера возмещения в связи с изъятием земельного участка.
В адрес Государственной компании не поступило подписанное со стороны ответчика соглашение об изъятии недвижимости.
Проектом соглашения предусмотрено, что истец выплачивает ответчику возмещение в размере 586 рублей.
Сумма возмещения определена на основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ № об оценке размера возмещения, в том числе рыночной стоимости за изъятие земельного участка ответчика, подготовленного независимым оценщиком АО «Профессиональные аудиторские консультации».
Согласно пункту 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, решение о таком изъятии принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций (пункт 7 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов (подпункт 1 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом нарушений норм гражданского и земельного законодательства, допущенных при принятии решения об изъятии спорного участка, судом не выявлено.
Ответчик не обжаловал Распоряжение Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР), как это предусмотрено пунктом 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае процедура изъятия у ответчика принадлежащего ему земельного участка для федеральных нужд соблюдена.
Результаты оценки стоимости возмещения содержатся в отчете АО «Профессиональные аудиторские консультации» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке размера возмещения, в том числе рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, а также убытков и упущенной выгоды, причиненных в результате изъятия при реализации проекта «М-12 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань», 5 этап км 347-км 454, Нижегородская область (от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения Р-158 «Нижний Новгород – Арзамас –Саранск – Исса – Пенза – Саратов» до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 22К-0162 «Работки-Порецкое»)».
Согласно вышеуказанного Отчета размер возмещения ответчику за изымаемый земельный участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 586 рублей.
Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сторона ответчика не ходатайствовала о назначении по делу судебной экспертизы.
Суд счел возможным принять решение по существу заявленных требований на основании доказательств, представленных сторонами.
Оценив доказательства, представленные сторонами в том числе и доказательства размера возмещения подлежащего за изымаемый земельный участок, суд исходя из требований ст.67 ГПК РФ, принимает как достоверное и допустимое доказательство оценки такого возмещения Отчет об оценке, подготовленный АО «Профессиональные аудиторские консультации» № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный отчет отвечает требованиям закона в области оценочной деятельности, образование и квалификация оценщиков подтверждены документами, данный Отчет аргументирован, объективен, подробен, расчет возмещения определен в соответствии с требованиями ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом положений земельного кодекса РФ ( ст.56.8ЗК РФ).
Исходя из положений ст. ст.279, 281, 282 ГК РФ, ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги", ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установив приведенные обстоятельства на основании всесторонне исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований об изъятии земельного участка.
Частью 4 статьи 279 ГК РФ установлено, что со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а так же договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56.11 ЗК РФ - заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
В соответствии с п. 4 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - государственная регистрация прекращения залога изъятого земельного участка и (или) изъятого объекта недвижимости осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости на основании документов, указанных в части 2 настоящей статьи. В этом же порядке осуществляется прекращение обременений изъятого недвижимого имущества, находившегося в частной собственности, которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании договоров, заключенных с прежним собственником такого имущества.
В соответствии с п.12 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если в отношении исходного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются: государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов; государственная регистрация прекращения ограничений прав и обременений исходных объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не переходят (не сохраняются) в отношении образованных объектов недвижимости.
Как следует из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении спорного земельного участка имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №, заключенного с ФИО1 (ипотека в силу закона, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ до полной оплаты).
Исходя из анализа вышеуказанных положений федерального закона, установленное ФИО1 ограничение прав повлечет невозможность исполнения судебного акта, в случае его удовлетворения, а именно-осуществление регистрации права собственности на изымаемую часть земельного участка, принадлежащего ответчику, за Российской Федерацией будет невозможным, в связи с указанными обстоятельствами исковые требования в части прекращения всех обременений и ограничений подлежат удовлетворению.
Представитель истца Государственная компания «Российские автомобильные дороги» по доверенности Горохова М.В. в представленном в суд письменном ходатайстве просит решение суда обратить к немедленному исполнению в части изъятия земельного участка.
Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке установленном федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Представитель истца в обосновании указанного ходатайства указал, что затягивание процесса строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральных автомобильных дорогах, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодорог, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 212 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства представителя истца об обращении решения суда в части изъятия спорного участка к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ответчику Александровой Н. В. о принудительном изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации, удовлетворить.
Изъять для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок, принадлежащий Александровой Н. В. с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №. Адрес (местоположение) земельного участка: Российская Федерация, <адрес>. Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Общая площадь: 90 кв.м. Вид разрешенного использования: Автомобильный транспорт.
Предоставить Александровой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, равноценное возмещение за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета в сумме 586 (Пятьсот восемьдесят шесть) рублей 00 копеек.
Прекратить в отношении образованного в целях изъятия земельного участка с кадастровым номером № все обременения и ограничения, в том числе возникшие на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ номер государственной регистрации №, заключенного с ФИО1 (ипотека в силу закона).
Решение в части изъятия земельного участка подлежит немедленному исполнению на основании положений статей 210, 212 ГПК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд, через Перевозский районный суд Нижегородской области.
Судья Д.Н. Миньков