АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11-АП-22/2023 (2-2598/2021)
10 августа 2023 года г. Киров
Нововятский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Осокина К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уткиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Гошиной Е.А. на определение мирового судьи судебного участка № Нововятского судебного района г. Кирова Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании судебных расходов,
которым постановлено:
произвести замену должника Жданова А.В. в исполнительном производстве № 59740/21/43017-ИП по судебному приказу мирового судьи судебного участка № Нововятского судебного района г. Кирова от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению АО «ЭнергосбыТ Плюс» о взыскании задолженности в размере 4126 рублей 49 копеек и госпошлины в размере 200 рублей на его правопреемников Гошину Е.А. и Жданов Д.А. – по <данные изъяты> доли с каждого в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества,
установил:
судебный пристав-исполнитель Нововятского МРО СП УФССП России по Кировской области Бурков ЮА. обратился к мировому судье с заявлением о процессуальном правопреемстве, указав в обоснование требований, что мировым судьей судебного участка № Нововятского судебного района г. Кирова ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ по делу № о взыскании с Жданова А.В. в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» задолженности по оплате за электроэнергию в размере 4126 рублей 49 копеек и расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей. Жданова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеются сведения о государственной регистрации смерти от ДД.ММ.ГГГГ №. В рамках исполнительного производства установлено, что согласно сведениям Росреестра, должнику принадлежало недвижимое имущество: здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м. Согласно ответу нотариуса в отношении Жданова А.В. открыто наследственное дело от ДД.ММ.ГГГГ №, наследниками Жданова А.В. являются: Гошина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Жданов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С учетом изложенных обстоятельств судебный пристав-исполнитель просил рассмотреть вопрос о замене стороны (должника) исполнительного производства №, возбужденного на основании судебного приказа №, правопреемниками Жданова А.В. – Гошиной Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Жданов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.
Гошина Е.А., не согласившись с определением о правопреемстве, подала частную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене определения и исключении ее из числа правопреемников по долговому обязательству должника Жданова А.В. перед АО «ЭнергосбыТ Плюс» о взыскании задолженности в размере 4326 рублей 49 копеек. В обоснование указано, что суд не принял во внимание, что Жданов Д.А. фактически принял наследство, что подтверждается наследственным делом Жданова А.В., открытым нотариусом Кировского нотариального округа Чирковой Е.А. Кроме того, задолженность по коммунальным платежам образовалась при жизни Жданова А.В., вместе с ним в данный период времени проживал ЖдановД., а также мать Д. и жена Жданова А.В. – Столбова Н.Г. Таким образом, солидарность должников установлена законом, т.е. ответственность по оплате коммунальных услуг должны нести Жданов А.В., Жданов Д.А. и Столбова Н.Г. Она не является членом семьи Жданова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, не проживала совместно с собственником Ждановым А.В. в принадлежащем ему с 2013 года жилом помещении по указанному адресу, что подтверждается отсутствием ее регистрации в этом доме. Действующее законодательство определяет, что обязанность по оплате коммунальных платежей, в том числе электроэнергии, несет наниматель жилого помещения либо собственник, что наравне с собственником либо нанимателем жилого помещения несут обязанность по оплате коммунальных платежей члены семьи собственника либо нанимателя, а также кто относится к членам их семьи.
Жданов Д.А. в возражениях на частную жалобу Гошиной Е.А. указал, что с доводами жалобы не согласен. Гошина Е.А. и ЖдановД.А. являются детьми умершего Жданова А.В., в связи с чем являются наследниками первой очереди и призываются к наследованию равными правами. Судом установлено, что долг перед взыскателем является долгом наследодателя и в рамках наследственных правоотношений переходит к наследникам в порядке, установленном законом. Считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения частной жалобы и отмены принятого судом определения от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений частей 3 и 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы частной жалобы, возражения лиц, участвующих в деле проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с Жданова А.В. в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» взыскана задолженность за электроэнергию в размере 4126 рублей 49 копеек и государственная пошлина в размере 200 рублей.
Судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ направлен взыскателю для предъявления к исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Нововятского МРО СП УФССП России по Кировской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении Жданова А.В. возбуждено исполнительное производство №, которое находится до настоящего времени на исполнении. Остаток задолженности составляет 4126 рублей 49 копеек и госпошлина в размере 200 рублей.
Согласно свидетельству о смерти, Жданов А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками первой очереди по закону являются Столбова Н.Г. (супруга), ЖдановД.А. (сын), Гошина Е.А. (дочь).
Жданова И.Б., действуя на основании доверенности, обратилась от имени Гошиной Е.А. к нотариусу с заявлением о принятии наследства и о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Столбова Н.Г., ЖдановД.А., действующий с согласия матери - Столбовой Н.Г., обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Гоштной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Тем самым Гошина Е.А. приняла наследство умершего Жданова А.В., состоящее из ? доли в праве собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка на дату смерти наследодателя 170 504 рубля 80 копеек, кадастровая стоимость жилого дома на дату смерти наследодателя составляет 1 047 951 рубль 41 копейка.
Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ Столбовой Н.Г. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, в связи с пропуском срока, установленного для принятия наследства.
Из материалов наследственного дела следует, что свидетельство о праве на наследство Ждановым Д.А. не получено.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Чирковой Е.А. выдана справка о том, что Жданов Д.А. является наследником Жданова А.В.
Таким образом, Жданов Д.А. и Гошина Е.А. в равных долях приняли наследство, оставшееся после смерти Жданова А.В., общая стоимость которого составляет 1 218 456 рублей 21 копейка.
В силу части 1 статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Согласно части 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу положений статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу пунктов 1, 2,4 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Удовлетворяя требования заявителя о замене должника в исполнительном производстве, мировой судья указал, что необходимо произвести замену должника Жданова А.В. в исполнительном производстве № по судебному приказу мирового судьи судебного участка № Нововятского судебного района г. Кирова от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению АО «ЭнергосбыТ» о взыскании задолженности в размере 4126 рублей 49 копеек и госпошлины в размере 200 рублей на его правопреемников Гошину Е.А. и Жданова Д.А..
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда в части установления долевого порядка разделения ответственности по долям наследодателя между наследниками (по ? доли с каждого в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества) в силу следующего.
В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст.323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п.1 ст.416 ГК РФ).
Статья 323 ГК РФ устанавливает право кредитора при солидарной обязанности должников требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
По смыслу положений пункта 1 статьи 1175 ГК РФ о том, что каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах, стоимости перешедшего к нему наследственного имущества, и приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, солидарность обязанности наследников, принявших наследство, отвечать по долгам наследодателя не является абсолютной.
Реальная (полная) солидарность указанной обязанности наследников в ее классическом понимании, изложенном в статье 323 ГК РФ, имеет место исключительно в случае, если размер долгов наследодателя находится в пределах стоимости перешедшего к наследникам (и к каждому из них) наследственного имущества.
В таком случае кредиторы в полном соответствии с положениями статьи 323 ГК РФ вправе предъявить свои требования к любому из наследников (а также к нескольким наследникам или ко всем наследникам), поскольку стоимости перешедшего к наследникам (и к каждому из них) наследственного имущества будет достаточно для удовлетворения наследниками (каждым из них) требований кредиторов, и привлечение ими для удовлетворения таких требований личного имущества не потребуется.
В противном случае (если размер долгов наследодателя превышает размер стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества, то естьвыходит за его пределы) возложение на наследников, принявших наследство, обязанности отвечать по долгам наследодателя солидарно в | классическом выражении института солидарного исполнения обязательств (ст.323 ГК РФ) будет противоречить установленному пунктом 1 статьи 1175 ГК РФ положению о недопустимости возложения на каждого из наследников обязанности отвечать по долгам наследодателя его личным имуществом.
Действующее гражданское законодательство не предусматривает для таких случаев механизма выравнивания имущественной сферы исполнившего обязательства наследодателя за счет личного имущества наследника за счет имущества других наследников, несущих с ним солидарную обязанность перед кредиторами наследодателя (посредством предъявления погасившим долг наследником регрессного требования к остальным наследникам).
Напротив, формулировка пункта 1 статьи 1175 ГК РФ говорит об ограничении обязательств наследника именно перед кредитором, а не о раскладке долга по внутренних отношениях наследников.
В связи с изложенным, при толковании норм права, содержащихся в пункте 1 статьи 1175 ГК РФ, следует исходить из того, что по их смыслу принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст.323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9).
При таком подходе размер долга наследодателя, за который должны отвечать наследники умершего, определяется в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества на момент смерти наследодателя, то есть на момент открытия наследства.
Истинная же солидарность применяется только при достаточности наследственной массы, стоимость которой позволяет взыскать с каждого из наследников истребуемую сумму долга наследодателя.
Как установлено в судебном заседании, Гошина Е.А. и Жданов Д.А. являются наследниками Жданова А.В. Круг наследников установлен нотариусом и других наследников, обратившихся с заявлением о принятии наследства, либо об отказе от принятия наследства, нет. Кадастровая стоимость наследственного имущества не превышает имеющуюся задолженность.
При таких обстоятельствах, поскольку до настоящего времени вступивший в законную силу судебный акт не исполнен перед взыскателем, право на замену стороны на правопреемника предусмотрено законом и может быть реализовано, в том числе в рамках исполнительного производства, суд приходит к выводу о необходимости замены стороны должника в исполнительном производстве на универсальных правопреемников - наследников Гошину Е.А. и Жданова Д.А.
Судом первой инстанции довод Гошиной Е.А. об исключении ее из числа правопреемников суд признает несостоятельным, поскольку он был рассмотрен и получил соответствующую оценку в принятом определении, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Доводы Гошиной Е.А. о том, что при жизни Жданова А.В. и в период образования задолженности по судебному приказу она не проживала в жилом помещении и не пользовалась коммунальными услугами, а с ним проживали Столбова Н.Г., Жданов Д.А., которые должны быть солидарными должниками, суд находит несостоятельными, так как в рамках рассмотрения вопросов о правопреемстве должника, суд не вправе проверять законность и обоснованность ранее принятого судебного акта – судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного мировым судьей судебного участка № Нововятского судебного района г. Кирова.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 3232, 1175 ГК РФ, пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приходит к выводу об изменении определения суда в части установленного порядка взыскания задолженности в пользу АО «Куприт».
Оснований для изменения определения мирового судьи о правопреемстве по иным доводам жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 59740/21/43017-░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 60 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4126 ░░░░░░ 49 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░