Дело № 2-1143/2023
64RS0048-01-2023-001499-09
Решение
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года город Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре судебного заседания Сакаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Саратовской области к Щербаковой (Климовой) ФИО10 об обеспечении доступа в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция <адрес> (далее – истец, Инспекция) обратилась с иском в суд к Щербаковой (ФИО7) ФИО11 (далее – ответчик) с требованиями об обязании предоставить доступ в жилое помещение. Свои требования основывает на следующем.
В адрес Инспекции поступило обращение Усольского ФИО12. по вопросу незаконной перепланировки и переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес>. В ходе рассмотрения обращения было установлено, что собственником данного помещения является Щербакова (ФИО7) ФИО13 В целях проверки фактов, указанных в обращении и установлении фактического состояния указанного помещения, в адрес ответчика Инспекцией были направлены решения о проведении инспекционного визита с целью проверки законности перепланировки и переустройства принадлежащего ответчику на праве собственности жилого помещения, а также указанием на необходимость предоставить доступ в помещение представителю Инспекции, однако, доступ в жилое помещение ответчиком обеспечен не был, ввиду отсутствия проживающих в квартире на момент проведения визита.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском и просит возложить обязанность на Щербакову (ФИО7) ФИО14. обеспечить Государственной жилищной инспекции <адрес> доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес>, для проведения его осмотра.
Истец Государственная жилищная инспекция <адрес> о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не просил об отложении разбирательства дела.
Ответчик Щербакова (ФИО7) ФИО15. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении разбирательства дела.
При таких обстоятельствах, поскольку извещение сторон произведено судом в соответствии с требованиями статей 113-116 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу п. 1 ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Из материалов дела следует, что истцу поступило обращение Усольского ФИО16., в котором указано, что собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес>, незаконно установил газовое оборудование в целях индивидуального отопления и горячего водоснабжения жилого помещения. Поскольку в техническом паспорте названного многоквартирного жилого дома предусмотрено централизованная подача тепловой энергии и он не содержит сведений о переустройстве <адрес>, предусматривающее установку индивидуальных газовых источников тепловой энергии, просит провести проверку указанных им фактов.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что собственником спорного жилого помещения является Щербакова (Климова) ФИО18.(л.д. 30-31).
В целях проверки фактов, указанных в обращении и установлении фактического состояния указанного помещения, в адрес ответчика Инспекцией были направлены решения № 110-02-12 от 22.12.2022 года о проведении профилактического визита № 17-02-10 от 08.02.2023 года о проведении профилактического визита; № 51-02-10 от 27.03.2023 года о проведении профилактического визита
Указанные решения содержат указание на причину визита, даты и времени, когда он состоится, а также указанием на необходимость предоставить доступ в помещение представителю Инспекции. Однако в указанное время доступ в жилое помещение ответчиком обеспечен не был.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления указанные решения в связи с неполучением адресатом были направлены на временное хранение.
Из разъяснений Пленума Верховного суда РФ, содержащихся в п. п. 67, 68 постановления от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, предусмотрена обязанность собственника допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время.
Материалами дела подтверждается факт направления ответчику решений о проведении профилактического визита с указанием дат и времени такого визита, между тем, Щербаковой (ФИО7) ФИО19., в свою очередь, не предпринято попыток для получения почтовой корреспонденции и каких-либо действий, направленных на исполнение и проведение назначенных профилактических визитов, или действий по согласованию иных дат их проведения (л.д. 6-7, 11, 15).
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденным Постановление Правительства Саратовской области от 12.05.2005 года № 152-П, Инспекция является функциональным органом исполнительной власти области, осуществляющим полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда.
Основными задачами Инспекции являются, в том числе, осуществление регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством области (пункт 6 Положения)
Согласно п. 18 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 27.09.2021 года № 810-П, в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении государственного жилищного надзора осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При осуществлении государственного жилищного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: а) информирование; б) обобщение правоприменительной практики; в) объявление предостережения; г) консультирование; д) профилактический визит (пункт 19).
Профилактический визит и обязательный профилактический визит проводятся органом государственного жилищного надзора в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи (пункт 39).
В связи с вышеизложенным, Инспекция, в рамках возложенных на нее полномочий, имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения профилактического визита на предмет соблюдения требований содержания и использования жилого помещения, установленных законодательством РФ.
Таким образом, принимая во внимание указанные нормы права, учитывая, что истец как функциональный орган исполнительной власти Саратовской области, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, наделен полномочиями проводить профилактические визиты с целью соблюдения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований жилищного законодательства, в рамках настоящего гражданского дела ему необходимы доступ в жилое помещение ответчика для проведения профилактического визита на предмет выявления нарушенных требований порядка переустройства (перепланировки) жилого помещения, а также присутствие собственника помещения либо его представителя, однако такой доступ в помещение ответчиком не обеспечен, принимая во внимание, что обоснованных причин отказа в обеспечении доступа в жилое помещение по вышеуказанному адресу ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ответчик препятствует истцу в проведении профилактического визита с целью осмотра спорного жилого помещения, предусмотренного положениями жилищного законодательства, а также Положением о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области и Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Саратовской области к Щербаковой (Климовой) ФИО20 об обеспечении доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Щербакову (ФИО7) ФИО21 (паспорт 6311 770521 выдан ОУФМС России по Саратовской области в Фрунзенском районе г. Саратова ДД.ММ.ГГГГ) обеспечить Государственной жилищной инспекции Саратовской области доступ в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: г. Саратов, ул. им. ФИО5, <адрес>, для проведения его осмотра.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение месяца, со дня составления мотивированного решения – 03 августа 2023 года.
Судья З.А. Левина