Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-20/2023 от 17.01.2023

Дело № 11-20/2023

УИД 11MS0014-01-2022-003604-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Писаревой М.А., с участием истца Нуриева Н.Н.о., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 09 марта 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Нуриева Наила Нури оглы на решение мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 18 октября 2022 года по иску Нуриева Н.Н.о. к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» о защите прав потребителя, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Нуриева Н.Н.о. к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» о взыскании излишне уплаченных денежных средств за не оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а также судебных расходов в виде транспортных расходов, оставить без удовлетворения,

установил:

Истец Нуриев Н.Н.о. обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что проживает в многоквартирном доме по адресу: ..... В квартире с истцом зарегистрировано и проживают еще два члена семьи. Вывоз твердых коммунальных отходов (далее ТКО) осуществляет ООО «Региональный оператор Севера» бесконтейнерным способом круглогодично три раза в неделю (понедельник, среда и пятница). Вывоз крупногабаритных отходов (далее КГО) производится не более четырех раз в год. Между тем регулярность вывоза мусора противоречит нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, согласно которым вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно. За <...> г. истцом была произведена оплата за услуги в полном объеме в размере 3752,03 рублей, которая рассчитывается с учетом ежедневного вывоза. Вместе с тем, поскольку вывоз осуществлялся три раза в неделю, истец считает, что в силу указанного образовалась переплата в размере 2 182,76 рублей, которую Нуриев Н.Н.о. просит взыскать в свою пользу. Кроме того, истец, с учетом уточнения, просит взыскать судебные расходы в виде транспортных затрат понесенных в ходе досудебного производства и в ходе судебного разбирательства, а именно, расходы по оплате топлива для заправки личного автомобиля марки « а также расходы по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 400 рублей.

Решением мирового судьи в удовлетворении исковых требований истца было отказано.

Выражая несогласие с принятым судебным актом, истец направил апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции решение мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми от <...> г. по делу №.... отменить полностью и принять по делу новое решение.

Представители ответчика и третьего лица, извещенные судом надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки суду не сообщили.

Истец в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение.

Суд, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, признал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Нуриев Н.Н.о. проживает в многоквартирном доме по адресу: .... .... совместно с двумя членами семьи. Многоквартирный дом является пятиэтажным, с централизованным отоплением.

Решением Совета городского поселения «Синдор» от 21.03.2018 № 4-22/2 утвержден генеральный план муниципального образования, согласно которого жилая застройка территории пгт. Синдор представлена индивидуальными жилыми домами, малоэтажными и средне-этажными жилыми домами.

Вывоз ТБО и КГО на основании соглашения, заключенного 22.06.2018 и лицензии осуществляет ООО «Региональный оператор Севера».

Нуриев Н.Н.о. и члены его семьи являются потребителями услуг, поставляемых ООО «Региональный оператор Севера».

Деятельность ООО «Региональный оператор Севера» по обращению с ТКО регламентируется Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и другими нормативными актами.

Тарифы и нормативы на вывоз ТБО и КГО утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т и приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 20.12.2018 № 70/42-Т и соответственно норматив накопления в спорный период составлял 0,11083 м3/ мес. на 1 проживающего. Для населения Республики Коми тариф в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 составлял 1085,24 руб./м3, с 01.01.2020 по 30.06.2021 с учетом установленных индексов изменения размера вносимой платы для населения п. Синдор составлял – 1 126,60 руб./м3, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 1 169,39 руб./м3.

Согласно ст. 13.4Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми № 579-ОД, Минприроды РК № 2667 от 27.12.2018, приказом Минприроды РК от 11.12.2020 № 2286 и приказом Минприроды РК от 30.12.2021 № 2175 Утверждены территориальные схемы обращения с отходами Республики Коми.

Постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, в котором места сбора ТКО определяются согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Республики Коми.

Согласно п. 7.2 Постановления № 302 на территории населенных пунктов в соответствии с Территориальной схемой должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления КГО. Вывоз смешанных отходов (несортированных ТКО) бесконтейнерным способом допускается с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений.

При этом п. 2 Постановления № 1156 определено, что:

«контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;

«контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Исходя из Постановления № 1156, местом накопления ТКО является непосредственно контейнерная площадка.

Согласно п. 12.1.7 Постановления Администрации городского поселения п.Синдор от 25.09.2017 № 228 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования городского поселения «Синдор» сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по контейнерной или бестарной системе в установленном порядке. Сжигание отходов производства и потребления запрещено.

В соответствии с п. 7.5 Решения Совета городского поселения «Синдор» от 26 мая 2016 г. № 3-42/8 «Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования городского поселения «Синдор», Администрация муниципального образования городского поселения «Синдор» осуществляет, в том числе, оборудование контейнерных площадок на дворовых территориях.

Между тем, несмотря на наличие средне-этажной застройки городского поселения, в территориальной схеме Республики Коми отсутствуют места накопления ТКО для нужд многоквартирных домов в черте городского поселения «Синдор» Княжпогостского района.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок их включения в территориальную схему обращения с отходами, предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Постановление № 1039).

В соответствии с Постановлением № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Из анализа указанных выше норм следует, что места накопления ТКО при децентрализованном способе накопления ТКО в обязательном порядке должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно общедоступным сведениям с официального сайта Администрации муниципального образования – городское поселение «Синдор» http://sindor.ru, постановлениями Администрации поселения от 12.02.2019, 01.07.2019, 16.07.2019, 05.09.2019, 17.09.2019, 28.10.2019 и 13.10.2020 были утверждены реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО и графики бесконтейнерного сбора ТКО на территории городского поселения. Согласно установленных графиков периодичность вывоза мусора для нужд многоквартирных домов установлена: понедельник, среда и пятница. Контейнерные площадки оборудованы и закреплены только за организациями и учреждениями, осуществляющими свою деятельность в городском поселении.

Из изложенного следует, что в городском поселении «Синдор» определен децентрализованный способ накопления ТКО по утвержденному графику, который обязателен для Регионального оператора.

Децентрализованный способ накопления ТКО подразумевает под собой, что потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО выносят собранные ими ТКО на заранее согласованные время и места забора ТКО, при этом само накопление производится лично каждым потребителем у себя дома.

Требования к периодичности вывоза ТКО установлены п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), п. 17 Приложения № 1 раздела VII Постановления № 354. В частности, указанными требованиями предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Начиная с 01.01.2020, распространяет свое действие СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), согласно которому срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

Между тем указанные выше положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действие лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.

В то же время, как указывалось выше, в ряде населенных пунктов вывоз смешанных отходов (несортированных ТКО) бесконтейнерным способом допускается только с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений.

В силу того, что многоквартирный дом, в котором проживает истец не относится к объектам малоэтажного строительства, а муниципальное образование не имеет статуса сельского поселения, организация вывоза ТКО децентрализованным способом является неправомерной, противоречащей нормам законодательства, действовавшего в спорный период.

Поскольку обязанность по оборудованию контейнерных площадок лежит на муниципальном образовании, а Региональным оператором при указанных обстоятельствах приняты все зависящие от него меры по организации вывоза ТКО и в соответствии с утвержденным графиком, действий, нарушающих права потребителя коммунальной услуги Нуриева Н.Н.о. со стороны ответчика не допущено. При этом наличие причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) и понесенными потребителем убытков является обязательным условием для их взыскания с виновного лица, что в судебном заседании установлено не было.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований истца, суд первой инстанции с ссылками на положения статей 157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исходил из того, что истцом не представлено прямых и достоверных доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от выполнения коммунальной услуги либо оказания такой услуги ненадлежащего качества в толковании положений Правил № 354, что и явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, а представленное в материалы дела Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 08.06.2022 №3, выданное Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в адрес ООО «Региональный оператор Севера», правового значения при рассмотрении настоящего иска судом первой инстанции не имело, так как фактически проверка по обращению не проводилась, способ вывоза ТКО и основания для организации такого вывоза мусора надзорным органом не проверялись, наличие виновных действий со стороны Регионального оператора также не фиксировалось.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи.

В силу п. 148(28) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Установленная органом по тарифам плата за обращение с ТКО рассчитана исходя из установленных нормативов объема среднемесячного накопления ТКО, которые обязательны для применения Региональным оператором при расчете платы, а соответственно, не может пересчитываться в зависимости от количества рейсов для транспортировки фактически принятого объема отходов, как в большую, так и в меньшую сторону.

С учетом представленных материалов мировой судья пришел к правомерному выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истца следует отказать, поскольку наличие виновных действий со стороны Регионального оператора не установлено.

Истец в апелляционной жалобе ссылается на то, что протокол судебного заседания в суде первой инстанции составлен не в полном объеме, однако определением мирового судьи от <...> г. замечания Нуриева Н.Н.о. на протокол судебного заседания от <...> г. отклонены в связи с пропуском срока для подачи замечаний.

Суд апелляционной инстанции полагает, что при разрешении указанного спора правоотношения сторон и закон, подлежащие применению, определены верно, поэтому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми от <...> г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Нуриева Н.Н.о. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путём подачи кассационной жалобы через мирового судью Тиманского судебного участка
г. Ухта Республики Коми в трёхмесячный срок.

Судья С.М. Изъюров

11-20/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нуриев Наил Нури оглы
Ответчики
ООО "Региональный оператор Севера"
Другие
администрация ГП "Синдор"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Изъюров Сергей Михайлович
Дело на сайте суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
17.01.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
17.01.2023Передача материалов дела судье
18.01.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
09.03.2023Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее