Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-99/2024 (2-983/2023;) ~ М-766/2023 от 27.10.2023

Дело № 2-99/2024

21RS0001-01-2023-001020-65

Решение

именем Российской Федерации

14 марта 2024 года                                     <адрес>

Алатырский районный суд Ч. Республики под председательством судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянченко В. А. к администрации <адрес> Ч. Республики о признании бездействия по необеспечению жилым помещением незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

установил:

Истец Лукьянченко В.А. мотивировала свои требования следующим.

Она, Лукьянченко В.А., с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на улучшение жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признана таковой в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Обязанность по обеспечению ее жилым помещением законодательством возложена на администрацию <адрес>, которой переданы государственные полномочия Ч. Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 19 лет, при этом до настоящего времени она администрацией <адрес> жильем не обеспечена. Она очень рассчитывала на данную государственную поддержку. В настоящее время учится в ЖД-техникуме и проживает с бабушкой. Хочет получить жилье, так как в дальнейшем планирует завести свою семью. Указанное бездействие администрации <адрес>, выразившееся в длительном непредставлении ей жилого помещения, нарушает ее жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Просит признать бездействие администрации <адрес> Ч. Республики по необеспечению ее, Лукьянченко В. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилым помещением незаконным; обязать администрацию <адрес> Ч. Республики предоставить ей, Лукьянченко В. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истец Лукьянченко В.А., ее представитель адвокат Патраева Е.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации <адрес> Ч. Республики Гайдуков Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в части требования о признании бездействия.

Третье лицо Швецова К.С. в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Ч. Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ч. Республики, Алатырский межрайонный прокурор Ч. Республики, БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минздравсоцразвития Чувашии в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Андронова Л.А., Плеханов В.Ю., Андронова О.А., Ликачкова Ю.Н., Сорокина Д.О., Угарин А.П., Божченко И.А., Карачаров И.А., Лышко Н.С., Прохорова И.В., Киселева А.П., Кузовенкова Д.А., Еливанова К.Н., Николаева И.С., Деров А.В., Текмаева Я.А., Маштаков Д.С., Матвеев Г.Н., Мышнякова М.С., Бочкарева К.Д., А. С.С., Назаров Н.Н., Угарин Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Третье лицо Митрофанов А.С. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Решением Алатырского районного суда Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ Нефедова Е. В. и Лукьянченко А. В. лишены родительских прав в отношении дочери Лукьянченко В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Лукьянченко В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передана под опеку бабушке Лукьянченко Н. В..

Постановлением администрации <адрес> Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ Лукьянченко В.А. принята на учет, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Лукьянченко В.А. на имеющиеся объекты недвижимости.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

В целях реализации вышеуказанных полномочий в ч. 2 ст. 23.1 Закона Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Ч. Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом М. Ч. Республики.

В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 Закона Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Ч. Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Ч. Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ч. Республики наделяются государственными полномочиями Ч. Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с Законом Ч. Республики о наделении органов местного самоуправления в Ч. Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Таким образом, ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Ч. Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в судебном заседании установлен, стороной ответчика не оспаривался.

При этом отсутствие у ответчика надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ни ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни нормы ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также Закона Ч. Республики от 17.10.2005г. «О регулировании жилищных отношений» не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.

Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья истец не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является.

Поскольку Лукьянченко В.А. относится к числу детей-сирот, она имеет право на обеспечение ее во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> Ч. Республики.

Отсутствие законодательно определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органа местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, указанной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, бездействие администрации <адрес> Ч. Республики по необеспечению жилым помещением незаконным не допущено, поскольку истец была поставлена на учет, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не обеспечена истец по независящим от ответчика обстоятельствам – из-за отсутствия финансирования.

В остальной части исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лукьянченко В. А. к администрации <адрес> Ч. Республики о признании бездействия по необеспечению жилым помещением незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> Ч. Республики предоставить Лукьянченко В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Ч. Республики (паспорт выдан МВД по Ч. Республике ДД.ММ.ГГГГ) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований о признании бездействия администрации <адрес> Ч. Республики по необеспечению жилым помещением незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Ч. Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Ч. Республики.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-99/2024 (2-983/2023;) ~ М-766/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лукьянченко Валерия Александровна
Алатырская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация г. Алатырь Чувашской Республики
Другие
Митрофанов Александр Сергеевич
Андронова Ольга Алексеевна
Божченко Илья Александрович
Еливанова Кристина Николаевна
Министерство финансов Чувашской Республики
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Николаева Ирина Сергеевна
Назаров Никита Николаевич
Андронова Любовь Алексеевна
Прохорова Ирина Валентиновна
Деров Александр Вячеславович
Киселева Александра Павловна
Мышнякова Марина Сергеевна
Ликачкова Юлия Николаевна
Кузовенкова Дарья Анатольевна
Угарин Дмитрий Васильевич
Сорокина Диана Оганесовна
Бочкарева Ксения Дмитриевна
БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минздравсоцразвития Чувашии
Швецова Ксения Сергеевна
Плеханов Валерий Юрьевич
Маштаков Дмитрий Сергеевич
Карачаров Илья Алексеевич
Матвеев Григорий Николаевич
Алексеев Сергей Сергеевич
Лышко Нина Сергеевна
Угарин Александр Павлович
Текмаева Яна Андреевна
Суд
Алатырский районный суд Чувашской Республики
Судья
Филатова
Дело на странице суда
alatirsky--chv.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее