РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При помощнике судьи Зайцеве С.В.,
С участием представителя административного истца Слепенчук К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-355/2021 по административному исковому заявлению Козловой Е.В, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Е.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в котором просила восстановить процессуальный срок для обращения в суд и установить кадастровую стоимость нежилого здания – сборно-разборный склад с кадастровым номером №, площадью 862,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 020 495 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад сборно-разборный с кадастровым номером №, площадью 2 151,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 7 968 935 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад ОТС с кадастровым номером №, площадью 791,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 5 019 209 рублей,
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), площадью 16 113 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 18 749 731 рубль.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просила требования удовлетворить, восстановив срок для обращения в суд.
Представитель административного истца по доверенности от 26.01.2021 года № Слепенчук К.Н. в судебном заседании поддержала административные требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что оспаривает кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года, которая в настоящее время является архивной.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Администрации городского округа Тольятти Самарской области, Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель Правительства Самарской области представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не представили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Козловой Е.В. на праве собственности принадлежат:
нежилое здание – сборно-разборный склад с кадастровым номером №, площадью 862,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>,
нежилое здание – склад сборно-разборный с кадастровым номером №, площадью 2 151,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>,
нежилое здание – склад ОТС с кадастровым номером №, площадью 791,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: <адрес>,
земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), площадью 16 113 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками и Единого государственного реестра недвижимости от 16.09.2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 в отношении объектов недвижимости была установлена кадастровая стоимость, которая составляла по состоянию на 06.06.2011 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 15 502 753 рубля 61 копейка, в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 10 141 025 рублей 09 копеек, в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 6 213 636 рублей 78 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 30.11.2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 установлена кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 года в размере 28 695 748 рублей 55 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.11.2020 года и ответом на запрос суда филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 18.01.2021 года № 372.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 года № 935 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, в том числе спорного земельного участка. Постановление вступило в законную силу с 01.01.2021 года.
На основании п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости. В том числе, в отношении административного истца сохраняется право на применение к нему результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания и считая свои права нарушенными, 30.12.2020 года Козлова Е.В. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Козлова Е.В. в обоснование своих требований представила отчеты об оценке ООО «Центра Экспертизы и Оценки» от 24.11.2020 года № 2020/11-15, от 24.11.2020 года № 2020/11-16.
Из отчета от 24.11.2020 года № 2020/11-15 усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, рыночная стоимость которого по состоянию на 01.01.2013 года определена в размере 18 749 731 рубль.
Из отчета от 24.11.2020 года № 2020/11-16 усматривается, что объектами оценки являлись нежилые здания с кадастровыми номерами №, №, №, итоговая величина рыночной стоимости указанных объектов по состоянию на 06.06.2011 года составляет в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 5 019 209 рублей, в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 4 020 495 рублей, в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 7 968 935 рублей.
Общие требования к отчетам об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке ООО «Центр Экспертизы и Оценки» в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на даты оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 30.12.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Козловой Е.В, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – сборно-разборный склад с кадастровым номером №, площадью 862,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 020 495 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад сборно-разборный с кадастровым номером №, площадью 2 151,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 7 968 935 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад ОТС с кадастровым номером №, площадью 791,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 5 019 209 рублей.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), площадью 16 113 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственной базой, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 18 749 731 рубль.
Датой подачи административного иска в суд считать 30.12.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.02.2021 года.
Председательствующий: Панкова М.А.