УИД 76RS0009-01-2022-000492-28
№ 2-27/2023 (№2-259/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2023года п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Егоровой М.П.,
с участием старшего помощника Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Фроловой И.А.,
представителя ответчика администрации Первомайского муниципального района Ярославской области Гузиной И.В.по доверенности,
при секретаре Березиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Первомайского муниципального района о возложении обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка, ранее используемого под полигон твердых коммунальных отходов, произвести рекультивацию указанного земельного участка,
у с т а н о в и л :
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к Администрации Первомайского муниципального района об обязании обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № ранее используемого под полигон твердых коммунальных отходов в районе д. <адрес>, провести рекультивацию указанного участка на основании проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В обоснование требований прокурор указал, что полигон ТКО в районе Первомайского муниципального района Ярославской области занимает земельный участок с кадастровым номером №. Собственником полигона является Первомайский муниципальный район. На основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией Первомайского муниципального района Ярославской области, эксплуатацию данного земельного участка осуществляло АО «Первомайское коммунальное хозяйство» (далее АО «Первомайское КХ»). На основании постановления администрации Первомайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № указанный полигон ТБО закрыт для приема отходов и не эксплуатируется
Пунктом 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
Согласно части 4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила).
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона рекультивация полигона
ТБО, расположенного в районе д. Корхово Первомайского муниципального
района, до настоящего времени не проведена.
В судебном заседании старший помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Фролова И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, также пояснила, что с учетом отзыва ответчика по срокам исполнения требований просила обязать администрацию Первомайского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка, ранее используемого под полигон твердых коммунальных отходов в районе д. Корхово Первомайского муниципального района на земельном участке с кадастровым номером № и в срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести рекультивацию указанного земельного участка.
Представитель ответчика - администрации Первомайского муниципального района ярославской области Гузина И.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, просила увеличить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, представила письменное заявление о признании заявленных требований.
Судом представителю ответчика разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ст.173 ГПК РФ.
Представитель третьего лица АО «Первомайское коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Верхне-Волжского межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности (статья 4 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
В соответствии с п. 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
На основании п. 10 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Минстроем России ДД.ММ.ГГГГ для проведения рекультивации разрабатывается проектно-сметная документация.
На основании п. 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Непринятие мер к рекультивации объекта размещения отходов посягает на гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации полигона ТКО в районе <адрес>. Установлено, что полигон ТКО занимает земельный участок с кадастровым номером №. Собственником полигона является Администрация Первомайского муниципального района Ярославской области. На основании постановления администрации Первомайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № указанный полигон ТБО закрыт для приема отходов и не эксплуатируется.
Администрацией Первомайского муниципального района на момент рассмотрения спора не представлены доказательства по осуществлению работ, подтверждающих обеспечение разработки проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № и проведение рекультивации данного земельного участка, ранее используемого под полигон твердых коммунальных отходов.
Кроме того, учитывая ответчик иск признал в полном объеме и признание иска ответчиком не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не противоречит закону, то у суда есть все основания для принятия признания иска ответчиком и удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Принять признание иска ответчиком – администрацией Первомайского муниципального района Ярославской области.
Обязать Администрацию Первомайского муниципального района Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка, ранее используемого под полигон твердых коммунальных отходов в районе д<адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и на основании проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести рекультивацию указанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Первомайский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение изготовлено 27.01.2023г.
Судья М.П. Егорова