Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-14246/2019 от 30.10.2019

Судья: Митина Е.А. Дело № 33а-14246/2019 (2-3362/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Лазаревой М.А.

судей – Шабаевой Е.И., Ефремовой Л.Н.

при секретаре – Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Хоменко В.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 29 августа 2019 года.

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Хоменко В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации г.о.Самара.

В обоснование иска указала, что она является собственником земельного участка, площадью 863,90 кв.м., назначение: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, кадастровый , и жилого дома, площадью 20,1 кв.м., находящихся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 4 мая 2018 года. Право собственности на указанный земельный участок принадлежало продавцам на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 8 февраля 2011 года и решения Октябрьского районного суда г. Самары от 17 июля 2009 года по гражданскому делу №2-1857/2009.

Как следует из ответа Департамента градостроительства г.о. Самара от 07 февраля 2018 года, указанный земельный участок не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, не подлежит приватизации, так как является земельным участком общего пользования.

В отношении указанной территории утвержден проект планировки территории постановлением Администрации г.о. Самара от 23.10.2015 г. № 1170 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах ул. Л. Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, ул. Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе г. Самары». Согласно заключению кадастрового инженера Головой О.В. от 21 марта 2019 года весь земельный участок расположен в красных линиях.

Однако решением Октябрьского районного суда г. Самары от 17 июля 2009 года установлено, что право собственности на земельный участок и жилой дом возникло у предшественников истца ранее утверждения Генерального плана города от 1 июня 1987г., которым установлены красные линии.

Таким образом, установление красных линий по сформированному и находящемуся в собственности гражданина земельному участку нормами земельного законодательства не предусмотрено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просила суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Администрации г.о. Самара от 23 октября 2015г. №1170 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах ул. Л. Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, ул. Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе г.о. Самара» в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом конфигурации и местоположением границ земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым , установленных согласно описанию характерных точек (каталог координат поворотных), об исполнении решения сообщить не позднее двух месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда истцу и в суд.

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 29 августа 2019 г. в удовлетворении требований Хоменко В.А. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с постановленным решением, ставит вопрос о его отмене, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.

В суде апелляционной инстанции представитель Хоменко В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представители Администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Администрации г.о. Самара от 23 октября 2015 г. № 1170 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах ул. Л. Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, ул. Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе г. Самары» утверждена документация по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах ул. Л. Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, ул. Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе г. Самары, разработанная в соответствии с распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 25 июля 2013г. № РД-698.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 4 мая 2018 года Хоменко В.А. является собственником земельного участка, площадью 863,90 кв.м., назначение: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, кадастровый и расположенного на нем жилого дома, площадью 20,1 кв.м., находящихся по адресу: <адрес>.

Согласно представленному истцом в дело заключению специалиста - кадастрового инженера Головой О.В. от 21 марта 2019 года весь земельный участок, Хоменко В.А. расположен в красных линиях, которые разработаны в составе документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации г.о. Самара от 23 октября 2015 г. № 1170.

Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец ссылается на то, что указанным постановлением Администрации г. Самара от 23 октября 2015 г. № 1170 нарушены права Хоменко В.А. как собственника земельного участка. Указывает, что нахождение участка в «красных линиях» лишает его покупательской ценности, и приводит к невозможности реализовать земельный участок.

В силу положений п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «красные линии» - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, городских округов.

Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу п. 1 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Как следует из положений п. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

На основании ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно пункту 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации именно по результатам публичных слушаний, с учетом протокола и заключения об их результатах глава местной администрации принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку. То есть, надлежащее проведение публичных слушаний рассматривается как обязательный юридический факт, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировки территории.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к выводу о том, что Хоменко В.А. не представлено доказательств нарушения оспариваемым постановлением уполномоченного органа ее прав и законных интересов.

При этом суд исходил из того, что вследствие утверждения проекта планировки территории границы принадлежащего истцу земельного участка не были изменены, право собственности истца на земельный участок не прекращено.

Кроме того, как установлено судом, при разработке документации по планировке территории красные линии, в границах которых расположен земельный участок истца, не являлись вновь нанесенными, а отображали ранее установленные красные линии в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утв. Решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. № 539, в связи с чем, оспариваемым постановлением органа местного самоуправления новые красные линии в составе проектной документации не устанавливались.

Так, документация по планировке территории в границах ул. Л. Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, ул. Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе г. Самары разработана и утверждена в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ и красные линии, в границах которых расположен земельный участок с кадастровым , не являлись вновь нанесенными.

Указанные красные линии установлены в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утв. Решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008г. № 539 и оспариваемым постановлением органа местного самоуправления новые красные линии в составе проектной документации не устанавливались.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что при приобретении земельного участка 4 мая 2018 года Хоменко В.А. имела возможность ознакомиться с расположением красных линий на проекте планировки территории города. Указанная информация размещается на сайте Администрации г.о. Самары.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления Администрации г.о. Самара от 23 октября 2015г. №1170 «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах ул. Л. Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, ул. Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе г.о. Самара» в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым .

Кроме того, судом правомерно указано на пропуск административным истцом сроков на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 статьи 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Установлено, что административным истцом при подаче искового заявления представлена выписка из ИСОГД г.о. Самары от 7 февраля 2018г., содержащая информацию о нахождении спорного земельного участка на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории (постановление Администрации г.о. Самара от 23.10.2015г. №1170).

Таким образом, на момент приобретения земельного участка в от 4 мая 2018 года Хоменко В.А. было известно о принятом постановлении Администрации г.о. Самара об утверждении документации по планировке территории, однако в суд с настоящим иском она обратилась лишь 2 июля 2019 года, т.е. с пропуском установленного законом срока обжалования.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на законе и соответствующим обстоятельствам дела. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Выводы суда о законности оспариваемого решения подробно мотивированы. Доводам административного истца, имеющим правовое значение при рассмотрении дела, дана правильная правовая оценка.

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что ее требования незаконно рассмотрены по правилам КАС РФ.

Согласно изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснениям, к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Исходя из предмета заявленных исковых требований, об оспаривании решения органа местного самоуправления (а не требования о правах на земельный участок), характера правоотношений, рассматриваемый спор не относится к спору между сторонами, основанному на равенстве участников, а также не является требованием о признании недействительными (незаконными) акта органа местного самоуправления, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности истца, в связи с чем, данные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Помимо этого, вид судопроизводства определяется не лицом, обращающимся за судебной защитой, а судом исходя из характера спора и заявленных требований. Суд вправе самостоятельно определить вид судопроизводства и рассматривать заявление по правилам данного вида судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы административного истца аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 29 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хоменко В.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-14246/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Хоменко В.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Логинов А.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.10.2019Передача дела судье
26.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее